ENG

Решение об отказе в возмещении НДС должно соответствовать требованиям приказа ФНС России от 27.04.2010г. №ММВ-7-3/204 и содержать необходимые сведения, позволяющие соотнести это решение с решением по камеральной налоговой проверке.

Дата публикации: 29.08.2013 15:56 (архив)

Налоговые органы часто встречаются в судах с налогоплательщиками, оспаривающими решения налоговых органов об отказе в возмещении НДС.

При этом, по мнению налогоплательщиков и судов разных инстанций, данные решения должны соответствовать требованиям ст. 101 НК РФ, то есть содержать описание обстоятельств, установленных в ходе проверки, ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие установленные обстоятельства, сведения о приводимых налогоплательщиком доводах по результатам проверки и оценке этих доводов.

В связи с тем, что данное решение не соответствует нормам ст. 101 НК РФ, это является основанием для признания решения инспекции недействительным согласно п. 14 ст. 101 НК РФ.

Так как по данной ситуации имеется неоднозначная практика, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 12.03.2013г. рассмотрев дело №А06-8059/2011, поставил точку в давних спорах налоговых органов с налогоплательщиками по этому вопросу.

ВАС РФ в Постановлении №13476/12 изложил следующую позицию.

Налоговым органом процедура рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки и принятия решений была соблюдена: общество представляло возражения на акт проверки, принимало участие в рассмотрении материалов проверки, получало через своих представителей все решения и иные документы, связанные с проверкой, знало о выявленных в ходе нее нарушениях и ему была предоставлена возможность обеспечить надлежащую защиту своих прав. Решение об отказе в привлечении к ответственности соответствует требованиям ст. 101 НК РФ, в нем в полном объеме изложены обстоятельства, установленные проведенной проверкой, в том числе выявленные нарушения, приведены возражения общества и результаты их рассмотрения, а также имеется ссылка на необходимость принятия решения об отмене возмещения в той сумме, которая не подтверждена камеральной проверкой. Оба решения приняты одновременно и являются взаимосвязанными.

Общество при обжаловании актов в вышестоящий налоговый орган и в суд доводов о несоответствии решения об отказе в привлечении к ответственности требованиям ст. 101 НК РФ и о несоблюдении процессуальных гарантий прав налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки и принятии решений не приводило.

В оспариваемом решении об отмене возмещения указаны предмет камеральной налоговой проверки; период ее проведения; документы, представленные обществом; представленные им возражения и документы контрагента; размер подтвержденного применения ставки 0 процентов по НДС; размер необоснованно заявленных налоговых вычетов; ранее принятое решение о возмещении НДС в заявительном порядке; разница между суммой налога, возмещенной в заявительном порядке, и суммой налога, подлежащей возмещению по результатам камеральной проверки; а также то, что решение принимается одновременно с решением об отказе в привлечении к ответственности.

То есть решение об отмене возмещения содержит необходимые сведения, позволяющие соотнести это решение с решением об отказе в привлечении к ответственности, и констатирует сумму налога, не подлежащую возмещению по результатам проверки.

Кроме того, данное решение об отмене возмещения соответствует форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 27.04.2010 №ММВ-7-3/204@.

На основании вышеизложенного Высший Арбитражный Суд Российской Федерации вернул данное дело на новое рассмотрение в связи с тем, что у судов отсутствовали основания для признания оспариваемого решения недействительным по формальным основаниям. Спор подлежал рассмотрению по существу частичного отказа в возмещении НДС с учетом того, что общество при обращении в суд приводило доводы о несогласии с выводом инспекции о неправомерном применении налоговых вычетов.