ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информацией в центральном аппарате Федеральной налоговой службы за 9 месяцев 2016 года

Дата публикации: 27.10.2016 16:10 (архив)

В центральном аппарате ФНС России за 9 месяцев 2016 года поступило на рассмотрение 24854 обращения граждан, в том числе: 12743 интернет – обращения, 3391 обращение гражданина из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций. По сравнению аналогичным периодом 2015 года количество обращений увеличилось на 18 % (за 9 месяцев 2015 года поступило 21058 обращений граждан).

Основную часть в отчетном периоде составляли обращения по вопросам налогообложения доходов и имущества физических лиц (5921 обращение или 24 % от общего числа), в части налогообложения доходов физических лиц поступило
3376 обращений граждан (14 %). Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с порядком начисления и уплаты НДФЛ при продаже имущества, предоставлением имущественного и социального налогового вычета, а также порядком декларирования полученного дохода от различного рода деятельности на территории Российской Федерации.

Остаются актуальными обращения граждан по вопросам исчисления и уплаты транспортного налога – 954 обращения (4 % от общего числа), налога на имущество физических лиц – 855 обращений (3 % от общего числа) и земельного налога – 661 обращение (3 % от общего числа).

Заявители по-прежнему в своих обращениях высказывали несогласие с выставленной к уплате суммой налога, а также обращались с уточнением сведений, указанных в единых налоговых уведомлениях. Кроме того, в центре внимания граждан продолжает оставаться вопрос предоставления налоговых льгот и снижения ставок по имущественным налогам для пенсионеров, инвалидов, многодетных семей и других льготных категорий граждан.

Значительное количество обращений граждан в отчетном периоде составили заявления по вопросам нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 4756 обращений или 19 % от общего числа. Большое количество обращений граждан о предполагаемых налоговых правонарушениях содержат информацию о фактах осуществления торговой деятельности без применения контрольно-кассовой техники, о неисчислении и неуплате налога на доходы физических лиц в бюджет. Кроме того, особое внимание граждане уделяют вопросу осуществления организации и контроля за проведением лотерей и азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Немалую часть поступивших обращений граждан составили обращения, затрагивающие вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц (3084 обращения или 13 % от общего числа). Граждане в своих жалобах оспаривали действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов и иных актов налоговых органов ненормативного характера. В значительной части заявители обжаловали нарушения сроков возврата налогового вычета, неправомерное начисление имущественных налогов, неправомерные действия при осуществлении мероприятий налогового контроля, а также действия (бездействие) регистрирующих органов по внесению сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП.

В отчетном периоде значительное количество писем содержало вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (2879 обращений или 12 % от общего числа).

Граждане не перестают обращаться с вопросами, связанными с недостоверностью, корректировкой и внесением изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в отношении физических лиц и юридических лиц. Некоторые обращения граждан содержали просьбу прекратить неправомерные, по мнению авторов, действия при обработке их персональных данных и аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика.

Отдельные обращения, поступившие в центральный аппарат Федеральной налоговой службы в отчетном периоде, содержали вопросы осуществления зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов (1733 обращения или 7 % от общего числа), возникновения задолженности по налогам и сборам (1162 обращения или 5 % от общего числа), организации работы с налогоплательщиками (912 обращений или 4 % от общего числа), пользования информационными ресурсами (826 обращений или 3 % от общего числа), налогообложения малого бизнеса (712 обращений или 3 % от общего числа), а также несостоятельности (банкротства) юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (225 обращений или 1 % от общего числа).

В течение 9 месяцев 2016 года в установленном порядке осуществлялся личный прием граждан в центральном аппарате ФНС России, в приемную ФНС России обратилось 36 граждан. Всем обратившимся гражданам были даны подробные разъяснения специалистами ФНС России, в необходимых случаях были приняты заявления для рассмотрения и подготовки письменного ответа.

В отчетном периоде в структурных подразделениях центрального аппарата ФНС России на контроле находилось 23676 обращений граждан, из них 23 обращения было рассмотрено с нарушением установленного законодательством срока, что составило 0,1 % от общего числа обращений граждан, поставленных на контроль.

Центральным аппаратом ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации было направлено для рассмотрения и подготовки ответа заявителю 16022 обращения граждан.

Обращения граждан, направленные на рассмотрение центральным аппаратом ФНС России в территориальные налоговые органы, в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в ФНС России копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов.

Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации с нарушением контрольного срока исполнения рассмотрено 25 обращений, что составляет 0,2 % от общего числа обращений граждан, поставленных на контроль (14772 обращения).

Проведена работа по изучению тематики обращений граждан в разрезе субъектов Российской Федерации.

Основная доля обращений в течение 9 месяцев 2016 года поступила от граждан, проживающих в г. Москве (5460 обращений или 21 % от общего числа). Основной темой обращений являются вопросы налогообложения доходов физических лиц (722 обращения или 13 %), обжалования решений налоговых органов и должностных лиц (667 обращений или 12 %), а также уклонения от уплаты налогов в бюджет Российской Федерации
(655 обращений или 12 %).

Значительное количество писем поступило в центральный аппарат ФНС России из Московской области – 2691 обращение или 11 % от общего числа. В основном заявителей интересовали вопросы, связанные с обжалованием решений государственных органов и должностных лиц (418 обращений или 16 %), зачетом и возвратом излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов (386 обращений или 14 %), а также налогообложением доходов физических лиц (310 обращений или 12 %).

Немалое количество обращений поступило от граждан Санкт-Петербурга (868 обращений или 4 % от общего числа). Проблемными в данном регионе по-прежнему являются вопросы по налогообложению доходов физических лиц (144 обращения или 17 %), уклонению от налогообложения (103 обращения или 12 %), а также обжалованию решений государственных органов и должностных лиц (99 обращений или 11 %).

Весомую долю занимают обращения от налогоплательщиков Краснодарского края (774 обращения или 3 %). Основной тематикой обращений являются вопросы, связанные с обжалованием решений государственных органов и должностных лиц (125 обращений или 16 %), налогообложением доходов физических лиц (85 обращений или 11 %), уклонением от налогообложения (74 обращения или 10 %).

Кроме того, часто поступают обращения граждан из Ростовской, Самарской и Свердловской областей, Ставропольского края, Республики Башкортостан и Нижегородской области.