ENG

Настрой на самодостаточность

33 Владимирская область

Дата публикации: 16.01.2014

Издание: газета "Владиимрские Ведомости", 15.01.2014,№ 5
Тема: Налоги
Источник:  http://www.vedom.ru/news/2014/01/15/12323-nastroy

На совещаниях разного уровня то и дело звучит, что Владимирская область год от года снижает свою дотационность. Но благо ли это? Ведь каждый «лишний» самостоятельный заработок региона ведет к уменьшению объемов федеральных дотаций. В таких условиях, кажется, проще не напрягаться, а спокойно сидеть на шее у Федерации. «ВВ» с помощью экспертов решили разобраться: стоит ли Владимирской области стремиться к финансовой самостоятельности?
 
Медленно, но верно
 
Еще буквально пять лет назад уровень дотационности нашего региона составлял порядка 12% бюджета. Восемь лет назад ‑ около 20%. Сейчас этот показатель равен 5% и, как говорит председатель комитета по бюджетной и налоговой политике областного Законодательного собрания Максим Васенин, снижается «буквально на глазах»: «Медленнее, чем нам хотелось бы, но тенденция все равно устойчивая».
 
Дотационность снижается за счет опережающего роста налоговых доходов. Причем темпы этого роста внушают экспертам определенный оптимизм. Главные ‑ НДФЛ и налог на прибыль организаций, формирующие до 75% налоговых доходов. Если они растут, то это означает две вещи, поясняет Максим Васенин: в области увеличивается средняя зарплата и предприятия чувствуют себя хорошо.
 
А вот в объемах администрирования налога на имущество мы проигрываем. Но по объективным причинам. В области пока просто нет капиталоемких отраслей производства (большой энергетики, большой металлургии, нефтепереработки), использующих огромные сооружения и очень сложное и дорогое оборудование. В одной из соседних областей три электростанции платят налог на имущество около миллиарда в год. У нас такого счастья нет. Как нет и крупных производителей слабоалкогольных напитков, а значит, нет и отчислений от акцизов.
 
В постперестроечные годы область жила очень сложно. В нашей экономике со времен СССР большую долю составляли машиностроение и легпром, ставшие затем чуть ли не самыми депрессивными отраслями. Проблему устаревших неконкурентоспособных производств удалось решить политикой замещения их предприятиями новой экономики. Для этого власти модернизировали законодательство, приняли закон о поддержке инвестиций, старались всячески пестовать деловой климат... В итоге за 10 лет образовался целый пласт современных предприятий, выпускающих востребованную в стране и мире продукцию. А темпы роста инвестиций и соответственно экономики у нас чаще всего были выше, чем у регионов-соседей и в среднем по стране.
 
При таких раскладах, по логике, и бюджет должен быть бездефицитным. Но дефицит есть до сих пор, и первый вице-губернатор, директор областного департамента финансов Вячеслав Кузин не раз объяснял, почему: «Потому что с кризиса 2008 года мы пошли не только на сохранение всех социальных обязательств, но и, по сути, на их увеличение».
 
Лучше будем «сами с усами»
 
На вопрос, надо ли стремиться к бездотационности, Максим Васенин уверенно отвечает: «надо». И объясняет:
- Мы далеко не самый богатый регион. У нас нет нефти, газа и алмазов. Но область может стать самодостаточной. Зачем нам это надо? Объем денег из Федерации связан с выравниванием субъектов до определенного, минимального уровня. Не более того. Но после того как этот уровень пройден, поднимаясь чуть выше, все заработанные «чуть выше» деньги остаются в регионе. И тратить их он может на свое усмотрение. А когда идут рассуждения в стиле «даже если мы сядем и сложим ручки, Федерация нас все равно не бросит»... Знаете, такого легкомысленного отношения к этому вопросу финансисты себе позволить не могут. Надо понимать, что за все надо платить. Рассчитывая на помощь, надо прекрасно понимать ее цену. А цена - целый ряд ограничений. Допустим, какая-то область обанкротилась. Ей буквально любую правку в бюджете придется согласовывать с Минфином. Это как с МВФ, который, давая кредит, ставит страну-должника в очень жесткие рамки. И не надо думать, что это затронет только чиновников. У субъекта ведь есть обязанности, а есть права. Субъекту-должнику позволят исполнять только те обязательства, которые непосредственно вытекают из его конституционных полномочий. Никаких прав ‑ поддерживать малый бизнес, давать льготы инвесторам, увеличивать отдельные социальные выплаты... Нет! Даже структуру управления регионом могут поменять.
 
По мнению нашего эксперта, жить лишь надеждами на доброту Федерации стоит только тем регионам, у которых нет ярко выраженных перспектив собственного развития. А это точно не про Владимирскую область.
 
Одни «оптимизируют», другие реагируют
 
Сергей Кошелев руководит структурой, от которой напрямую зависит бюджет региона: УФНС России по Владимирской области. Он говорит, что налоговая работает не по заданию, а по так называемым индикативным показателям, расчетам предполагаемой суммы поступлений налогов, исходя из экономических показателей. К примеру, если крупное предприятие «приросло» новыми серьезными контрактами на следующий год, налоговая это учтет. Снижение заказов ‑ тоже. Утверждает прогнозы ФНС России. И они, как правило, точны. Если говорить в целом, то за три года у нас темп роста сборов в области составляет порядка 10%, за исключением сложного 2013 года, но и он с ростом - в 1%.
 
Потенциал, по мнению главного налоговика региона, кроется в модернизации устаревших предприятий, в приходе новых инвесторов, в рациональном использовании и учете земельных ресурсов, в ужесточении борьбы с серыми зарплатами. Благо муниципалитеты понемногу начинают помогать налоговикам заниматься этой работой.
 
Но есть объективные сложности. Как говорит Сергей Кошелев, налоговое законодательство РФ зря ругают ‑ оно очень неплохо позволяет налогоплательщикам оптимизировать свою налоговую нагрузку, нагружая статью «расходы» всевозможными консультациями и прочими услугами, реализуя продукцию через офшорки.
 
- Если два года назад у нас в области налоговая нагрузка в среднем по налогу на прибыль составляла 1,12%, то сейчас ‑ 0,9%. А это порядка 600 млн рублей, - говорит Сергей Александрович. - Это тоже потенциал.
 
Кстати, налоговая явно взялась за борьбу со схемами продаж продукции через офшорки. Конкретному предприятию уменьшили убытки на 200 млн рублей и доначислили 60 млн налога на прибыль. Предприятие, конечно, возражает, но суд первой инстанции оно уже проиграло. А скоро и СКР к этому делу подключится. Суть схемы проста до гениальности ‑ офшорной фирме продают продукцию ниже себестоимости, констатируя убытки. Офшорка принадлежит тем же людям, что и производитель товара. А она уже продает товар в Европу по рыночной цене. Всем выгодно. Кроме бюджета.
 
Что касается долгов предприятий по НДФЛ (эту тему «ВВ» подробно анализировали 23.09.2013), то тут легко заподозрить умысел. Директора-должники часто негодуют на все претензии ‑ дескать, мы же заплатим, как платили всегда, но ‑ потом. Сергей Кошелев поясняет: пени по неуплаченным в срок налогам гораздо ниже процентов по банковским кредитам. Вот и не могут некоторые руководители бороться с искушением ‑ фактически покредитоваться за счет бюджета.
 
- К аккуратным налогоплательщикам с налоговой нагрузкой в 5%, 10% мы ходим раз в два-три года, когда уже по закону обязаны сходить. Ни у них к нам претензий нет. Ни у нас ‑ к ним. Но когда я вижу плательщика с налоговой нагрузкой 0,01%, то, естественно, начинаю сомневаться, - говорит Сергей Александрович. - Они же как действуют? Пробуют очередную «оптимизацию» ‑ смотрят на нашу реакцию. Не реагируем ‑ делают дальше. Реагируем ‑ они прекращают и придумывают что-то еще. Постоянно что-то придумывают.
 
Языком цифр
 
Собственные доходы областного бюджета (налоговые + неналоговые) по итогам 2012 года выросли на 11%, по итогам 2013 года - на 1%.
За три года объем доходов областного бюджета, администрируемых налоговыми органами, увеличился с 17,2 млрд рублей до 23 млрд.
88,3% поступлений региональной казны обеспечиваются налоговыми органами. Из них 78% - заслуга налогоплательщиков, головные организации которых зарегистрированы на территории области, а 18% «пришли» от организаций, работающих в регионе через филиалы и структурные подразделения.
 
2,9 млрд рублей в 2013 году уплачено в качестве налога на имущество организаций, транспортный налог автовладельцев потянул на 979 млн, а поступления налога, взимаемого по упрощенке, - 1,9 млрд.
 
6,5 млрд рублей ‑ таков общий размер задолженности по налоговым платежам, из них большая часть ‑ долги коммунальной сферы.
 
Прямая речь
 
Максим Васенин, председатель комитета по бюджетной и налоговой политике областного Законодательного собрания:
- Экономическую политику можно сравнить с процессом судовождения. Она разворачивается долго. Инерционно движется тоже долго. Потому что откликается на управление с задержкой, с таким временным лагом.
 
Сергей Кошелев, руководитель УФНС России по Владимирской области:
 
- Мы отказались от тотального контроля налогоплательщиков. Благодаря применяемым инструментам риск-анализа проверки стали более точечными. Как говорится, снайпер бьет издалека, но всегда наверняка. Если идем на проверку - то уже уверены, что есть нарушения... У нас неплохая база. А база федеральной службы по мониторингу ‑ еще лучше.