ENG

Недобросовестные граждане не вправе участвовать в управлении юридическими лицами

Дата публикации: 01.08.2018 16:13

Конституционный Суд РФ (Определение от 13.03.2018 N 580-О) отказал гражданину в рассмотрении жалобы об оспаривании конституционности подп. "ф" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и распространил действие вышеуказанной нормы права на отношения, возникшие до 1 января 2016 года.

Конституционным Судом РФ была проверена конституционность абз. 3 подп. "ф" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

В своем Определении Конституционный Суд РФ отметил, что одним из механизмов обеспечения достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, выступает установленный абз. 3 подп. "ф" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ временный запрет (основание для отказа в государственной регистрации на создание новых юридических лиц и на участие в управлении существующими юридическими лицами для тех граждан, которые ранее проявили недобросовестность, уклонившись от совершения необходимых действий по прекращению юридического лица в предусмотренных законом процедурах ликвидации или банкротства, что может также означать уклонение от исполнения обязательств перед кредиторами юридического лица).

Тем самым, как указал Конституционный Суд РФ, гражданин, являющийся лицом, имевшим право без доверенности действовать от имени юридического лица, которое менее трех лет назад было исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо с задолженностью перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы РФ либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, не вправе выступать ликвидатором иного юридического лица.

Такой запрет не является чрезмерной мерой, так как устанавливается на определенный (временный) срок и затрагивает только недобросовестных лиц, уклонившихся от совершения необходимых действий по прекращению юридического лица в предусмотренных законом процедурах ликвидации или банкротства, что может также означать уклонение от исполнения обязательств перед кредиторами юридического лица.

При этом временный (трехлетний) запрет обеспечивает актуальность сведений и направлен на защиту прав и законных интересов участников гражданского оборота от проявлений недобросовестного поведения лиц, имевших место как до 1 января 2016 года, так и после указанной даты.

Таким образом, подп. "ф" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ может применяться к отношениям, существовавшим до 1 января 2016 г.