32 Брянская область
Дата публикации: 20.02.2013
Издание: Бизнес Регион-32
Тема: О налогах и не только
Источник: 
Об основных изменениях в налоговом законодательстве, очередной декларационной кампании и количестве собранных налогов по итогам 2012 года с нами поделился Руководитель Управления ФНС России по Брянской области Елена Викторовна Николаенко.
Елена Викторовна, начало года, это начало работы с новыми силами, новыми идеями, но так же и новыми изменениями и в законодательстве и в жизни города и области. Начнем, наверное, с обновленного состава инспекций. Расскажите, пожалуйста, поподробнее о данных изменениях.
- Да, с приходом нового года на территории Брянской области вместо 11 работают 6 налоговых инспекций. Реорганизация налоговых органов проводится во исполнение Указа Президента Российской Федерации об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов, а также соответствующего постановления правительства.
За счет объединения межрайонных инспекций № 2, № 4 и № 6 образована инспекция Федеральной налоговой службы по городу Брянску, которая обслуживает налогоплательщиков Советского, Бежицкого, Фокинского и Володарского районов областного центра.
К межрайонной инспекции № 5 присоединились межрайонные инспекции № 3, № 9 и инспекция по Дятьковскому району. В число муниципальных образований, которые ранее обслуживались этими инспекциями с нового года вошли города Карачев и Сельцо. Таким образом, по территории налогового администрирования реорганизованная «пятерка» стала самой крупной инспекцией в Брянской области.
Изменение структуры налоговых органов, их существенное уменьшение не снизит качество обслуживания налогоплательщиков?
Мы постарались сделать все от нас зависящее, чтобы изменения в нашей внутренней структуре не коснулись качества обслуживания налогоплательщиков и исполнения других функций налоговой службы, включая налоговый контроль. Более того, мы рассчитываем это качество улучшать, в том числе, за счет внедрения современных технологий.
Но на первых порах без огрехов не обошлось. Я не буду говорить о наших профессиональных трудностях, возникших при слиянии баз данных объединенных инспекций - их мы решаем в рабочем порядке. Огорчает, что ряд неудобств пришлось испытать налогоплательщикам.
При реорганизации сменились реквизиты получателей доходов - ИНН и КПП для налогоплательщиков, находящихся в Брянске и КПП для тех, кто входит в зону налогового администрирования межрайонной инспекции № 5. Все новые реквизиты есть на нашем сайте, и мы просим налогоплательщиков быть внимательными при заполнении платежных документов.
В связи со сменой КПП - кода причины постановки на учет, мы должны выдать налогоплательщикам Брянска порядка 11 тысяч новых свидетельств о постановке на налоговый учет. Такого потока посетителей в короткие сроки городская инспекция не может принять при всем желании. Мы приносим извинения за очереди, в которых людям пришлось простаивать в январе. Дело это временное, ситуация в городской инспекции исправляется.
Жителям области с такими трудностями не пришлось столкнуться. Налоговые органы по-прежнему действуют во всех районных муниципальных образованиях области в качестве территориально обособленных рабочих мест и подразделений, которые работают в штатном режиме.
Хочу напомнить, что по-прежнему, записаться на прием к инспектору, будь то сдача декларации или получение нового свидетельства, можно по Интернету, на нашем сайте. И в этом случае вам не придется стоять в очереди, вас примут в выбранное вами время.
В части предоставления услуг в электронном виде, на сайте Управления ФНС по Брянской области (www.r32.nalog.ru) постоянно увеличивается количество сервисов. Какими электронными услугами может воспользоваться налогоплательщик, что появилось нового и какие on-line сервисы вы можете выделить в первую очередь?
Сегодня с помощью нашего сайта можно получить более 30 федеральных и 6 наших региональных электронных услуг. Граждане могут, не посещая инспекции, подать заявление о постановке на учет, получать актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом, о суммах начисленных и уплаченных налоговых платежей, об объектах движимого и недвижимого имущества. Зарегистрировавшись в «Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц» можно с домашнего компьютера контролировать состояние своих расчетов с бюджетом, получать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей, оплачивать налоговую задолженность, обращаться в налоговые органы без личного визита в инспекцию.
Совсем недавно появился и уже пользуется популярностью сервис «Онлайн запись на прием в инспекцию», рассчитанный на все категории налогоплательщиков. Еще одна новая услуга - «Подача заявки на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя», которая позволяет физическим лицам направить заявку на государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Сервис работает в интерактивном режиме и не требует наличия ЭЦП. Для получения свидетельства о государственной регистрации потребуется личный визит в налоговую инспекцию. И если вы надумали стать предпринимателем, обязательно воспользуйтесь сервисом «Создай свой бизнес», который даст Вам много полезных советов.
Давайте перейдем к поправкам в Налоговом кодексе. Какие существенные изменения вступили в силу с января 2013 года? На Ваш взгляд, они в большей степени ухудшают или улучшают положение налогоплательщика?
Пожалуй, обо всех изменениях мы говорить не будем, остановимся, исходя из интересов основной аудитории Вашего журнала, на переменах, которые происходят в 2013 году с малым бизнесом.
С 1 января вступил в силу Федеральный закон № 94-ФЗ от 25.06.2012 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который изменил порядок применения действующих специальных режимов налогообложения. Упрощенная система налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе патента выделена в самостоятельный режим налогообложения, порядок применения которого урегулирован положениями новой главы Налогового кодекса РФ «Патентная система налогообложения».
Патентная система вводится и отменяется законами субъектов РФ в отношении определенных видов деятельности. Размеры потенциально возможного к получению годового дохода по видам предпринимательской деятельности также определяются законами субъектов. Налоговая ставка определена в размере 6 процентов.
В нашей области принят региональный закон № 73-3 о введении в действие на территории Брянской области патентной системы налогообложения, который устанавливает потенциально возможный доход по 47 видам деятельности.
Например, размер потенциально возможного годового дохода по оказанию автотранспортных услуг по перевозке пассажиров установлен в размере 200 тыс. рублей. Годовая стоимость патента составляет 12 тыс. рублей (200 тыс. х 6%). Если патент получается на срок меньше года, то стоимость годового патента пересчитывается в соответствии с продолжительностью того периода, на который выдан патент.
По мнению брянских законодателей, это главная налоговая инициатива, направленная на улучшение условий для малого бизнеса, которая позволит поддержать товаропроизводителей и развитие экономических отношений в регионе.
Патентной системой сейчас пользуется всего лишь 1185 индивидуальных предпринимателей области, хотя ее преимущества перед «вмененкой» очевидны. Главное из них - если налогоплательщик работает по патенту, то отчетность в налоговую представлять не нужно. При этом его свободно можно совмещать с иными режимами налогообложения.
Изменения внесены также в положения НК РФ, регулирующие порядок применения остальных спецрежимов - ЕСХН, УСН и ЕНВД. В частности, скорректированы порядок, сроки уплаты этих налогов, уточнен порядок представления отчетности. Так, например, применение ЕНВД перестало быть обязательным. Согласно внесенным поправкам налогоплательщик сможет самостоятельно выбирать данный режим налогообложения наравне с другими спецрежимами. Кроме того, применение ЕНВД индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями, с 2013 года дает возможность уменьшать сумму исчисленного налога на сумму уплаченных страховых взносов в полном объеме.
Изменен срок подачи заявления о переходе на УСН. Заявление можно подавать до 31 декабря включительно, а не с 1 октября по 30 ноября, как это было ранее.
Установлена обязанность налогоплательщиков, применяющих спецрежимы, в случае прекращения деятельности, в отношении которой применялись такие режимы налогообложения, представить в налоговый орган соответствующее заявление.
Уже подведены итоги 2012 года. Что вы можете сказать? Как изменилась ситуация в части поступления налогов за 2012 год по отношению к предыдущему периоду? Что обеспечило поступление, а что снижение? Как наша область выглядит на фоне других регионов?
За 2012 год налоговыми органами Брянской области в консолидированный бюджет РФ собрано 39,3 млрд. рублей налогов и сборов. Это выше поступлений 2011 года на 11,5 млрд. руб. или на 41%. По темпам роста в ЦФО это один из лучших показателей.
На долю консолидированного бюджета субъекта приходится 55% общей суммы поступивших налоговых платежей. В денежном выражении налоговые доходы консолидированного бюджета области составили 21,7 млрд. рублей с прибавкой к 2011 году в 3,7 млрд. рублей. По бюджетным уровням сумма распределилась следующим образом: в доходы бюджетов муниципальных образований перечислено 6,2 млрд. рублей и 15,5 млрд. рублей остались в распоряжении областного бюджета.
В федеральный бюджет за этот период перечислено 17,5 млрд. рублей, из которых 15,3 млрд. рублей составляют поступления налога на добавленную стоимость - лидера по вкладу в бюджет.
Расскажите, пожалуйста, о структуре доходов консолидированного бюджета РФ. За счет каких налогов больше всего пополняется казна?
Вторым после НДС, который полностью зачисляется в федеральный бюджет, по объему поступлений стал налог на доходы физических лиц - 9,4 млрд. рублей, которые в полном объеме остаются в распоряжении консолидированного бюджета субъекта, где этот налог остается лидирующим. К уровню 2011 года поступления НДФЛ увеличились на 1,4 млрд. рублей, а это означает, что легальная зарплата жителей области в прошлом году увеличились в общей сумме на 10,7 млрд. рублей.
Со стабильным плюсом на протяжении всего года складывались поступления налога на прибыль. С прибавкой к прошлому году в 868 млн. рублей его собрано 7,2 млрд. рублей, из которых 6,6 млрд. рублей остались в распоряжении консолидированного бюджета Брянской области. Рост поступлений налога на прибыль составил 114 процентов.
В полтора раза увеличились поступления акцизов, которые составили около 2,4 млрд. рублей. Как складываются взаимоотношения с местными органами власти? Нет ли каких - либо столкновений или недопониманий? В чем проявляется совместное сотрудничество?
В части администрирования налогов, которые формируют консолидированный бюджет субъекта, мы всегда находим помощь и поддержку всех уровней власти - от областной до муниципальных образований. Это работа координационных советов и комиссий по легализации заработной платы, взысканию задолженности, увеличению налоговой базы предприятий. Это информационная поддержка в периоды проведения декларационной кампаний, уплаты имущественных налогов. Мы с благодарностью такую помощь принимаем.
Каковы сейчас взаимоотношения государства и налогоплательщиков? Эффективна ли открытость Концепции планирования выездных налоговых проверок и Общедоступных критериев оценки рисков? Пересматривают ли свои налоговые обязательства налогоплательщики? Или Вы считаете, что все проделывается зря и было бы лучше и эффективнее сразу пойти на выездную проверку?
В основе Концепции - принцип двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов. Соблюдая его, первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Таким образом, обижаться налогоплательщики теперь могут только на себя, добросовестным членам бизнес - сообщества, налоговая проверка теперь не грозит в принципе. Наша позиция сегодня такова: не надо дергать людей проверками, мы существенно сократили их число, делая ставку на результативность. Для проверки у нас должны быть веские основания. Мы располагаем на сегодняшний день всей полнотой информации, которую дает наша мощная база данных. Все находится в поле нашего зрения. Налоги нужно уметь собирать мозгами, а не с кулаками.
Правильность выбранной концепции подтверждают результаты контрольной работы. Далеко за примерами ходить не нужно, я озвучу итоги нашей контрольной работы за прошлый год. Всего мы провели 332 выездные налоговые проверки организаций и предприятий, и только в двух случаях инспекторы не выявили нарушений. Наши коллеги из управления налоговых преступлений приняли участие в 38 проверках. Общая сумма доначисленных налогов, пени и штрафов превысила 1 млрд. рублей.
Высокий результат дали выездные проверки индивидуальных предпринимателей и физических лиц: было инспектировано 103 налогоплательщика, за исключением одного гражданина, у всех проверенных выявлены факты налоговых правонарушений. Помощь силовиков понадобилась при проверке шестерых жителей области. Налогов и штрафов в ходе проведенных мероприятий было доначислено более 79 миллионов рублей.
Таким образом, в среднем по каждой проведенной нами проверке юридических лиц доначисленно в бюджет 3,2 миллиона рублей, по предпринимателям - 0,8 млн. рублей. А в случаях, когда такие проверки проводились совместно с сотрудниками управления налоговых преступлений, их результативность оказалась в четыре раза выше.
Что вы можете сказать о налоговой грамотности населения в настоящее время? Через средства массовой информации активно доводятся изменения, обновления в законодательстве. Форумы пестрят информацией, как избежать и уйти от налогообложения. Как Вы думаете, государство дает послабление в налоговом бремени или наоборот? Неужели в скором времени уже из России будут бежать миллионеры из-за высоких налоговых ставок?
История российского налогового права насчитывает лишь 20 лет, а не двести и больше, как в зарубежных странах. При этом, как мне кажется, нам удалось за эти годы научить людей азам налоговой культуры. Выросла степень правовой подготовленности налогоплательщиков, и наша служба этому в немалой степени способствовала. В то же время «лазеек» в налоговом законодательстве, которые позволяют уйти от налогообложения, стало значительно меньше.
На мой взгляд, условия налогообложения в России сегодня одни из самых либеральных. Налоговая политика и налоговое администрирование в последние десять лет демонстрируют предсказуемость и стабильность. С точки зрения налогообложения отдельно взятого человека российская система очень привлекательна, в этом нет никаких сомнений.
Если брать налог 13 процентов для физических лиц, то это одна из самых привлекательных ставок в мире. Еще лучше ситуация для индивидуальных предпринимателей, работающих на специальных режимах налогообложения. Например, на упрощенной системе налогообложения налоговые платежи могут составлять всего лишь 6 процентов с выручки или 15 процентов с учетом понесенных расходов, что является также одними из самых низких ставок в мире. Это очень благоприятные условия для развития бизнеса и инвестиционной привлекательности России с точки
зрения налогообложения. На Ваш вопрос о том, что российские миллионеры побегут из России из-за высоких налоговых ставок, отвечу цитатой и «Если бы остальные ведомства достигли такого прогресса, как это случилось в налоговой политике,™ стояла бы очередь за получением гражданства нашей страны» - так глава Сбербанка Герман Греф прокомментировал получение Жераром Депардье российского паспорта.
По оценке специалистов Агентства региональных социально-экономических проектов Вы заняли десятое место в рейтинге руководителей управлений Федеральной налоговой службы по ЦФО. На Ваш взгляд такое положение соответствует действительности?
Насколько мне известно, рейтинг руководителей управлений Федеральной налоговой службы России по 17 областям Центрального федерального округа проводился по оценке, состоящей из девяти показателей. Среди них роль руководителя в динамике роста налоговых поступлений, количество выявленных фирм-однодневок, удельный вес взысканных сумм по результатам контрольной работы, показатели доначислений по выездным и камеральным проверкам, и т.п. По каким-то из этих показателей, например, по динамике роста налоговых поступлений, в прошлом году мы были на 1 месте в ЦФО, что-то нам удавалось хуже. В оценку вошли и такие нематериальные показатели, как влиятельность руководителей в политических кругах региона, открытость в СМИ, по которым публикуемый рейтинг может быть в некоторой степени субъективен. Поэтому, зная только заключительную оценку - 10 место, мне трудно судить насколько она соответствует действительности, будучи разложена на девять изначальных показателей. А если говорить вообще, то 10 место, наверное, это не плохо, твердая, уверенная середина.
В настоящее время поступает информация о массовом снятии с учета индивидуальных предпринимателей. Это страх перед высокими налогами, ростом пенсионных отчислений и уход в тень? Или действительно, данные лица не осуществляли деятельность и сдают свидетельства?
За последние два месяца в межрайонную инспекцию ФНС России № 10, являющуюся единым регистрационным центром, было сдано более 4,5 тысяч свидетельств, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью. Это не первые «потери» брянского бизнеса. Впервые массовая сдача свидетельств о регистрации началась в марте 2010 года, когда стало известно о существенном повышении страховых взносов для «индивидуалов».
Сначала свидетельства сдавали те, кто реально не работал, а документ держал «про запас», например, для того, чтобы шел трудовой стаж. Но страховые взносы в фиксированном размере в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, необходимо уплачивать по факту регистрации в качестве предпринимателя. Осуществляешь ли ты при этом деятельность или нет, роли не играет. И сумма взносов, тем временем, ежегодно увеличивалась. С семи тысяч в 2009 году до 35 тысяч 664 рублей в 2013 году.
С повышением тарифов ежегодно количество предпринимателей уменьшалось. Впрочем, предпринимателями их можно назвать условно, по факту регистрации в этом статусе. На деле весь бизнес этих людей заключался в том, что они предлагали себя в качестве рабочей силы.
Если сравнить Брянскую область с соседними регионами, то у нас количество предпринимателей всегда было больше. Секрет не в предпринимательской активности брянцев, по сравнению с орловчанами, смолянами, калужанами, а в сложившейся в нашей области практике найма на работу. У нас «хозяин» вместо заключения с работником трудового договора, по которому он становится его налоговым агентом со всеми вытекающими налоговыми обязательствами, вынуждал будущего работника оформляться индивидуальным предпринимателем. Договор в этом случае заключался уже не трудовой, а об оказании услуг одного предпринимателя другому. Это освобождало работодателя от обязанности уплачивать за своего фактического работника налог на доходы физических лиц, делать отчисления в государственные внебюджетные фонды.
Таким образом, большое число брянских предпринимателей на самом деле выполняли трудовые обязанности по поручению другого лица. Торговали товарами за прилавком своего «хозяина», работали водителями у лиц, организующих маршрутные перевозки. Такие взаимоотношения всех устраивали, поскольку налоговое бремя для индивидуальных предпринимателей при применении специальных режимов налогообложения невелико. Именно для такой категории предпринимателей двукратное повышение взносов стало серьезной финансовой нагрузкой, просчитав которую они предпочли сдать свои предпринимательские свидетельства. Я хочу особо подчеркнуть - финансовой нагрузкой, но не налоговой, поскольку страховые взносы - это не налог, уплачиваемый безвозмездно, а отчисления, от размера страховых взносов в ПФР напрямую зависит размер самой пенсии.
А вот налоговое бремя для предпринимателей, как раз уменьшается, причем оно может быть уменьшено на всю сумму страховых взносов. Большинство налогоплательщиков в малом бизнесе применяет специальные режимы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения. Это дает им право уменьшить сумму исчисленных налогов на сумму уплаченных страховых взносов в полном объеме. Таким образом,для тех, чье налоговое бремя свыше 36 тысяч в год новая сумма страховых взносов финансовую нагрузку на бизнес не изменила.
Поясню на примере. В прошлом году владелец небольшого брянского магазинчика должен был заплатить в год 70 тысяч единого налога на вмененный доход, уменьшив эту сумму на 17 тысяч 208 рублей страховых взносов. Таким образом, он платил 52 тыс. 792 рубля налога и 17 тыс. 208 рублей в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В этом году он уменьшит налог на 35 тысяч 664 рублей страховых взносов и в итоге заплатит все те же 70 тысячдолько налог в них составит гораздо меньше - 34 тыс. 336 рублей. Если уж и говорить о «потерях», то их понесет не предприниматель, а областной и местные бюджеты.
Иная ситуация с продавцом, который в статусе предпринимателя работает на владельца этого магазина. Налог у него значительно меньше, порядка 7 тысяч в год, которые он не платил, поскольку они полностью компенсировались за счет страхового взноса. Как и для его хозяина, он составлял 17 тыс. 208 рублей. И в этом году налог он платить не будет, но нагрузка увеличится вдвое.
Куда же отправились граждане, не готовые смириться с увеличением нагрузки и сдавшие предпринимательские свидетельства? На бирже труда области всплеска безработицы не случилось. Число торговых мест, сдаваемых в аренду на рынках, не уменьшилось. Ответ напрашивается сам собой - продолжают заниматься предпринимательской деятельностью без законных на это прав. Этого мы делать не советуем.
Налоговые органы области в настоящее время проводят проверки фактов незаконной предпринимательской деятельности. Возобновились оперативные рейдовые мероприятия, проводимые с участием полицейских, в ходе которых выявляются случаи осуществления физическими лицами деятельности без свидетельства о государственной регистрации в качестве ИП. По факту нарушений составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 14.1 КоАП. В отношении всех виновных лиц судом вынесены постановления о привлечении к административной ответственности в виде штрафа до 2000 рублей.
Подводя итог сказанному, я бы не стала раньше времени «хоронить» бизнес в Брянской области. У нас и сегодня количество предпринимателей остается более высоким среди соседних регионов. На 1 января 2013 года на 1 тысячу брянских жителей приходится 30 индивидуальных предпринимателей, а у орловчан и смолян - по 27 ИП.
Сейчас активно набирает обороты очередная декларационная кампания. На кого возложена обязанность представлять сведения о полученных доходах за предыдущий год и в какой срок?
Налогоплательщиков, обязанных представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, можно разделить на группы:
физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и не применяющие специальные налоговые режимы;
нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся частной практикой;
физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера;
физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности менее 3-х лет;
физические лица - налоговые резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации;
физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр;
физические лица, получающие доходы в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам
авторов произведений науки, литературы, искусства;
• физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной форме в порядке дарения, за исключением случаев, когда такие доходы не подлежат налогообложению.
Физические лица, у которых возникла обязанность по исчислению и уплате налога по итогам 2012 года, представляют декларацию не позднее 30 апреля 2013 года. Этот срок назначен для тех, кто обязан подать декларацию. Для налогоплательщиков, желающих использовать право на получение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, срок обращения в налоговый орган 30 апреля не ограничивается. Они вправе представить такую декларацию по собственной инициативе в налоговый орган по месту жительства в любое время для получения:
стандартных налоговых вычетов, в случае если в течение налогового периода они налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере;
социальных налоговых вычетов при оплате обучения, медицинского лечения, на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование;
имущественных налоговых вычетов при строительстве или приобретении жилья.
В помощь налогоплательщикам, желающим подать декларацию с целью получения социальных и имущественных налоговых вычетов, на нашем сайте, на стендах в инспекциях опубликованы Перечни документов, необходимых для их получения.
Форма декларации в этом году не изменилась. Бланки деклараций выдаются в налоговых органах налогоплательщику бесплатно. И я снова призываю налогоплательщиков заходить на наш сайт. Он-лайн сервисы помогут вам уточнить должны ли вы декларировать свои доходы, вы можете здесь скачать программу по заполнению декларации, найдете практические советы по ее заполнению, узнаете, когда закончится камеральная проверка вашей декларации. Тех, кто с Интернетом не дружит, мы приглашаем 15-16 марта на дни открытых дверей, в ходе которых вы гарантированно получите квалифицированную помощь налоговых инспекторов.
Спасибо большое за предоставленную возможность получить ответы на интересующие вопросы. Добросовестных Вам налогоплательщиков и высоких показателей в пополнении бюджета.