ENG

Появилась возможность уплаты налогов за третьих лиц

Дата публикации: 01.03.2017 15:45 (архив)

На практике нередко возникают ситуации, когда компания либо налогоплательщик – физическое лицо не может самостоятельно и в срок заплатить налог. Очевидно, что при таком положении вещей в накладе остается не только сам налогоплательщик, но и бюджет, в который средства либо не поступают вовсе, либо поступают с запозданием. Поэтому достаточно давно вопрос о возможности уплатить налоги за иных лиц требовал решения на законодательном уровне.

Каким образом данная проблема урегулирована в новом 2017 году? На эти и другие вопросы пресс-службе УФНС России по Владимирской области ответила начальник аналитического отдела Н.А. Глонина.

- На федеральном уровне принято вполне логичное решение дать возможность уплачивать налог за налогоплательщика третьими лицами. Закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ дополнил пункт 1 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации фразой: "Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога".

Что явилось предысторией внесения указанных изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации?

- В 2004 году Конституционный суд, казалось бы, однозначно и окончательно ответил на вопрос о допустимости уплаты налогов одной компанией за другую – так делать нельзя. Аргументы в обоснование были приведены следующие: невозможность четко персонифицировать деньги, за счет которых производится уплата налога, препятствование осуществлению результативного налогового контроля в случае вмешательства в процесс уплаты третьих лиц, создание выгодных для недобросовестных плательщиков ситуаций, когда можно было бы уклоняться от уплаты путем "неотражения на своем банковском счете поступающих доходов". Однако, жизнь не стоит на месте и на практике все чаще возникало множество вопросов со стороны налогоплательщиков о желании уплатить налоги в бюджет в срок, использовав при этом все возможные способы. Ведь как, к примеру, выйти из положения с уплатой налогов, если собственные средства "заморожены" в банке, или у банка, в котором у плательщика открыт единственный счет, отозвана лицензия на осуществление банковских операций? Выходило, что при таких обстоятельствах он просто вообще не сможет вовремя исполнить свою обязанность по уплате налога.

С целью решения указанных проблем и в ответ на многочисленные обращения налогоплательщиков в 2016 году ФНС России обратилась в Минфин России с целью законодательно закрепить возможность уплаты налогов за третьих лиц.

 И вот уже с 30.11.2016 разрешено платить налоги за других, а с 01.01.2017 – и страховые взносы.. Какие же основные цели решаются данным нововведением?

- Основная цель - улучшить условия исполнения обязанности по уплате налогов. Ведь эта поправка снимает ряд самых актуальных проблем, например, связанных с уплатой налога за членов семьи. И, конечно, указанные изменения призваны способствовать увеличению доходной части бюджета страны.

Таким образом, обозначенная проблема решена. При этом, наверное, существует ряд вопросов, на которые плательщику необходимо обратить внимание при осуществлении платежа за иное лицо?

- Да, однозначно у медали всегда две стороны. Не очень хорошо для налогоплательщиков, что деньги, уплаченные в бюджет за налогоплательщика третьим лицом, возврату не подлежат (дополнение к п. 1 ст. 45 НК РФ). И об этом необходимо помнить. Плюс ко всему необходимо учитывать, что на сегодняшний день это довольно новый способ исполнения обязанности по уплате налога,  он еще не обкатан. К примеру, окончательно нормативными документами не определены правила оформления платежных документов на перечисление налогов и страховых взносов за иных лиц.

Так, Правила заполнения платежных поручений на перечисление средств в виде налогов и взносов утверждены Приказом Минфина от 12 ноября 2013 г. № 107н. На момент вступления в силу Закона № 401-ФЗ в части, касающейся открывшейся возможности уплачивать налоги за налогоплательщика третьими лицами, в Правила изменения внесены не были. Необходимо отметить, что Минфин России уже подготовил проект изменений в Правила, К примеру,  предполагается введение новых кодов, определяющих статус плательщика ("28" - законный или уполномоченный представитель налогоплательщика; "29" - иные юрлица; "30" - иные физлица). Кроме того,  поле "Назначение платежа" согласно проекту должно будет содержать информацию о реквизитах доверенности (номер и дату), если налоги и взносы уплачиваются уполномоченным представителем налогоплательщика. Однако, это пока только проект - документ официально не утвержден.

Означает ли это, что уплатить налог за третьих лиц в настоящий момент нельзя? Есть ли выход из положения?

-Да, конечно. Отсутствие обозначенных правил не означает, что пока эта возможность остается лишь на бумаге. В информационном сообщении ФНС России разъяснено, что должны учесть третьи лица, перечисляющие налоги за налогоплательщиков.

Так, в полях платежного поручения "ИНН плательщика" и "КПП плательщика" указываются реквизиты лица, чьи налоговые обязанности исполняются. Обратите внимание! Если налог уплачивается за "налогоплательщика - физическое лицо", у которого нет ИНН, то в соответствующем поле ставится "0", но при этом обязательно должно быть заполнено поле "Код" - в нем нужно указать уникальный идентификатор начисления (индекс документа). В любом случае в поле "КПП налогоплательщика" в этом случае ставится "0".

В поле "Плательщик" вписываются данные о лице, которое фактически уплачивает налог (взносы). А в графе "Назначение платежа" указываются ИНН и КПП (для физлиц - только ИНН) лица, производящего платеж, и наименование (Ф.И.О.) плательщика, чья обязанность перед бюджетом по уплате налога (взносов) исполняется. Для выделения информации о плательщике используется знак "//".

Обратите внимание на поле 101 "Статус плательщика". До внесения изменений в Правила в нем нужно указать статус того лица, за которое налог уплачивается:

- "01" - налог платится за юрлицо;
- "09" - за ИП;
- "10" - за нотариуса, занимающегося частной практикой;
- "11" - за адвоката, учредившего адвокатский кабинет;
- "12" - за главу крестьянского (фермерского) хозяйства;
- "13" - за физлицо;
- "14" - за налогоплательщика, производящего выплаты физлицам.

До внесения изменений в Правила следует четко следовать рекомендациям ФНС России. Это необходимо для того, чтобы налоговые органы могли правильно идентифицировать плательщика и правильно отразить платежи в налоговых обязательствах налогоплательщиков.

Спасибо Нина Александровна.