РУС ENG

Итоги работы ФНС России за первое полугодие 2013 года подвели на расширенной коллегии в Нижнем Новгороде

Дата публикации: 13.09.2013 13:30 (архив)

12-13 сентября 2013 года в Управлении ФНС России по Нижегородской области состоялась расширенная коллегия ФНС России, посвященная итогам работы Налоговой службы за первое полугодие 2013 года и основным задачам до конца года.
 
В работе коллегии приняли участие Заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталов, Руководитель Федеральной налоговой службы М.В. Мишустин, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе М.В. Бабич, губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, а также представители территориальных налоговых органов.
 
Подводя итоги работы Налоговой службы за первое полугодие 2013 года, М.В. Мишустин обратил внимание присутствующих на то, что обсуждение вопросов налогового администрирования проходит в условиях снижения темпов экономического роста. «Поэтому нами сделана ставка на четко организованную, технологичную и адекватную современной структуре бизнеса систему налогового администрирования», - отметил Руководитель ФНС России.
 
Налоговая служба строит контрольную работу, основываясь на инструментах риск-анализа, точечно выбирая объекты для налоговых проверок. Таким образом, результаты налоговых проверок стали более качественными и обоснованными, полученные выводы и собранная доказательственная база по налоговым нарушениям поддерживаются в суде, а доначисленные в ходе проверки суммы поступают в бюджет.
 
В I полугодии 2013 года количество проверок сократилось на 8 тысяч, или на 27%. При этом по результатам контрольной работы в бюджет поступило на 9% больше, чем в I полугодии прошлого года.
 
Введение института обязательного досудебного рассмотрения жалоб налогоплательщиков на решения, вынесенные в ходе контрольных проверок, и эффективно организованная обратная связь позволили снизить количество жалоб налогоплательщиков. В I полугодии 2013 года в налоговые органы поступило на 12% меньше жалоб юридических лиц, чем за аналогичный период 2012 года.
 
Также существенно снизилось количество судебных споров при одновременном повышении эффективности представления интересов налоговых органов в судах.
 
В I полугодии 2013 года количество рассмотренных судами дел по юридическим лицам снизилось с 23 до 22 тысяч. При этом 72% оспариваемых сумм были рассмотрены в пользу бюджета, в том числе по юридическим лицам – 69%. Это самый высокий показатель за последние годы.
 
М.В. Мишустин отметил, что в условиях низких темпов роста поступлений возрастает важность эффективности мер по урегулированию задолженности. За последние пять лет отношение налоговой задолженности к поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации снизилось с 18,6% на начало 2008 года до 10,4% на 1 июля 2013 года, что соответствует аналогичным показателям стран с развитой экономикой.
 
Правильность вектора развития налогового администрирования подтверждается стабильным поступлением доходов в бюджет страны.
Так, за три посткризисных года Налоговая служба смогла обеспечить высокие темпы роста налоговых поступлений, превышающие рост экономики - ВВП вырос на 12,7%, а налоги в реальном выражении на 21,8%, превышение на 9,1 процентного пункта.
 
Неравномерное восстановление ведущих экономик мира, а также общая нестабильность на сырьевых рынках не обошли стороной российскую экономику, что обусловило замедление ее ключевых макропоказателей. Так, темпы роста ВВП снизились со 104,5% в I полугодии 2012 года до 101,4% в I полугодии текущего года.
 
Замедление динамики продемонстрировали в основном налоги, которые напрямую зависят от результатов деятельности российских предприятий и ценовой конъюнктуры на мировых рынках – налог на прибыль, НДС и НДПИ.
 
Одновременно на темпы поступлений налогов в текущем году оказывают влияние факторы, связанные с реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов. Это строительство новых газопроводов в рамках проектов «Северный поток» и «Южный поток»; реконструкция газопровода Ухта-Торжок; строительство магистрального нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий Океан; реконструкция нефтеперерабатывающего комплекса. Кроме того, строятся крупные животноводческие комплексы в сельском хозяйстве, проводится масштабная реконструкция железнодорожной сети. Многие из этих проектов находятся на завершающей стадии строительства и именно сейчас компании представляют затраты по их реализации в налоговой отчетности, что и привело к росту вычетов по НДС и росту амортизационных премий.
 
Прогнозируемый объем вычетов по материальным затратам в 2013 году составит около 1,5 трлн. рублей, что на 419 млрд. рублей, или в 1,4 раза больше, чем в 2012 году. Сумма амортизационных отчислений, включая амортизационную премию (10% и 30%) по налогу на прибыль, увеличится за 2013 год на 1,4 трлн. рублей, или в 1,3 раза, по сравнению с 2012 годом.
 
В то же время за счет принятых мер по повышению эффективности налогового администрирования Службе удалось удержать положительной вектор динамики налоговых поступлений.
 
По итогам января-августа 2013 года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 7,3 трлн. рублей, что на 0,6% больше поступлений января-августа 2012 года, в федеральный бюджет – более 3,4 трлн. рублей, или на 1,1% больше.
 
Говоря о дальнейшем совершенствовании механизмов налогового администрирования, М.В. Мишустин сообщил, что важнейшее значение сегодня приобретает внедрение прогрессивных инструментов, таких как контроль за полнотой исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в рамках Закона о трансфертном ценообразовании. Проведены все необходимые подготовительные мероприятия и Служба полностью готова к новому направлению налогового контроля. На сегодня поступило около 200 уведомлений с информацией о 150 тысячах контролируемых сделок налогоплательщиков.
 
Также в рамках «горизонтального мониторинга» – системы расширенного информационного взаимодействия с налогоплательщиком - заключены пять соглашений с рядом крупнейших налогоплательщиков.
 
Кроме того, внедряется система оценки налоговых рисков на основе среднеотраслевых индикаторов и реализуется концепция автоматизированной системы управления рисками при налоговом контроле за возмещением НДС (АСК «НДС»).
 
Служба строит свою работу на основе передовых подходов к обработке информации и IT-инфраструктуры. Ряд технологических и организационных функций, не свойственных ФНС России, уже переданы из территориальных налоговых органов в специально созданное ФКУ «Налог-Сервис». По результатам I полугодия 2013 года 72% документов налоговой и бухгалтерской отчетности в РФ уже обрабатывается в ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России. К концу 2013 года эта функция полностью будет выполняться силами ФКУ «Налог – Сервис». Также все уведомления по имущественным налогам в 2013 году будут направлены гражданам ФКУ «Налог-Сервис». Это около 85 млн налоговых уведомлений.
 
По-прежнему одной из важных задач, стоящих перед ФНС России, является развитие инструментов удаленного взаимодействия с налогоплательщиком и, соответственно, электронного информирования и сервисов. Федеральная налоговая служба планомерно развивает это направление. Согласно статистике интернет-сайт ФНС России в первом полугодии 2013 года посетили более 35 миллионов человек, и их число постоянно растет. Это значит, что информация и сервисы, представленные на сайте, востребованы. Сегодня практически все вопросы с Налоговой службой налогоплательщик может решить, не выходя из дома или офиса.
 
Кроме того, изучив мнение различных категорий пользователей и ориентируясь на лучшие мировые практики, ФНС России ведет работу по разработке новой структуры интернет-сайта, чтобы сделать его более удобным для пользователей.
 
Также в рамках коллегии состоялось торжественное открытие филиала ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Нижнем Новгороде. Нижегородский филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России создан на базе Межрайонной ИФНС России по централизованной обработке данных по Нижегородской области, которая обслуживала потребности только УФНС России Нижегородской области и осуществляла массовую печать и рассылку налоговых документов в четырех субъектах РФ.
 
После модернизации данного подразделения и создания филиала ФКУ «Налог-Сервис» значительно расширена география обслуживания - сегодня филиал осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности территориальных налоговых органов в 14 субъектах РФ.
 
Также серьезно расширен перечень выполняемых функций. Сегодня это:
  • централизованный ввод сведений из налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, представленных налогоплательщиком на бумажном носителе и электронном носителе, а также по каналам связи;
  • массовая печать и рассылка налоговых документов;
  • функция по бесплатному телефонному информированию налогоплательщиков в Нижегородской области;
  • централизованное архивное хранение в бумажном и электронном виде документов, поступающих или образующихся в результате деятельности налоговых органов в Нижегородской области (в части хранения обрабатываемых документов налоговой и бухгалтерской отчетности);
  • поддержка региональных информационных ресурсов Управления ФНС России по Нижегородской области;
  • централизованный ввод сведений, представляемых в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ;
  • обеспечение функционирования резервной технологической площадки АИС «Налог-3», «Личного кабинета налогоплательщика», учебного контура АИС «Налог-3».

Кроме того, в Нижнем Новгороде был открыт новый операционный зал для приема и обслуживания налогоплательщиков, оборудованный с учетом высоких стандартов обслуживания и фирменного стиля ФНС России. Новый операционный зал оснащен системой управления очередью, информационными киосками и компьютерами общего доступа. Все это позволит налогоплательщикам легко и быстро сориентироваться в выборе услуг и необходимой информации. Ранее подобные операционные залы уже были открыты в Уфе и Дубне.