ENG

О позиции судов по вопросу самостоятельного обжалования решения вышестоящего налогового органа, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика

Дата публикации: 29.03.2019 19:41

В соответствии с правовой позицией Пленума ВАС РФ, изложенной в п. 75 постановления от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может выступать самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.

В определении Верховного Суда РФ от 22.06.2018 № 305-КГ18-7550 по делу № А40-50924/2017 также отмечено, что в случае, если оспариваемое решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика, не является новым решением по результатам проверки, принято в строгом соответствии с полномочиями вышестоящего налогового органа при отсутствии каких-либо процессуальных нарушений, такое решение не может быть предметом для самостоятельного обжалования в суде.

Аналогичной позиции суды придерживаются и в случае самостоятельного обжалования акта налогового органа, оформленного по итогам проведения мероприятий налогового контроля. Так, например, Конституционный Суд РФ в определении от 27.05.2010 № 766-О-О указал, что в силу положений ст. 100 НК РФ акт выездной налоговой проверки предназначен для оформления ее результатов и сам по себе не порождает изменений в правах и обязанностях налогоплательщиков.

В этой связи предметом для обращения в суд может являться не акт проверки, а решение, вынесенное налоговым органом по итогам рассмотрения данного акта, после обжалования налогоплательщиком такого решения в вышестоящем налоговом органе в порядке, предусмотренном разделом VII части 1 НК РФ.

УФНС России по Брянской области также напоминает, что всю необходимую информацию о ходе и результатах рассмотрения жалобы, поданной в вышестоящий налоговый орган, можно получить, воспользовавшись электронным сервисом «Узнать о жалобе».