ENG

Мы растем!

32 Брянская область

Дата публикации: 20.12.2012

Издание: Точка за декабрь 2012, с. 22
Тема: интервью с Е.В. Николаенко
Источник: 

Брянская область имеет репутацию небогатого региона, в том числе и по собираемым налоговым доходам. А какое место по собираемым налогам наша область занимает сегодня в Центральном федеральном округе? Что изменилось в этом плане за последние несколько лет?

Е.В. Николаенко: Выглядим мы, действительно очень скромно: 0,4 % - доля Брянской области в поступлениях в консолидированный бюджет Российской Федерации, и 1 %  - по Центральному федеральному округу. Но не будем забывать, что в него входят Москва и Московская область, которым остальные субъекты не конкуренты. Из 2,5 трлн. рублей налоговых поступлений, собранных в ЦФО за 9 месяцев этого года на их долю приходится 2 трлн. рублей.  Поступления Брянской области за этот же период составили 28,5 млрд. рублей, и с этой суммой среди оставшихся 16 регионов ЦФО мы выглядим неплохо. Если рассматривать показатели в динамике к прошлому году, мы идем с плюсом в 8,2 млрд. рублей. Прибавка существенная, и по темпам роста – 140 %, Брянская и Калужская области в этом году лучшие по Центральному федеральному округу.

Некогда Византия получала треть своих доходов от таможенной пошлины за соль, провозимую через Босфор. Пограничное положение нашей области способствует увеличению ее доходов и собираемых налогов?

Е.В. Николаенко: Разумеется, приграничное положение Брянской области дает ей существенные выгоды, делает регион перспективным для развития торгово-экономического сотрудничества, привлечения инвестиций и т.д. и это скажется на налоговых поступлениях положительно. Сами же таможенные платежи доходы области не увеличивают. Однако количество налогоплательщиков, занимающихся внешне-экономической деятельностью, увеличивается и, соответственно, растут от них поступления налогов.

Так, например, поступления НДС на товары, ввозимые из Республик Беларусь и Казахстан, за 9 месяцев текущего года составили 2 млрд. рублей. А за аналогичный период прошлого года поступило 1,6 млрд. рублей. Рост составляет 400 млн. рублей или 25 процентных пункта. 

Сумма перечислений Брянской таможней в доход федерального бюджета таможенных платежей от внешне-экономической деятельности составила - 30,4 млрд. рублей, рост к аналогичному периоду прошлого года составляет 27 процентных пункта.

Год назад в одном из интервью вы заметили, что  с точки зрения налоговых поступлений население в нашей стране пока не может тягаться с предприятиями. Отсюда и налоговая политика государства: юридические лица платят гораздо больше, чем физические.  Проиллюстрируйте это цифрами по Брянской области.

Е.В. Николаенко: Я бы не стала утверждать так категорично, что юридические лица платят гораздо больше, чем физические. Чтобы понять чье налоговое бремя тяжелее, давайте посмотрим структуру поступлений.

Мы с вами платим имущественные налоги физических лиц. Это транспортный налог для автовладельцев, который идет на строительство и ремонт дорог, это налог на имущество – квартиры, дома, дачи, которыми мы владеем, это налог на землю, если таковая есть у вас в собственности. В целом, доля доходов от имущественных налогов с физических лиц в бюджете Брянской области не слишком велика. Она составляет по прошлому году 428,8 млн. рублей – это 1,5 % от всех поступлений Брянской области в консолидированный бюджет Российской Федерации и 2,4 % в консолидированном бюджете области. 

За 10 месяцев текущего года граждане заплатили имущественных налогов почти 0,5 млрд. рублей, в том числе налога на имущество – 48 млн. рублей, земельного налога – 92 млн. рублей, транспортного налога в сумме 326 млн. рублей.

Важным для области остается налог на доходы физических лиц, которого поступило 6,4 млрд. рублей. Это тот самый налог, который по старой привычке многие называют подоходным и который мы не очень любим, потому что он удерживается с наших зарплат и с других доходов физических лиц. Но с другой стороны, заплатив этот налог, мы обеспечиваем качество собственной жизни. Эти деньги остаются в полном объеме в распоряжении консолидированного бюджета субъекта и на сегодняшний день это 42 процента его доходов. Напрямую он тоже идет не из нашего кармана, его оплачивает работодатель, налоговый агент. Но сам налог – это не что иное, как 13 % нашей заработной платы, из которой, его собственно и вычитают.

В открытой прессе звучали цифры, что скромный «Брянсксельмаш» заплатил налогов около миллиарда, то есть больше, чем БМЗ. Корпорация «Гринн» (в Брянске - магазины «Линия»)  стал крупнейшим плательщиком налогов в Орле (800 миллионов год).   Может, стоит просто завести в область еще пяток таких компаний и все проблемы по налогам будут решены?  И может, это проще, чем безнадежная борьба на местах с «серыми конвертами»?

Е.В. Николаенко: Я бы не стала делать ставку на заезжих купцов. Поднять экономику может только производитель. И в последние годы на него можно без сомнений делать ставку. Я не буду озвучивать конкретные суммы поступлений от того или иного налогоплательщика. Не имею права, поскольку эти сведения составляют налоговую тайну. Могу лишь сказать, что платежи брянских промышленных предприятий за 9 месяцев этого года увеличились на 3,3 млрд. рублей. Прирост дали 15 крупнейших брянских налогоплательщиков: ООО «ПК «БСЗ» - на 525 млн. рублей, упомянутый вами ЗАО СП «Брянсксельмаш»  - на 424 млн. рублей, ЗАО «Мальцовский портландцемент» - на 355 млн. рублей, ЗАО «УК «БМЗ» - на 323 млн. рублей и другие. Рост поступлений связан с увеличением налоговой базы, увеличением объёмов производства и реализации, снижением удельного веса расходов, получением авансов в счёт будущих поставок продукции.

Я думаю, наши предприятия понемногу начинают оправляться от шока «реформ», находить свою нишу в новых условиях, учатся не только производить хорошую продукцию, но и самое главное, сбывать ее.

Не соглашусь и с тем, что борьба с «серыми» конвертами и «серыми» схемами так уж и безнадежна. На комиссиях по легализации объектов налогообложения мы за 9 месяцев заслушали 1160 налогоплательщиков. Пятая часть приглашенных уточнила свои налоговые обязательства  «добровольно», что даст бюджету прибавку в 454 млн. рублей.

Тем, кто, опровергая очевидные цифры, пытался убедить нас в правомерности своих убытков придется заплатить вдвое больше. Мы провели в отношении их 98 выездных налоговых проверок, в результате которых дополнительно начислено налоговых платежей  260 млн. рублей, а также уменьшено убытков в размере 327 млн. рублей.

 

Какова сегодня роль и доля брянского малого бизнеса в пополнении общей налоговой казны? Как менялось за последние три года число малых предприятий в Брянске и области?

Е.В. Николаенко: Дело в том, что и в законодательстве о государственной регистрации, и в Налоговом кодексе отсутствует понятие «субъект малого или среднего предпринимательства», а это значит, что  в качестве отдельной категории налогоплательщиков мы их не рассматриваем. Выделяются  налогоплательщики, уплачивающие установленные налоги и сборы в общем порядке, а также налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы. В число последних входят как предприниматели, так и юридические лица. Назвать их субъектами малого и среднего бизнеса можно с некоторой натяжкой. Малые и средние предприятия и индивидуалы, действительно, как правило, используют специальные режимы налогообложения, но это не обязательное требование.

Поступления от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, выросли по сравнению с прошлым годом на 293 млн. рублей и за 9 месяцев составили 1,3 млрд. руб. Все они остаются в консолидированном бюджете области и составляют 8,6 процента от его налоговых доходов.

У нас есть примеры, когда брянские предприниматели отчитываются о доходах в несколько сот миллионов рублей в год? А много ли таковых?  Например, председатель обкома профсоюза малого и среднего бизнеса Николай Шилин говорит, что в торговле реальный доход мелкого предпринимателя составляет в среднем 15 тысяч рублей в год.

Е.В. Николаенко: По данным декларационной кампании этого года о полученных доходах свыше 100 млн. рублей за 2011 год отчиталось 29 индивидуальных предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения. Четверо из них указали доход свыше 500 млн. рублей. Но нужно учитывать, что предприниматели, применяющие ЕНВД, о своих доходах нам не обязаны отчитываться и статистических данных о том, сколько среди них миллионеров у нас нет.

На вторую часть вопроса я хочу ответить вам вопросом: «Много ли Вы знаете людей, которые согласятся работать за 15 тысяч рублей в год? И знаете ли Вы кого-то, кто сможет на эту сумму прожить?

Сегодня, даже относительно успешный  областной бюджет почти наполовину формируется за счет трансферов из центра.  Как, на ваш  взгляд, в этой ситуации, убедить власти придумывать новые способы для пополнения казны, роста налоговых поступлений.

Е.В. Николаенко: Убеждать власть нам не приходится. Согласитесь, получать свое гораздо приятнее, чем выпрашивать у Москвы. В части администрирования налогов, которые формируют консолидированный бюджет субъекта, мы всегда находим помощь и поддержку всех уровней власти - от областной до муниципальных образований. Это работа координационных советов и комиссий по легализации заработной платы, взысканию задолженности, увеличению налоговой базы предприятий. Это информационная поддержка в периоды проведения декларационных кампаний, уплаты имущественных налогов. Мы с благодарностью такую помощь принимаем.