ENG

Личный кабинет открывает доступ к услугам ФНС России

29 Архангельская область

Дата публикации: 08.08.2018

Издание: Газета «Лидер Поморья», № 07 (290), 23 июля 2018 года
Тема: Личный кабинет
Источник:  https://vk.com/29lider

«Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» является одним из наиболее востребованных среди электронных сервисов ФНС России. О его преимуществах и функциональных возможностях рассказывает заместитель начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску Сергей Лавринов.

- Сергей Анатольевич, для чего создан Личный кабинет и зачем он нужен гражданам?

- Сервис создан в первую очередь для удобства налогоплательщиков. Он позволяет получать информацию и взаимодействовать с налоговой инспекцией дистанционно, не обращаясь в налоговый орган ни лично, ни по почте.

- Какие возможности дает гражданам Личный кабинет?

-Подключившись к Личному кабинету, каждый человек сможет осуществлять юридически значимый документооборот с налоговой инспекцией: представлять декларации о доходах 3-НДФЛ; направлять заявления на зачет или возврат переплаты, на предоставление налоговой льготы; запрашивать справки о состоянии расчетов с бюджетом, об исполнении обязанности об уплате налогов, акт сверки и другие документы.

В Личном кабинете имеется информация о принадлежащих физическому лицу на праве собственности объектах имущества (квартиры, дома, транспортные средства, земельные участки и т.д.), здесь можно проверить полноту и достоверность этой информации. По каждому объекту приведены сведения, используемые для исчисления имущественных налогов, - например, кадастровая стоимость квартиры или земельного участка, мощность двигателя транспортного средства. При выявлении каких-либо несоответствий информацию об объектах налогообложения можно уточнить непосредственно через Личный кабинет.

Пользователь сервиса имеет возможность своевременно получить и распечатать налоговые уведомления по имущественным налогам или оплатить их в режиме онлайн через банки-партнеры ФНС России. Кроме того, для пользователя доступна актуальная информация об уплаченных суммах налогов, о наличии задолженностей и переплат.

В Личном кабинете можно просмотреть справку по форме 2-НДФЛ, в которой отражаются полученные доходы, налоговые вычеты, суммы удержанного и перечисленного работодателем НДФЛ. Эту справку можно выгрузить на свой компьютер в виде файла с электронной подписью налогового органа и направить, например, в кредитные организации. Пользователю сервиса доступны также сведения о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, начисленных работодателем.

Через раздел «Документы налогоплательщика» можно направлять запросы в налоговые органы и просматривать сформированные налоговыми инспекциями документы.

- Нужно ли дублировать направляемые документы на бумаге, ведь обычно на всех документах требуется личная подпись?

- Документы, направляемые из сервиса, налогоплательщик подписывает своей электронной подписью, они в этом случае юридически равнозначны бумажным.

Электронную подпись можно сформировать самостоятельно в течение трех-пяти минут здесь же в Личном кабинете в разделе «Профиль». Если при этом в качестве хранилища выбрать защищенную систему ФНС России, то электронный ключ будет доступен на любых мобильных устройствах. Ключ будет надежно защищен от доступа к нему посторонних лиц, включая работников ФНС России, и от копирования. Использование электронной подписи позволит осуществлять весь документооборот с налоговой инспекцией без дублирования на бумажном носителе.

- Насколько активно налогоплательщики пользуются возможностями Личного кабинета?

- Число жителей г. Архангельска, предпочитающих Личный кабинет визитам в налоговую инспекцию, постоянно увеличивается. Все более популярным становится представление через Личный кабинет деклараций о доходах по форме 3-НДФЛ. Так, в 1 полугодии 2018 года в инспекцию направлено почти 4,2 тысячи электронных деклараций по форме 3-НДФЛ - это в полтора раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Подавать декларацию дистанционно через сервис могут как граждане, обязанные задекларировать свои доходы (от продажи имущества, транспортных средств, сдачи в аренду недвижимости и др.), так и лица, реализующие свое право на получение налоговых вычетов по расходам на приобретение жилья, обучение, лечение.

При оформлении декларации в Личном кабинете значительно сокращается время на ее заполнение, поскольку часть сведений о налогоплательщике заносится автоматически. Всплывающие подсказки позволяют избежать ошибок. Здесь же можно прикрепить к декларации электронные копии подтверждающих документов.

Заполненная декларация и подтверждающие документы заверяются электронной подписью и направляются в налоговый орган в электронном виде в режиме онлайн.

Если по декларации налог на доходы физических лиц подлежит возврату из бюджета, то заявление на возврат, заверенное электронной подписью, также подается из сервиса.

Функционал Личного кабинета позволяет получать информацию о принятых налоговым органом решениях на возврат, сумме налога к возврату.

- Как подключиться к Личному кабинету?

- Получить доступ в Личный кабинет можно в любой налоговой инспекции, независимо от места регистрации гражданина, имея при себе паспорт (исключением являются налоговые инспекции, которые не осуществляют взаимодействия с физическими лицами).

Выданный для регистрации в сервисе первичный пароль требуется обязательно сменить в течение месяца. Если этого не сделать, учетная запись блокируется. К сожалению, многие забывают о необходимости смены пароля и в результате лишают себя возможности пользоваться электронным сервисом. Самое неприятное в такой ситуации – стать неплательщиком налога, поскольку уведомление об оплате имущественных налогов (транспортного, земельного, налога на имущество) на бумажном носителе пользователю Личного кабинета не направляется, а доступ в Личный кабинет для получения электронного уведомления без смены пароля он утрачивает. В результате – задолженность, о возникновении которой налогоплательщик может и не догадываться.

Если пользователь зарегистрировался в Личном кабинете, но забыл в течение месяца сменить первичный пароль, для восстановления доступа к сервису необходимо вновь обратиться в налоговую инспекцию.

Войти в Личный кабинет можно и с использованием пароля доступа к Единому порталу государственных услуг, но только в том случае, если он получен после подтверждения личности пользователя в центре обслуживания.

- Что делать, если в течение месяца пароль сменили, но потом его забыли? Каждый раз вновь обращаться в инспекцию?

- Пользователь имеет возможность самостоятельно восстановить пароль с помощью электронной почты в разделе «Профиль» при условии указания контрольного слова и контактного телефона. Однако в случае, если впоследствии плательщик забудет и пароль, и контрольное слово, восстановить пароль можно только в инспекции.

- Существуют ли аналогичные сервисы для организаций?

- Для организаций и для индивидуальных предпринимателей на сайте ФНС России функционируют «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» и «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» Они также позволяют получать актуальную информацию о состоянии расчетов с бюджетом, направлять и получать документы в электронном виде.