ENG

Руководитель УФНС России по Белгородской области Игорь Понкратов: Ситуация с доходами сложная, но мы отрабатываем все возможные направления

31 Белгородская область

Дата публикации: 20.11.2013

Издание: Газета "Белгородские известия"
Тема: Новости из мира налогов
Источник:  http://old.belwesti.ru/20.11.13-18324.html

21 ноября Федеральной налоговой службе РФ исполняется 23 года, и всё это время она не перестаёт меняться вслед за изменениями самой налоговой системы. Руководитель УФНС России по Белгородской области Игорь Понкратов рассказал о предстоящем расширении полномочий налоговой службы и о том, можно ли создать такую систему, при которой бизнесмены захотят платить налоги.

- Как вы оцениваете нынешнее состояние налоговой системы в стране и управления по Белгородской области? С чем подошли к некруглой, но довольно солидной дате?

- В своё время было около 50 налогов и сборов, доходило до курьёзов - курортные сборы, налог на выгул собак. Сейчас система оптимизирована и всё приведено к определённому знаменателю, на первый план выходят вопросы качества администрирования. К примеру, налог на добавленную стоимость (НДС) - налог федеральный и очень непростой в администрировании, но зато стабилен по своей сути: товар продаётся, и в нём уже заложен НДС. Налоговая система реформируется, и налоговая служба тоже непрерывно меняется. В 1990-е годы, когда мы только начинали, у нас было арендуемое помещение и 38 человек в управлении, не было даже калькуляторов! Сейчас мы очень сильно продвинулись по программным продуктам - 35 вспомогательных электронных сервисов, и это не предел. Ведутся масштабные работы по передаче и концентрации всей информационной базы в трёх центрах обработки данных: в Дубне, в Нижегородской и Волгоградской областях. В перспективе туда же перейдут и лицевые счета налогоплательщиков, на аутсорсинг уйдут функции по печати и доставке уведомлений, транспортное и финансовое обеспечение, у нас останется только контроль.

По рейтингу Всемирного банка, налоговая система России за последние 4-5 лет поднялась на несколько десятков позиций. Это говорит о том, что достижения есть, но есть и над чем работать.

- Бизнес периодически напоминает о том, что хорошо бы снизить НДС и упростить его возврат. Как вы считаете, это увеличит число тех, кто предпочтёт платить его легально, а не искать пути для махинаций?

- Если упрощать НДС, то можно прийти к тому, с чего мы начинали - к налогу с продаж. НДС был введён с 1 января 1992 года, причём сразу, и как его взимать - тогда никто не представлял (в Израиле его вводили 4 года). Тогда было тяжело, сейчас система администрирования сложилась, но вопросы остаются. К примеру, с 2014 года декларации по НДС будут подавать только в электронном виде. Это упрощает процесс и исключает возможность махинации, но недобросовестные плательщики были и есть, поскольку НДС сам по себе достаточно криминогенен с точки зрения возмещения и вычета. Этот налог уплачивается при ввозе товара на таможне, а возвращаем вычет уже мы. В Англии и в Украине, например, эти службы находятся в едином подчинении, и я думаю, что это логично.

Сегодня НДС составляет 18%, и, наверное, это не так много. Я думаю, что вопрос не в размере ставки, а в механизме взимания. С января по сентябрь НДС собрали 7,6 миллиарда рублей, а вернули около 7 миллиардов. Отказали в возмещении недобросовестным плательщикам на сумму около 180 миллионов рублей. Не факт, что снижение ставки увеличит количество добросовестных плательщиков. С этим налогом проще, чем, скажем, с налогом на прибыль или налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Где есть налог, всегда есть и желание его минимизировать. Раньше ставка доходила до 60%, сейчас - 13%, казалось бы, тогда должно было и денег быть больше, но ничего подобного. Сейчас от налога на доходы физических лиц уходят, выплачивая зарплату в конвертах.

- Борьбе с теневой зарплатой уделяется большое внимание, удаётся ли выводить работодателей «из тени»?

- В первую очередь зарплата в конверте бьёт по отчислениям в пенсионный и социальный фонды. В конечном итоге всё сказывается на пенсии, а это сложно объяснить работодателю, поскольку НДФЛ удерживается с зарплаты наёмного сотрудника. И когда вместо 12 тысяч дают пять, а остальные в конверте, это, наверное, вина того, кто платит. Я думаю, глобального интереса в неуплате НДФЛ у простого работника нет. Федеральный минимум по зарплате составляет около 5 тысяч рублей, в Белгородской области - 12 тысяч. Если работодатели не принимают эти правила, тогда будут проводиться контрольные мероприятия со всеми вытекающими. В налоговых органах области действует комиссия, которая занимается теневыми выплатами. В 2013 году было заслушано около 1,3 тысячи компаний. В результате ими было доплачено по НДФЛ более 38 миллионов рублей.

- Из-за сложной ситуации с металлургическим комплексом в этом году каждый рубль в области на счету. Сможете собрать недостающие миллиарды?

- Ситуация с доходами уже второй год сложная. Из-за металлургического сектора выпадение доходов составляет 7 миллиардов рублей, мы их покрыть не можем. Если постараемся, найдём 1,5-2 миллиарда. Мы отрабатываем все возможные направления, чтобы изыскать дополнительные источники дохода. Рост идёт по имущественным налогам, по НДФЛ на 115-116% по сравнению с прошлым годом. Поступления от акцизов на алкоголь тоже увеличились, поскольку выросла реализация и повысилась ставка акциза. Есть 3,5 миллиарда задолженности, из них 2,1 миллиарда у предприятий, которые находятся в процессе банкротства, поэтому шансы получения по ним дополнительных поступлений мизерные. Всего в процессе банкротства около 200 организаций.

- Многие налогоплательщики воспринимают инспекторов негативно, как вы считаете, насколько налоговая инспекция открыта для общества и рядовым людям понятна ваша работа?

- Определённый правовой нигилизм присутствовал в 1990 годы, когда было модно не платить. Сейчас отношение меняется, но ещё не один год должен пройти. Мы со школы детям начинаем рассказывать, что такое налоги, кто их должен платить, зачем, раздаём наглядный информационный материал. Люди меняются и в отношении к нам, но с точки зрения психологии - когда что-то забирают даже на благие цели, то это всегда вызывает отрицательное отношение.

- Один из методов завоевания доверия общества - «горячая линия». Как давно у вас работает этот телефон, с какими вопросами чаще всего звонят?

- Телефон доверия работает более десяти лет, сейчас появилось и много других возможностей довести до нас информацию. Жалобы можно разделить на две категории: на факты налоговых правонарушений или систему налогообложения в целом, и на действия конкретных сотрудников. Трудно сказать, что превалирует. Есть человеческий фактор: там, где очередь, есть нервозность. Радует, что за последние три года нет уголовных дел, возбуждённых по коррупционным моментам. У нас постоянно проводятся социологические опросы, и по итогам последнего 90% опрошенных оценивают работу сотрудников хорошо. Я регулярно просматриваю и «чёрный список» - это очень действенный и оперативный механизм. Жалобы на сотрудников есть, к примеру, обратился человек за налоговым вычетом, отдал документы и месяц-два никакого движения. Тут целая цепочка: налоговая - казначейство - финансовый отдел, и только потом вы или получаете вычет наличными или не выплачиваете НДФЛ в течение года. Человеку не объяснили - вот уже и обида. Есть вопросы по регистрационным действиям. Бывают жалобы по итогам проверок, когда налогоплательщика не устраивают суммы доначислений.

- Возможно ли создать систему, при которой налогоплательщики хотели бы платить налоги?

- У налогоплательщика есть право выбрать систему налогообложения: «упрощёнка», «вменёнка» и единый сельскохозяйственный налог - настолько упрощено всё и по количеству деклараций, и по сути. Вменённый налог в размере 15% за вычетом расходов от доходов, или 6% от чистого дохода, патент ещё проще - государство максимально упрощает налогообложение. Есть установка не «кошмарить» бизнес, и, по-моему, она выполняется.

- А что вы думаете о расширении полномочий налоговых органов в части права возбуждать уголовные дела по налоговым статьям?

- Статьи о неуплате налога физическими и юридическими лицами есть в Уголовном кодексе. Этой темой занималось УВД по нашим материалам. Несколько лет назад полномочия передали в Следственный комитет, который возбуждал дела также по нашим материалам. Сейчас речь идёт о возвращении полномочий УВД, чтобы они сами могли приходить и проверять с нашим участием или без такового и возбуждать уголовные дела. У налоговой службы нет полномочий возбуждать уголовные дела. Для нас важен результат проверки, и главное не посадить, а добиться, чтобы налоги были уплачены. Каждая совместная с УВД проверка приносит в шесть раз больше доначислений, чем когда мы проверяем самостоятельно. Участие сотрудников полиции дисциплинирует людей. За девять месяцев 2013 года в бюджет дополнительно поступило более 1,6 миллиарда рублей. В своё время неплательщиками занималась налоговая полиция, там были оперативники, документалисты, следователи - всё было в одних руках.

- Получается, чем передавать полномочия, эффективнее было бы вернуть подобную структуру?

- Может быть, и так.

- Какие приоритеты в развитии видите на ближайшие год-два?

- Основная масса налогоплательщиков - люди добросовестные, и они просто должны знать, куда, за что и когда заплатить. Наша задача - создать такие условия. Оплата труда сотрудников налоговых органов пока оставляет желать лучшего, хотя у людей сложилось противоположное мнение. Средняя зарплата рядового инспектора 15,5 тысячи, а нагрузка приличная. У нас почти 80% работников - женщины.

Основные приоритеты будут направлены на модернизацию, сервисность, на то, чтобы быть ближе к людям и оказывать максимально качественные услуги налогоплательщикам.

О работе и о себе

- Что считаете главным достижением в своей работе и своим личным достижением?

- Приятно, что я состоялся на этой работе, судьба бюджетников зависит от нашей работы, и есть некоторая гордость от сопричастности к этому. В личном плане - это, конечно, семья и дети.

- Как будете отмечать профессиональный праздник?

- Непосредственно в праздник я буду в Москве на коллегии, там запланирована и праздничная программа.

- Вы больше любите дарить подарки или принимать?

- Дарить, конечно. Приятно дарить подарки дочерям, жене, маме, потому что они на это очень позитивно реагируют.

- О чём мечтали в детстве и есть ли сейчас мечты?

- В детстве хотел стать офицером, и вот на государевой службе состою, так что отчасти это сбылось. Сейчас есть желание увидеть внуков - нормальное человеческое желание любого отца.

- Что вас больше всего удивило в жизни?

- Да и продолжает удивлять - когда что-то хорошее и позитивное происходит, когда весна, природа обновляется, это всегда удивляет, а вот негативу я уже не удивляюсь.

- Ваш любимый анекдот про налоговика?

- Как зовут вашего налогового инспектора? А его не зовут, он сам приходит.