ENG

Волгоградским читателям рассказали о механизме досудебного урегулирования налоговых споров

Дата публикации: 30.07.2013 12:27 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

В феврале 2013 года приказом Федеральной налоговой службы утверждена Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 – 2018 годы. В связи с этим у налогоплательщиков возникает ряд вопросов, касающихся механизма досудебного урегулирования, на которые в интервью региональному изданию «Новые деловые вести» ответила начальник отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС России по Волгоградской области И.В. Кузнецова.

Основное внимание читателей обращено на две основные стадии разрешения налоговых споров, существующие в настоящее время. Во-первых, налогоплательщик вправе подать возражения на акт налоговой проверки в целом или на отдельные его части, приложить соответствующие документы, которые, по его мнению, подтверждают правомерность его действий, а также вправе присутствовать лично либо через своего представителя на рассмотрении всех материалов налоговой проверки. Первая стадия досудебного урегулирования налогового спора осуществляется в том налоговом органе, который проводил налоговую проверку.

Во-вторых, налогоплательщик вправе подать жалобу на уже вынесенное решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом жалоба, поданная в течение 10 дней с момента получения решения (с 3 августа 2013 года в течение 1 месяца) является апелляционной, а решение в данном случае не вступает в силу, со всеми вытекающими последствиями (не начисляются пени, не осуществляется процедура взыскания доначисленных сумм). Жалоба, поданная по истечении 10 дней, считается поданной на решение, вступившее в силу (а с 3 августа 2013 года по истечении 1 месяца). Вместе с тем, налогоплательщики вместе с жалобой на вступившее в силу решение вправе подать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения. Но есть существенная разница: в случае подачи апелляционной жалобы взыскание приостанавливается в силу закона, в случае обжалования решения вступившего в силу с приложением ходатайства, должностное лицо, рассматривающее жалобу и соответствующее ходатайство вправе принимать решение об удовлетворении ходатайства или оставлении его без удовлетворения.

Кроме того, отмечено, что анализ статистических данных за 1 полугодие 2013 года показал, что взвешенный подход к налоговым проверкам, учет складывающейся судебной практики при вынесении решений и эффективная работа по досудебному урегулированию налоговых споров позволили существенно снизить количество жалоб и судебных споров.

Так, за 6 месяцев 2013 года в налоговые органы области поступило 458 жалоб налогоплательщиков, из них рассмотрено 405, отозвано до вынесения решения 35 жалоб в связи с урегулированием спора. По сравнению с аналогичным периодом 2012 года количество поступивших жалоб снизилось на 27%, а количество удовлетворенных жалоб на 22 процента.