ENG

Цифровые технологии и автоматизация налогового контроля НДС делают лесной рынок прозрачным

29 Архангельская область

Дата публикации: 24.06.2019

Издание: Делу - время
Тема: Налогообложение
Источник:  http://consultant29.ru/

С 01 апреля 2019 года в Архангельской области начала работу Межрайонная ИФНС России № 12 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее в тексте Инспекция). Мы беседуем с начальником инспекции, советником государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Татьяной Викторовной Мардановой.

Татьяна Викторовна, расскажите читателям о новой налоговой инспекции.

Инспекция не новая, её история создания началась еще в 2006 году – даты образования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. Затем на базе инспекции была создана Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. И вот теперь в связи с изменением структуры территориальных органов ФНС России с 1 апреля 2019 года инспекция переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Преобразование структуры территориальных органов связано с администрированием крупнейших налогоплательщиков специализированными Межрегиональными инспекциями Федеральной налоговой службы.

Как сейчас организована работа инспекции?

Организационно-штатные мероприятия в инспекции закончены. Контрольная работа продолжается. Например, в 1 квартале 2019 года инспекцией дополнительно начислено в бюджет и внебюджетные фонды платежей в общей сумме 63,2 млн. руб., в том числе 90,5 % от общей суммы доначислений начислено по выездным проверкам – 57,2 млн. рублей.

В новом статусе инспекция продолжает участвовать в реализации отраслевых проектов ФНС России по обелению экономики?

Отраслевые проекты реализуются ФНС России в рамках разработанной концепции Системы управления поведением налогоплательщиков, целью которой является плавный переход от проверки отдельного налогоплательщика к созданию прозрачной контрольной среды в отраслях и рынках, не допуская при этом получения конкурентного преимущества за счет уклонения от уплаты налогов.

Например, ФНС России успешно реализован отраслевой проект на рынке зерновых, масличных культур и растительного масла. К Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции присоединились уже 4054 участников по всей стране.

В Архангельской области продолжается реализация проекта по «обелению» лесной отрасли. В 2018 году 8 крупнейших организаций лесопромышленного комплекса Архангельской области заключили добровольное общественное соглашение о противодействии незаконным действиям на рынке лесопродукции и подписали Хартию в сфере оборота древесины.

По состоянию на 30 апреля 2019 года в реестр организаций, подписавших Хартию, включены уже 15 организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере оборота лесопродукции на территории Архангельской области.

К Хартии могут присоединиться все предприниматели, компании и организации, ведущие бизнес в лесной отрасли и принимающие правила ведения прозрачного бизнеса. Срок присоединения к Хартии новых участников не ограничен. Ознакомиться с текстом Хартии можно на официальном сайте Правительства Архангельской области www.dvinaland.ru.

Какие меры принимаются для выявления и сокращения теневого сектора в лесной отрасли экономики?

Активная и углубленная работа с поставщиками лесопродукции ведется в инспекции с 2015 года. Именно в 2015 году ФНС России создан единый центр обработки данных для консолидации, обработки, анализа и хранения всей электронной налоговой информации в одной точке. Все декларации по НДС, а значит, и все счета-фактуры, попадают в общероссийскую базу.

Автоматизированная система камерального контроля по налогу на добавленную стоимость, программный комплекс «АСК НДС-2» проводит сравнение данных о каждой операции по цепочке движения товара, работы или услуги в автоматическом режиме.

Система уплаты налога на добавленную стоимость предполагает, что в случаях, когда налогоплательщик приобретает товары, работы или услуги у контрагента и принимает НДС к вычету, он отражает этот НДС в книге покупок. Контрагент должен отразить эту же сумму НДС в книге продаж. Данные налогового учета у налогоплательщика и у контрагента по такой операции должны сходиться. Если есть расхождения в отражении НДС у сторон сделки, то они выявляются при представлении деклараций в электронном виде. Причем такие расхождения видны по всей цепочке контрагентов - между налогоплательщиком и его поставщиком, поставщиком поставщика и т.д. Если в данной цепочке организаций есть недобросовестный налогоплательщик, который уклоняется от полноценного отражения и уплаты НДС, он будет обязательно выявлен.

Какие ещё источники используются для проверки выявленных цепочек контрагентов?

Для отработки полученной информации анализируются сведения, размещенные в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней. В ЕГАИС древесины и сделок с ней содержится полная информация о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих заготовку древесины или совершивших сделки с древесиной, декларациях о сделках с древесиной, о фактическом объеме полученной древесины и другая.

Обобщаются сведения, предоставленные органами исполнительной и законодательной власти. Так, во исполнение Закона Архангельской области от 24.06.2009 N 38-4-ОЗ в пунктах приема и отгрузки древесины каждый факт передачи, приема, вывоза юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем принадлежащей им древесины, фиксируется в специальных журналах, которые тоже анализируются налоговым органом.

Используются данные из открытых источников – это средства массовой информации, специализированные информационно-аналитические системы «Контур-Фокус», «KARTOTEKA.RU», «СПАРК-ИНТЕРФАКС», официальные сайты органов исполнительной власти и организаций, из которых можно составить общее представление о бизнесе налогоплательщиков. Вся полученная информация сопоставляется со сведениями в ПК «АСК НДС-2».

Татьяна Викторовна, какие результаты проделанной работы Вы можете отметить?

Информация в отношении всех установленных поставщиков направляется в адрес крупнейших предприятий лесопромышленного комплекса региона для проведения самостоятельной оценки рисков и усиления системы внутреннего контроля при выборе поставщиков лесопродукции.

Все участники Хартии в сфере оборота древесины осуществляют общественный контроль на рынке оборота лесной продукции и информационный обмен между собой и налоговыми органами по фактам выявления недобросовестности при исполнении обязательств по уплате налогов со стороны контрагентов.

Эта большая совместная работа с предприятиями лесопромышленного комплекса региона позволила предотвратить часть налоговых правонарушений и дала свои положительные результаты.

Заключение в 2018-2019 гг. прямых договоров с лесозаготовителями обеспечило снижение цены приобретения лесопродукции от 2 до 20% за кубический метр. В целом по Архангельской области при общем увеличении объемов закупки древесины наблюдается снижение налоговых вычетов по НДС, увеличение в 1 кв. 2019 года по сравнению с аналогичным периодом 2018 года почти в 1,33 раза налоговой базы по НДС и увеличение суммы налога к уплате в бюджет.

Например, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет предприятиями только одного крупнейшего лесопромышленного холдинга за 2018 год по сравнению с 2017 годом увеличилась на 55 млн. руб. и составила почти 220 млн. рублей.

О каких выявленных характерных нарушениях можно рассказать?

В ходе анализа деятельности одного из лесопромышленных холдингов инспекцией выявлены цепочки поставщиков с высоким налоговым риском. Инспекцией для отработки полученной информации проводился анализ движения денежных средств на расчетных счетах всей цепочки поставщиков, данная информация сопоставлялась с информацией, размещенной в ЕГАИС древесины и сделок с ней и в ПК «АСК НДС-2». Была выстроена цепочка от лесозаготовителя до переработчика.

При проведении контрольных мероприятий установлено, что реальным выгодоприобретателем в одной из цепочек поставщиков лесопродукции является общество с ограниченной ответственностью, которое использовало недобросовестную бизнес-модель, основанную на оформлении вымышленных фактов хозяйственной деятельности.

Целью включения фиктивных покупателей в цепочку поставок леса являлось искусственное занижение доходов и сохранение права на применение специального налогового режима, предусматривающего пониженную, по сравнению с общим режимом налогообложения, налоговую нагрузку.

Для выявления таких злоупотреблений контрольно-аналитическая работа будет усилена в отношении налогоплательщиков, которые создают видимость деятельности нескольких самостоятельных налогоплательщиков, прикрывающих деятельность одного налогоплательщика, с целью получения или сохранения права на применение специального налогового режима.

Обращаю внимание налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, что законодательством о налогах и сборах предусмотрена возможность в добровольном порядке уточнить свои налоговые обязательства и при наличии оснований пересчитать подлежащие уплате налоги по общей системе налогообложения без применения налоговых санкций.

Следующий этап работы по обелению лесной отрасли коснется непосредственно лесозаготовителей?

Работа по созданию прозрачной контрольной среды в лесной отрасли будет продолжена среди всех участников оборота лесопродукции. При этом, считаю необходимым более широко проводить профилактику злоупотреблений налоговыми преимуществами, установленными для малого бизнеса. И особое внимание, на мой взгляд, необходимо направить на информирование налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих специальные налоговые режимы, по вопросам корректного формирования налоговой базы и исчисления сумм налогов.

Федеральная налоговая служба предлагает широкий спектр способов информирования налогоплательщиков, позволяющий получать необходимую информацию по наиболее актуальным вопросам соблюдения налогового законодательства.

На официальном Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Контрольная работа» размещена подробная информация о мероприятиях налогового контроля, а также о характерных нарушениях, выявляемых в ходе проведения выездных налоговых проверок.

Рекомендую всем налогоплательщикам ознакомиться с этим перечнем и самостоятельно проанализировать финансово-хозяйственную деятельность, чтобы снизить налоговые риски и самостоятельно уточнить свои налоговые обязательства.

Какую ещё информацию о своей организации и контрагентах можно получить на сайте ФНС России?

Чтобы снизить риск заключения сомнительных сделок с организациями и правильно выбрать делового партнера рекомендую пользоваться интернет-сервисами, разработанными ФНС России: «Проверь себя и контрагента», «Прозрачный бизнес», «Недействительные ИНН юридических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика» и другими.

Например, в сервисе «Прозрачный бизнес» объединены 12 источников информации, таких как сведения из реестра дисквалифицированных лиц, информация об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами, информация о многократном участии физического лица в организациях, сведения о специальных налоговых режимах, применяемых организациями и т.д.

Кроме того, в сервисе есть «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки», который позволяет налогоплательщикам оценить свои налоговые риски - сравнить свою налоговую нагрузку и заработную плату со средними значениями по отрасли.

Индивидуальные предприниматели через «Личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя» могут выбрать оптимальный режим налогообложения с помощью налогового калькулятора, и, в случае необходимости, изменить применяемую систему налогообложения, направив соответствующее заявление также через «Личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя».

Сведения об организациях в части нарушений законодательства о налогах и сборах, в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам и мерах ответственности за эти нарушения, размещаются на сайте ФНС России в разделе «Открытые данные».

В комплексе эти сведения дают представление о репутации компании, её финансовой устойчивости, качестве оказываемых ею услуг и характере деятельности в целом.

ФНС России предлагает всем налогоплательщикам активно использовать информацию, размещенную на официальном сайте. Понятные, доступные и простые в использовании сервисы призваны повысить мотивацию налогоплательщиков