ENG

О порядке досудебного урегулирования налоговых споров - в интервью изданию "Новые деловые вести"

34 Волгоградская область

Дата публикации: 05.08.2013

Издание: "Новые деловые вести"
Тема: досудебное урегулирование налоговых споров
Источник:  http://www.ndwesti.ru/fascicle/2013/8/1042/36861/

Эксперты УФНС по Волгоградской области рассказывают, почему взаимодействие с проверяющими органами оказывается, порой, эффективнее, чем отстаивание бизнес - интересов в судебном порядке

Сегодня в законодательстве действительно существуют механизмы, позволяющие прийти тем и другим  к компромиссу. Договорившись о приемлемом и для фискалов, и для плательщиков правовом разрешении спора,  можно сэкономить не только нервы, но еще деньги и время.

Собеседник «НДВ» -  начальник отдела досудебного урегулирования налоговых споров УФНС по Волгоградской области Инна Кузнецова.

 - Инна Владимировна, на каком этапе сегодня находится досудебное урегулирование налоговых споров?

- В феврале этого года приказом федеральной службы была разработана и доведена до налоговых органов Концепция развития досудебного урегулирования на 2013-2018 годы. Стратегическая  цель документа -  развитие внесудебных механизмов разрешения налоговых споров, позволяющих найти компромисс в конфликтных ситуациях. А также  повысить прозрачность процедуры рассмотрения жалоб и упростить способы взаимодействия с бизнесом.

- Почему в документе присутствует слово «развитие»?

- Так как он расширяет возможности налогоплательщиков в реализации своих прав и законных интересов.  Сегодня, согласно Федеральному закону 137-ФЗ, все решения о привлечении к ответственности или отказе в таковом с 2009 года  подлежат обязательному досудебному обжалованию. С 2006 года в налоговых органах для этого были образованы профильные отделы. В Волгоградской области они появились как на региональном уровне, так и во всех районных инспекциях. Введение этой процедуры уже обеспечило ежегодное снижение количества судебных исков, предъявленных к налоговым органам на протяжении трех лет в среднем на 10-14% ежегодно. Введение с 1 января 2014 года обязательного досудебного урегулирования всех видов налоговых споров позволит в дальнейшем значительно уменьшить количество рассматриваемых в судах налоговых споров.

- Конкретно, как налогоплательщик может «добиться справедливости» без обращения в суд?

- Прежде всего, подав жалобу (заявление) в налоговую инспекцию или управление ФНС по Волгоградской области лично или направив его по почте. Воспользоваться Интернетом в этом случае не получится - согласно действующему законодательству необходима подпись заявителя, а также заверенные копии прилагаемых документов. Кроме того, сотрудники УФНС России несут административную и уголовную ответственность за неразглашение коммерческой тайны обратившейся организации или физлица. «Всемирная сеть» необходимый уровень защиты информации не гарантирует.

В 5-дневный срок дается ответ – принято или нет заявление к рассмотрению. Далее процедура досудебного урегулирования предполагает две стадии. Первая – урегулирование налогового спора в районной налоговой инспекции, проводящей выездную или камеральную проверку. Она начинается с момента вручения акта проверки. Налогоплательщик вправе подать возражение – не согласиться с этими выводами. Тогда он обязан представить любые документы, проясняющие обстоятельства спора. Определив в соответствии с законодательством дату рассмотрения материалов проверки, налоговый орган обязан заблаговременно предупредить налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов, чтобы тот имел возможность принять участие в данной процедуре – заявить любое ходатайство, представить копии документов и т.д.

От непосредственного взаимодействия налогоплательщика с проверяющим налоговым органом до вынесения решения по налоговой проверке зависит многое.

 Не стоит пренебрегать предоставленной законом возможностью «урегулировать спорный вопрос» до суда, это очень действенная и результативная процедура. В частности, только за первое полугодие текущего года на стадии рассмотрения материалов  проверки налоговики уменьшили свои первоначальные претензии к плательщикам на 400 миллионов рублей. К примеру, не редкость, когда фискалы шли на уступки – смягчали санкции, если у обратившегося действительно были основания – болезнь, процесс реорганизации, финансовые затруднения в связи с климатическими или экономическими условиями.

Первая стадия распространяется только на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности после проведения выездной или камеральной налоговой проверки. Для всех остальных налоговых споров существует вторая стадия досудебного урегулирования - направление жалобы в вышестоящий налоговый орган. Для жалоб на решения по результатам налоговых проверок она наступает после вынесения налоговой инспекцией решения, которое может быть оспорено налогоплательщиком в виде апелляционной жалобы в вышестоящий орган – региональное Управление, а по необходимости, и в федеральную налоговую службу - в течение 10 дней с момента его вручения. Если налогоплательщик не успел подать жалобу в 10-дневный срок, то она будет рассмотрена как жалоба на вступившее в силу решение. Ее рассмотрение  согласно законодательству происходит без участия налогоплательщика. Как показала практика, на этом этапе вся полученная ранее информация просто повторяется участвующим лицом, что влечет непродуктивную трату времени. Поэтому налогоплательщик приглашается только в двух случаях – когда обжалуется постановление о привлечении к административной ответственности или если его не уведомили о моменте рассмотрения материалов проверки, а значит, нарушили права.

- То есть,  если обратившийся не был проинформирован ни о времени, ни о месте заседания, он имеет право на протест?

- Верно. В этом случае мы отменяем решение инспекции и заново уже в присутствии налогоплательщика проходим весь процесс. Но такое случается редко. Процедура рассмотрения жалобы очень прозрачна.

- А за счет чего достигается прозрачность на этапе рассмотрения жалоб?

 - На нашем сайте www.r34.nalog.ru есть сервис «Узнать о жалобе». Он действует с 1 января этого года и предназначен для информирования налогоплательщиков о поданных ими жалобах, заявлениях, предложениях. Зная ИНН, номер и дату обращения, прямо из дома можно получить всю необходимую информацию о регистрационном номере и предположительном времени его  рассмотрения. Более того, если срок рассмотрения жалобы был продлен, то и эта информация появится на портале.

- Какие документы необходимо предоставить на стадии апелляционного обжалования?

- Апелляционная жалоба подается в письменной форме и подписывается заявителем или его представителем.  В ней необходимо указать наименование налогового органа, которому направляется жалоба, наименование и идентификационный номер налогоплательщика – ИНН, а также юридический и почтовый адрес. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе вместо ИНН указать свои ФИО и  адрес места жительства. Также указывается наименование налогового органа, решение которого обжалуется, требования заявителя со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, обстоятельства, на которых основаны доводы налогоплательщика, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства, суммы оспариваемых требований и перечень прилагаемых документов.

В жалобе также должны быть указаны и иные сведения, если они необходимы для правильного и своевременного рассмотрения дела – например, ходатайства о применении обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность с указанием на наличие таковых.

- Так  на какой из стадий налогоплательщику проще всего добиться «правды»?

- Конечно, на первой – до вынесения инспекцией решения – намного проще прийти к «общему знаменателю». Есть возможность предоставить абсолютно любые документы, которые, по мнению истца, помогут прояснить ситуацию. Однако с 3 августа определенные ограничения по этому вопросу все же вступят в силу. Если раньше налогоплательщики могли донести «припасенные» документы с жалобой уже в вышестоящий орган, то теперь, не предоставив их на уровне инспекции, о них, скорее всего, можно просто забыть

К слову, вместе с жалобой дополнительные документы все же смогут подаваться, но должностное лицо налогового органа вправе отказать в их принятии. Прежде всего, если обратившийся не сможет внятно объяснить, почему он не предоставил эти материалы  раньше. 

- Каковы же сегодня основные причины обращений?

- Для начала необходимо разделить всех налогоплательщиков на две категории – юридические и физические лица. У первых есть штат бухгалтеров и юристов. Им проще работать с законодательством и вести налоговый учет. Поэтому чаще всего они обращаются в управление либо за смягчением санкций, либо если возникает «правовая коллизия» – расхождение взглядов Минфина и суда на прочтение каких-то норм законодательства. В этом случае юрлица оперируют мнением последнего в вопросе исчисления налоговых сумм. Если суды по этому вопросу дошли до высшей инстанции – есть решение Высшего арбитражного суда (ВАС РФ), тогда мы выносим решение по результатам рассмотрения жалобы с обязательным учетом позиции ВАС РФ по данному вопросу. Если же по какому-то вопросу судебная практика сложилась на региональном уровне – кассационном, то при вынесении решения мы принимаем во внимание ее.

Физические лица,  в частности, предприниматели, знают законодательство значительно хуже. Они нередко выступают собственными юристами и бухгалтерами. Их обращения в управление в этом году связаны в основном с двумя вопросами. Во-первых,  массовым выкупом предпринимателями муниципального имущества - согласно законодательству, муниципалитет – это госструктура, не являющаяся налогоплательщиком. А реализация имущества – процесс, в любом случае облагаемый налогом на добавленную стоимость. Выходом из этой противоречивой ситуации для сторон сделки по купле-продаже недвижимости стало вынесение отдельным пунктом в договор продажи обязанности уплаты этого налога самим покупателем. Предприниматели, обрадовавшись низкой цене на имущество, не стали вчитываться в бумаги и подписали их без обжалования «сомнительного» пункта в суде. Спустя три года, когда пришло время для налоговой проверки, выяснилось, что никто эту норму договора не исполнил. Поэтому в массовом порядке пошли доначисления суммы НДС и, естественно, жалобы. Урегулировать в досудебном порядке было просто нечего – договора предпринимателями были подписаны, а значит, и со всеми требованиями муниципалитета они согласились. Мы дошли до Высшего арбитражного суда, поддержавшего нашу позицию о неправомерности претензий покупателей.

Вторым поводом для обращений к нам предпринимателей стал вопрос применения ЕНВД – единого налога на вмененный доход. Розничная торговля однозначно попадает под этот вид налогообложения. Однако многие предприниматели с недавнего времени начали участвовать в тендерах на поставку товаров, продуктов в детсады, школы, больницы, что подразумевает заключение договора поставки – то есть оптовую реализацию товаров. А она уже не входит в виды деятельности, облагаемые ЕНВД и должна облагаться налогами по общей системе. Выход был найден – предпринимателям рекомендовали во избежание претензий со стороны налоговых органов производить реализацию товаров по муниципальным контрактам непосредственно в магазинах, а налоговым органам при проведении налоговых проверок учитывать правовую позицию ВАС РФ по данному вопросу, изложенную в Определении от 3 февраля 2012 года.

Сейчас налогоплательщики эти разъяснения приняли к сведению, и как результат - количество обращений по этому вопросу снизилось практически до нуля.

- Какова общая статистика обращений за 2013 год? Наблюдается ли какая-то динамика?

- За первое полугодие текущего года к нам поступило 548 жалоб. Из них 22% удовлетворено, а в суд пошло лишь 35% обратившихся. Кроме того, 36 жалоб было отозвано налогоплательщиками в связи установлением неучтенных обстоятельств дела и с урегулированием спора на уровне районных инспекций.

В целом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество исков уменьшилось на 10%, а жалоб – на 27%. В среднем по России этот показатель по жалобам значительно ниже, а вот по искам нам есть к чему стремиться.

- По вашему мнению, с чем связана такая положительная динамика?

- Прежде всего, за счет работы мобильных офисов, разъясняющих налогоплательщикам в районных инспекциях отдельные наиболее проблемные вопросы налогового законодательства, а также все аспекты и преимущества процедуры досудебного урегулирования споров. Однако до сих пор часть налогоплательщиков не желают идти на компромисс, они остаются при мнении, что обращение в суд – единственный способ добиться своего. Забывая о том, что суд нередко предполагает излишние материальные и временные траты.

- В чем вы видите  перспективы развития отношений представителей бизнеса с налоговиками?

- Концепция развития досудебного урегулирования на 2013-2018 годы стала итоговым документом многолетней практики в этом направлении. В ней уже упоминаются дальнейшие пути развития примирительных процедур – так называемые, механизмы медиации. Именно на них будет основываться все досудебное урегулирование в будущем.

Для справки

Медиация - процедура урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные субъекты спора на основе добровольного согласия и сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо - медиатор, содействующий сторонам в урегулировании конфликта и достижении ими взаимовыгодного соглашения.

 - К сожалению, сегодня медиация в РФ находится  в зачаточном состоянии. Она применяется лишь в арбитражных и гражданских судах согласно Федеральному закону №193-ФЗ, вступившему в силу  1 января 2011 года. Но говорить о ней в рамках налоговых споров пока рано. Нет даже учебных заведений, готовящих кадры для этой структуры – так называемых, налоговых адвокатов. В то же время сегодняшняя Концепция –  предвестник того, что в недалеком будущем медиация затронет и налоговую систему. Все развитые экономики Запада уже давно используют этот механизм. Наше налоговое законодательство значительно отстает, но Россия к медиации все равно придет. Это неизбежно. К слову, первое мировое соглашение с налогоплательщиком было заключено полтора года назад в Москве, но пока в судебном порядке.