ENG

Об изменениях в Налоговый кодекс Российской Федерации в части обжалования ненормативных актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц

Дата публикации: 06.08.2013 09:39 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся процедуры досудебного урегулирования налоговых споров.
 
В частности, введена обязательная досудебная процедура обжалования в вышестоящий налоговый орган всех ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера Федеральной налоговой службы, действий или бездействия ее должностных лиц).
 
Установлено, что досудебный порядок урегулирования споров по данным категориям жалоб считается соблюденным и в том случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.
 
Срок для обращения в суд исчисляется  со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе.
 
Изменения, касающиеся обязательного порядка досудебного рассмотрения споров, вступают в силу с 01.01.2014, иные изменения вступают в силу с 03.08.2013.
 
В новой редакции Налогового кодекса Российской Федерации определены понятия жалобы и апелляционной жалобы.
 
Введены три новые статьи, устанавливающие порядок и сроки подачи апелляционной жалобы, требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), а также основания оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.
 
Новый порядок обжалования исключает возможность подачи жалобы вышестоящему должностному лицу, жалоба подается только в вышестоящий налоговый орган, срок обращения с жалобой составляет один год со дня вынесения обжалуемого решения. Апелляционная жалоба может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.
 
Установлено, что все жалобы, в том числе апелляционные, подаются через налоговый орган, чей ненормативный акт или действия либо бездействие должностных лиц обжалуется, который в течение трех дней должен направить жалобу и материалы по ней в вышестоящий орган. Ранее жалобы, кроме апелляционных жалоб, подавались непосредственно в вышестоящий налоговый орган.
 
Предусмотрено право на обращение с жалобой в Федеральную налоговую службу, которая подается в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).
 
Установлен срок для принятия решения об оставлении жалобы без рассмотрения, который составляет пять дней, о принятом решении в течение трех дней сообщается лицу, подавшему жалобу.
 
Сроки вступления в силу решений налоговых органов о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения увеличены с 10 дней (с 20 дней при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) до одного месяца. Также введено специальное положение, согласно которому решение ФНС России о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу со дня его вручения проверенному лицу.
 
Относительно порядка рассмотрения жалобы установлено, что жалоба (апелляционная жалоба) и документы рассматриваются вышестоящим налоговым органом без участия лица, ее подавшего. При этом дополнительные документы по жалобам (апелляционным жалобам) рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, представило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.
 
Закреплено право вышестоящего налогового органа, установив по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, отменить такое решение, рассмотреть материалы налоговой проверки с участием лица, подавшего жалобу, и вынести новое решение.
 
Изменены сроки на вынесение вышестоящим налоговым органом решений по жалобам (апелляционным жалобам).
 
По жалобам (апелляционным жалобам) на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения срок принятия решения составляет один месяц со дня получения жалобы, который может быть продлен не более чем на один месяц. Ранее продление срока допускалось на 15 рабочих дней. Введено новое положение, согласно которому решение по иным жалобам принимается в течение 15 дней со дня получения жалобы, который может быть продлен  не более чем на 15 дней.
 
Внесенные изменения применяются в отношении жалоб (апелляционных жалоб), поданных после дня вступления в силу указанного закона. Если жалоба (апелляционная жалоба) подана до дня вступления его в силу, применяются положения Налогового кодекса Российской Федерации без учета внесенных изменений.