ENG

Сергей Родионов: «Честный бизнес налоговую не боится»

29 Архангельская область

Дата публикации: 16.11.2018

Издание: Деловой вестник Поморья
Тема: Итоги работы
Источник:  https://dv29.ru/

Как обстоят дела с налоговыми поступлениями, почему налоговых проверок становится меньше и удалось ли «обелить» лесной бизнес – об этом и многом другом накануне профессионального праздника Дня работника налоговых органов, который ежегодно отмечается 21 ноября, журналу «Деловой вестник Поморья» рассказал руководитель УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Сергей Родионов.

– Сергей Викторович, в преддверии профессионального праздника принято подводить итоги прошедшего года. Чем этот временной промежуток запомнился лично для Вас и возглавляемого Вами ведомства?

Пожалуй, главное достижение заключается в том, что, несмотря на проблемы в экономике и нестабильную ситуацию на финансовых рынках, мы успешно решаем задачу по наполнению бюджета. И происходит это не только за счет нефтегазовых доходов, которые, безусловно, являются драйвером роста.

Всего за 9 месяцев 2018 года в консолидированный бюджет РФ от налогоплательщиков области и округа поступило 139,2 млрд рублей, что на 35, 9 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Причем, наблюдается рост налоговых доходов бюджетов всех уровней без исключения.

В федеральный бюджет поступило 82,5 млрд рублей, в бюджет Архангельской области – 37,9 млрд рублей и в бюджет Ненецкого автономного округа – 8,1 млрд рублей. Налоговые доходы увеличились, соответственно, на 29,9 млрд рублей, на 4,6 млрд рублей и на 239 млн рублей. Положительную динамику имеют местные бюджеты.

На фоне роста налоговых поступлений снижается совокупная задолженность по обязательным платежам. За 9 месяцев 2018 года она уменьшилась более чем на 2 млрд рублей или почти на 22 процента. Наш регион уверенно входит в первую десятку ведомственного рейтинга по этому показателю, что, согласитесь, учитывая количество субъектов РФ, впечатляет.

Считаю, что в этом есть немалая заслуга работников налоговых органов, которые прилагают максимум усилий для исполнения поставленных перед ними задач.

– Какова динамика числа нарушений налогового законодательства на территории нашего региона?

На протяжении последних нескольких лет ФНС проводит последовательную политику по снижению количества выездных налоговых проверок. Однако это не говорит о том, что нарушений становится меньше. Просто мы перешли от тотального контроля к точечному.

В работе используется так называемый риск-ориентированный подход. Особое внимание уделяется предпроверочному анализу: если налоговые органы выходят на проверку, значит – на то есть серьезные основания. У добросовестных налогоплательщиков минимальные шансы попасть под проверку. Зато у бизнеса, который использует агрессивные схемы уклонения от уплаты налогов, они крайне велики.

Подобный подход позволил кратно снизить количество выездных мероприятий. Если в 2012 году в Архангельской области и Ненецком автономном округе проведено 485 проверок, то в 2015 – 98. В плане на 2018 год и того меньше – всего около 40.

При общем снижении количества проверок выросла их эффективность. В том же 2012 году сумма доначислений на одну результативную выездную проверку составляла 4 млн рублей, сейчас – около 30 млн рублей, то есть в 7 раз больше.

Хочу особо подчеркнуть, что мы выходим на проверку только в крайнем случае, когда другие механизмы диалога не работают. При этом очень важно, что сегодня каждый может самостоятельно оценить вероятность проведения в отношении себя проверки. Факторы риска, используемые налоговыми органами, публичны и размещены на официальном сайте ФНС России.

– Сегодня в Архангельской области много говорят об обелении бизнеса, и прежде всего – в лесной отрасли. Как идёт этот процесс?

Реализация федерального отраслевого проекта ФНС России по «обелению» лесной отрасли вызвала нешуточный общественный резонанс, что вполне объяснимо. Необходимость наведения порядка в ЛПК Архангельской области назрела давно. Незаконные схемы, непрозрачная структура бизнеса и, как следствие, низкие налоговые поступления – такая ситуация устраивать не может, в том числе добросовестных участников рынка, которые не в состоянии конкурировать в «серой зоне».

В октябре 2018 года проекту исполнился ровно год. За это время совместными усилиями налоговых, правоохранительных органов и областной власти удалось переломить ситуацию. Мы видим, что структура бизнеса становится прозрачней, налогоплательщики переходят на прямые поставки леса, отказываясь от многочисленных фирм-посредников. Субъекты, которые не хотят работать по-честному, покидают рынок. Как результат - растут налоговые поступления.

За 6 месяцев текущего года общий объём поступлений по лесной отрасли региона увеличился на 1,088 млрд рублей, или на 33 % к уровню прошлого года. Причем, рост наблюдается по всем налогам и, особенно, по налогу на прибыль.

Знаковым событием для всей отрасли стало подписание 26 июня 2018 года Хартии в сфере оборота древесины, определившей честные правила игры на этом рынке. Через месяц, 20 июля, на совещании по вопросу защиты лесов и глубокой переработки древесины, которое провел в Карелии председатель правительства Российской Федерации Д.А. Медведев, принято решение о распространении опыта Архангельской области на другие субъекты страны.

Несмотря на очевидные успехи, говорить о завершении проекта преждевременно. Сегодня наша главная задача – привлечь новых участников рынка к подписанию Хартии.

– Государство в последние годы активно поощряет граждан к занятию предпринимательством. Насколько действенны, на Ваш взгляд, такие меры, как налоговые каникулы для вновь зарегистрированных предпринимателей? Как развивается в Архангельской области патентная система?

Государство использует различные способы привлечения граждан в бизнес, в том числе путем налогового стимулирования. Востребованность льготных режимов налогообложения медленно, но верно растет.

Например, в 2017 году налоговыми органами выдано гражданам 642 патента – это почти на 20 процентов больше, чем годом ранее. Незначительно увеличилось количество патентов с 0 ставкой (то, что мы называем «налоговыми каникулами»), соответственно, с 41 до 54. Положительную динамику наблюдаем и в 1 полугодии 2018 года.

Однако, на мой взгляд, потенциал патентной системы налогообложения намного выше. К сожалению, налогоплательщики еще не до конца осознали ее преимущества, и, надеюсь, что ситуация в скором времени изменится.

Кстати, в настоящее время на федеральном уровне активно обсуждается режим для самозанятых граждан. Предлагается революционное решение – технология, позволяющая легализоваться и платить налоги по пониженным ставкам буквально в один-два клика в мобильном приложении. Насколько эта идея себя оправдает, покажет самое ближайшее будущее.

– Много ли жителей региона пользуются социальными и имущественными налоговыми вычетами?

Законом гражданам предоставлено право вернуть ранее уплаченный НДФЛ и, тем самым, компенсировать часть средств, потраченных на обучение, лечение, приобретение медикаментов или на покупку жилья. Было бы странным такой возможностью не пользоваться, поэтому граждане активно заявляют социальные и имущественные налоговые вычеты.

Вопросы, как вернуть налог и какие документы для этого необходимы, входят в топ самых популярных, с которыми физические лица ежегодно обращаются в налоговые инспекции.

За 9 месяцев 2018 года налоговые вычеты заявили почти 70 тыс. жителей региона, из них 39 тыс. человек воспользовались имущественными вычетами и около 30 тысяч – социальными. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, превысила 2,5 млрд. рублей. Значительная часть этой суммы – около 90 % – приходится на имущественные вычеты, что вполне закономерно и справедливо: чем выше расходы, тем больше размер «налоговой компенсации».

– Около двух лет назад вашей службе были переданы полномочия по администрированию взносов во внебюджетные фонды. Работы у службы заметно увеличилось?

Для нас администрирование подобных платежей задача не новая. Когда-то мы уже занимались сбором единого социального налога. Сейчас эти функции вновь вернули налоговой службе. Конечно, работы прибавилось, а значит – увеличилась нагрузка на инспекторский состав. Однако я бы не стал заострять на этом внимание, а отметил положительные изменения для плательщиков страховых взносов.

Раньше работодателям приходилось представлять сразу несколько форм отчетности в каждый из фондов. Причем, не было единого срока, а информация нередко дублировалась. Сегодня плательщикам страховых взносов достаточно подать один отчет. Инспекция обработает представленную информацию и направит ее в соответствующие фонды для исполнения социальных функций.

Что касается поступлений страховых взносов, то они демонстрируют устойчивый рост. Во многом за счет выстраивания платежной дисциплины и работы с накопленной ранее задолженностью. За первый год администрирования страховых взносов, то есть за 2017 год, собрано 46,1 млрд. рублей страховых взносов, что на 5,3 % выше уровня поступлений 2016 года.

– Не секрет, что широкое внедрение досудебного урегулирования снизило число судебных разбирательств. Есть ли статистика по этому показателю?

Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров действует с 2014 года. Суть проста – ни один судья не примет к рассмотрению налоговый спор, если он не прошел эту процедуру.

Иногда приходится сталкиваться с мнением, что данный механизм необъективен, а вышестоящий налоговый орган, рассматривая жалобу на действия своей инспекции, руководствуется принципом «своя рубашка ближе к телу». Но это совсем не так. Свыше 40% споров разрешается в стенах налоговой, без обращения в суд.

Благодаря досудебному урегулированию в последние годы наблюдается устойчивая тенденция к снижению судебных разбирательств. Так, если в 2015 году налогоплательщики подали в суд 155 исков, то в 2017 году – 116, а в 1 полугодии 2018 года – всего 45.

Сохранять положительную динамику позволяет повышение качества досудебного урегулирования. Выработаны единые правовые позиции, которые доводятся до налогоплательщиков, в том числе через сервис «Решения по жалобам» на сайте ФНС России.

– Сегодня в нашу жизнь всё больше входят высокие технологии. Не обошли новые сервисы и вашу службу. Каково число граждан, воспользовавшихся электронными сервисами, в том числе личным кабинетом налогоплательщика в Архангельской области?

Федеральная налоговая служба является одним из наиболее технологичных государственных ведомств. Процессы глубокой информатизации затронули все направления деятельности налоговых органов – от контрольной работы до предоставления государственных услуг.

Например, система «АСК «НДС-2» автоматизировала процесс выявления незаконных схем с уплатой и возмещением НДС, а технология онлайн-касс, признанная лучшей в мире, повысила качество налогового администрирования в такой непрозрачной сфере как розничная торговля.

На сайте ФНС России запущено более 50 сервисов. Через Интернет можно узнать ИНН, записаться на прием, обратиться с официальным запросом, подать документы на государственную регистрацию и даже проверить бизнес-партнера.

Контролировать расчеты с бюджетом в режиме реального времени позволяет «Личный кабинет налогоплательщика». Он охватывает практически все жизненные ситуации, которые могут возникнуть при взаимодействии с налоговыми органами.

В нашем регионе свой «Личный кабинет» открыли почти 150 тыс. граждан, более 9 тыс. индивидуальных предпринимателей и около 4 тыс. юридических лиц. С каждым днем количество пользователей увеличивается.

Таким образом, благодаря современным технологиям обмануть государство становится все сложнее, а соблюдать закон и платить налоги вовремя – намного удобнее и проще.