ENG

В Архангельской области продолжается работа по обелению лесной отрасли

29 Архангельская область

Дата публикации: 22.10.2018

Издание: Газета «Первая полоса» № 09 (103) октябрь 2018 года
Тема: Налоги
Источник:  http://consultant29.ru/info/project/izdatelskie-proektyi/

Архангельская область занимает второе место в Северо-Западном федеральном округе по запасам древесины, и традиционно существенный вес в общем объеме промышленного производства Архангельской области приходится на лесопромышленный комплекс. Как и год назад о специфике налогового администрирования предприятий лесной отрасли нашей области мы беседуем с начальником Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Татьяной Викторовной Мардановой.

ВОПРОС: Татьяна Викторовна, что изменилось за это время?

Лесная отрасль по-прежнему требует пристального внимания налоговых органов, не все задачи решены, но о некоторых достижениях уже можно рассказать.

В Архангельской области реализована федеральная программа по «обелению» лесной отрасли, инициированная Федеральной налоговой службой. В рамках проекта 26 июня 2018 года 8 крупнейших организаций лесопромышленного комплекса Архангельской области, заключили добровольное общественное соглашение о противодействии незаконным действиям на рынке лесопродукции и подписали Хартию в сфере оборота древесины.

Участники Хартии – это крупные лесопромышленные холдинги, в том числе с иностранным участием, которые осуществляют лесозаготовки, оптовую торговлю древесным сырьем и необработанными лесоматериалами, производят различные виды пиломатериалов и глубокую переработку древесины, целлюлозу, бумагу и картон.

Лесопромышленные холдинги, ведущие заготовку древесины с последующей глубокой переработкой, формируют свыше 50 процентов областных объемов заготовки древесины, до 70 процентов производства пиломатериалов, 100 процентов целлюлозо-бумажной продукции. За ними закреплено более 70 процентов расчетной лесосеки арендованных лесных участков.

Выполнение участниками Хартии принятых на себя обязательств обеспечит прозрачный оборот лесопродукции и пополнение бюджета налоговыми поступлениями.

К Хартии могут присоединиться все предприниматели, компании и организации, ведущие бизнес в лесной отрасли и принимающие правила ведения прозрачного бизнеса, при которых участники:

  • не получают конкурентное преимущество за счет неуплаты налоговых платежей, не участвуют в схемах организации незаконного возмещения НДС и препятствуют вовлечению себя в такие схемы,
  • стремятся приобретать лесопродукцию непосредственно у производителей, переработчиков, добросовестных участников, подписавших Хартию,
  • обязуются отслеживать цепочку договоров контрагента вплоть до лесозаготовителей, используя данные ЕГАИС «Учет древесины и сделок с ней» и другие.

Срок присоединения к Хартии новых участников не ограничен. Ознакомиться с текстом Хартии можно на официальном сайте Правительства Архангельской области www.dvinaland.ru.

ВОПРОС: Татьяна Викторовна, какие задачи решены инспекцией?

В рамках проекта по обелению лесной отрасли перед инспекцией стояла задача убедить участников оборота лесопродукции в повышении прозрачности оборота древесины, сокращении многоступенчатости (цепочек) продажи лесопродукции и ограничении деятельности недобросовестных контрагентов, использующих незаконные способы минимизации налоговых обязательств. Ведь добросовестное исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов согласно законодательству Российской Федерации выгодно для всех налогоплательщиков.

Активная работа с поставщиками леса началась в инспекции уже в 2015 году, когда стал использоваться программный комплекс автоматизированной системы контроля за уплатой налога на добавленную стоимость АСК-НДС-2. Программным комплексом сведения из отчетности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его поставщиков и покупателей. Если в такой цепочке есть расхождение, как мы называем «налоговый разрыв» – это сигнал о возможном участии налогоплательщика в схемах незаконной минимизации налоговых обязательств.

Анализ сведений из Единой государственной автоматизированной информационной системы «Учет древесины и сделок с ней» позволил установить поставщиков и объемы предполагаемых поставок леса по контрактам, заключенным крупнейшими налогоплательщиками на 2018 год, определить все звенья цепочек поставок леса.

При проведении мероприятий налогового контроля определяются участники схем формирования и использования мнимых источников налоговых вычетов в лесной отрасли, а также всех звеньев цепочки поставки леса. Инспекцией выявлены организации, у которых отсутствовали персонал, имущество, транспортные средства или представлялись налоговые декларации с минимальной суммой налога к уплате в бюджет. Информация в отношении установленных поставщиков направлялась в адрес лесопереработчиков для проведения оценки рисков и усиления системы внутреннего контроля при выборе поставщиков лесопродукции.

В ходе бесед и рабочих встреч с руководителями крупнейших предприятий и поставщиками лесопродукции инспекции удалось убедить участников лесного рынка в неизбежности отказа от серых схем ведения бизнеса.

ВОПРОС: Татьяна Викторовна, какие результаты проделанной работы Вы можете отметить?

Факты, полученные в результате анализа сведения из отчетности налогоплательщиков и мероприятий налогового контроля, явились весомой мотивацией для перехода участников лесного рынка на прямые взаимоотношения лесозаготовителей, переработчиков и экспортеров лесопродукции.

Так, например, крупнейший лесопромышленный холдинг Архангельской области, осуществляющий оптовую торговлю древесным сырьем и необработанными лесоматериалами, провел мероприятия по снижению многоступенчатости сделок, пересмотрел список контрагентов, осуществляющих поставку сырья и лесоматериалов. В итоге из цепочки поставки лесозаговитель – лесопереработчик исключены формальные посредники, не ведущие реальную деятельность, фактически не осуществляющие обязательств по сделке, имеющие минимальную налоговую нагрузку или сдающие нулевую отчетность. В настоящее время цепочки в основном заканчиваются на 2 и 3 звеньях, то есть непосредственно лесозаготовителями, которые применяют упрощенную систему налогообложения или являются посредниками без учета НДС.

Практика подтверждает, что выполнение участниками Хартии принятых на себя обязательств обеспечивает прозрачный оборот лесопродукции и пополнение бюджета налоговыми поступлениями. Так, при общем увеличении объемов закупки древесины наблюдается снижение налоговых вычетов по НДС и увеличение суммы налога к уплате в бюджет: сумма налога, подлежащая уплате в бюджет предприятиями этого лесопромышленного холдинга за 2 квартал 2018 года, по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличилась на 55 млн. руб. и составила почти 220 млн. рублей.

ВОПРОС: Татьяна Викторовна, работа по обелению лесной отрасли будет продолжена?

Да, безусловно, предстоит большая совместная работа с предприятиями лесопромышленного комплекса региона. Участники Хартии осуществляют общественный контроль за соблюдением принципов Хартии на рынке оборота лесной продукции и информационный обмен между собой и налоговыми органами по фактам выявления недобросовестности при исполнении обязательств по уплате налогов, сборов и страховых взносов со стороны контрагентов. Эти меры позволят предотвратить часть налоговых правонарушений.

Перспективным направлением по обелению всех отраслей является расширение электронного документооборота.

Например, в тексте Хартии закреплено, что участники обязуются соблюдать требования законодательства Российской Федерации при осуществлении перевозок лесопродукции автомобильным транспортом по дорогам в Архангельской области и проявлять добросовестность при выборе грузоперевозчика, в том числе заключать договоры непосредственно с компаниями перевозчиками.

Известно, что в большинстве случаев нелегальными участниками рынка грузоперевозок являются индивидуальные предприниматели, которые ради заработка вынуждены принимать условия недобросовестных участников рынка.

Минтрансом РФ разработан проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в Правила перевозки грузов автомобильным транспортом. Вводится новое понятие «электронная транспортная накладная», то есть транспортная накладная, оформленная в электронном виде, подписываемая электронными подписями.

В перспективе применение электронной транспортной накладной позволит легализовать, сделать более прозрачным, рынок автомобильных грузовых перевозок. Даст возможность налоговым органам в автоматическом режиме проверять соответствие заключенных договоров об оказании услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом действующему законодательству и исключать серые схемы уклонения от налогообложения.

Более подробно об этом можно прочесть в статье «ЭДО между налогоплательщиками и ФНС России», опубликованной в журнале «Налоговая политика и практика» №8 (188) август 2018.

ВОПРОС: Татьяна Викторовна, развитие электронного документооборота снижает нагрузку на налогоплательщиков?

Безусловно, развитие электронного документооборота снижает административную нагрузку и на плательщиков и на налоговые органы.

Например, лесопильно-деревообрабатывающие предприятия в Архангельской области ориентированы на выпуск экспортных пиломатериалов и почти 70 процентов экспортных пиломатериалов производится крупнейшими налогоплательщиками, администрируемыми нашей инспекцией.

При этом, администрирование нулевой ставки по НДС практически полностью автоматизировано: экспортер представляет в инспекцию электронные реестры документов, а сверка поданных сведений с информацией, полученной от таможенных органов, осуществляется автоматически. Подтверждающие документы – таможенные декларации и товаросопроводительные документы запрашиваются у налогоплательщика только в случае расхождений.

С введением в 2018 году перечня кодов видов сырьевых товаров налогоплательщики, осуществляющие экспортные операции по реализации лесоматериалов и лесопродукции, соответствующих кодов ТЭН ВЭД, могут заявлять к вычету НДС в более короткие сроки – с момента принятия на учет приобретенных товаров.

Это стало возможным в результате расширения информационного взаимодействия ФНС России и Федеральной таможенной службы.

На сайте ФНС России запущен бесплатный электронный сервис «Проверка факта поступления от ФТС России сведений по документам, необходимым для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов НДС (освобождения от уплаты акцизов)». Сервис позволяет любому участнику внешнеэкономической деятельности проверить наличие номера таможенной декларации в информационном ресурсе ФНС России и факт убытия или прибытия товара по экспортно-импортным операциям.

ВОПРОС: Какие электронные сервисы ФНС России помогут налогоплательщику упростить взаимодействие с партнерами и контрагентами?

Федеральная налоговая служба предупреждает налогоплательщиков от работы в зоне финансового риска, в том числе от партнерства с неблагонадежными субъектами коммерческой деятельности.

В целях повышения налоговой грамотности среди налогоплательщиков и их информирования на официальном сайте ФНС России размещена информация о наиболее характерных нарушениях законодательства о налогах и сборах, выявляемых налоговыми органами в ходе проведения мероприятий налогового контроля.

Так, среди характерных нарушений выделено необоснованное применение специальных налоговых режимов путем использования схем дробления бизнеса и минимизации налоговых платежей.

Опубликованный перечень характерных нарушений законодательства о налогах и сборах поможет налогоплательщикам самостоятельно проанализировать свою деятельность, а также предотвратить возможные нарушения налогового законодательства и снизить налоговые риски, уточнить налоговые обязательства.

Мы приглашаем всех законопослушных и социально ответственных участников лесного рынка, отрицающих незаконную налоговую оптимизацию, следовать принципам Хартии в сфере оборота древесины и переходить на прямые взаимоотношения исключая искусственно созданные структуры и формальных посредников – перекупщиков.

В заключение беседы традиционно желаю всем налогоплательщикам успешного развития на благо экономики Архангельской области и Ненецкого автономного округа.