ENG

«На то и щука в реке, чтобы карась не дремал», глава воронежского УФНС Игорь Понкратов — о работе с бизнесом

36 Воронежская область

Дата публикации: 20.02.2018

Издание: Медиагруппа De Facto
Тема: Налоги
Источник:  http://facto.ru/analytics/2018/02/na_to_i_shchuka_v_more_chtoby_karas_ne_dremal/?sphrase_id=5327320

Руководитель управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области Игорь Понкратов встретился в ведущими местными СМИ, делающими акцент на деловой повестке. De Facto задал главному налоговику региона вопросы о том, как ведомство будет выстраивать отношения с бизнесом.

— Вы говорите о необходимости в будущем довести ежегодный рост собираемости налогов в Воронежской области до 10-11%. С одной стороны, вы как представитель интересов государства должны следовать этой цели. С другой, существует запрос от бизнеса на снижение административного давления. Будете ли искать компромисс между двумя этими потребностями?

— Перевод из Белгородской области в Воронежскую не стал событием, которое переместило меня в абсолютно незнакомую среду. Напротив, я имел возможность на протяжении 20 лет наблюдать, как развивается регион, часто здесь бывал. Поэтому считать, что я пришел как варяг с какими-то невероятными идеями или революционными преобразованиями, неправильно. Работать будем в последовательном, спокойном режиме.

Да, везде есть «светлые головы», которые пытаются за счет «схематозничества» заплатить меньше налогов. С этим будем бороться. Причем мы уже приложили дополнительные усилия в работе с коллегами из других правоохранительных органов, и за результаты говорит статистика. Если раньше следствие возвращало 7 из 10 наших обращений, то сейчас таких возвратов максимум 3. Это говорит о том, что и мы стали тщательнее подходить к подготовке предварительного материала, и коллеги теперь всерьез относятся к налоговым проблемам бизнеса.

Но я бы не сказал, что в Воронежской области все бизнесмены массово хотят недоплачивать или совсем не платить налоги. Поэтому задача пересажать всех нарушителей перед нами не стоит. Мы хотим, чтобы компания, к которой возникают обоснованные налоговые претензии, продолжила свою работу после того, как устранит все недостатки и возместит ущерб бюджету. Как говорится, на то и щука в реке, чтобы карась не дремал. Но этого «карася» надо уважать и трудиться без перегибов. Вот, например, маслозаводы. Обратите внимание, как только мы взялись за тему незаконного возврата НДС, пошла серия уголовных дел. Но мы не хотим остановить предприятия, пусть работают. Нужно лишь убрать фирмы-прокладки, которые и заявляются на возмещение налога.

— Значит ли это, что воронежский бизнес ожидает снижение налоговых проверок?

— Конечно, не существует предпринимателей, которые по-философски спокойно относятся к любым проверкам, для них это определенного рода стресс. За счет применения различных фискальных методов в 2017 году нам удалось взыскать налогов на 10 млрд рублей. Из них за счет выездных проверок — 1,5 млрд. Но нельзя утверждать, что мы всех «запроверяли», нет. Давайте сравним нас со странами Евросоюза. Там проверки ежегодно проходят в 2-3% компаний, а мы работаем с 1%, это если не брать крупнейших налогоплательщиков. Но обычно у них и так все прозрачно.

— Одна из наиболее тревожных для бизнеса тем в последние месяцы — это блокировка банковских счетов. Какие полномочия есть у воронежского УФНС в этой теме и — главное — в каких случаях будете блокировать?

— Да, у налоговой службы есть такие полномочия в налоговом кодексе. Мы от норм закона отклоняться не имеем права. Есть несколько причин, по которым банковский счет компании могут заблокировать. Это непредоставление в течение 10 дней информации по запросу по какой-либо сомнительной операции или неуплата налогов. Процесс полностью автоматизирован, и человеческий фактор практически исключен. Во втором случае это даже не полная блокировка, а ограничение расходных операций — до момента, пока компания не рассчитается по своим налоговым обязательствам. На следующий день ограничения снимаются. Большинство предпринимателей платят в срок, и эта проблема обходит их стороной. Есть конечно и те, кто почему-то привык платить по требованию, но это их собственные соображения и риски, которые они готовы принять на себя.

— Среди воронежских бизнесменов стало популярным личное банкротство. Какие рычаги влияния у вас на них есть?

— Число миллионеров в Воронежской области растет, по итогам года их — порядка 20 тысяч человек. Растет и число физлиц-банкротов, которые хотят уйти от ответственности перед кредиторами, в том числе и перед государством. Смотришь в СМИ: бизнесмен-банкрот, а вот он же — на дорогом внедорожнике в респектабельном ресторане. Я был в Англии, так там если ты банкрот, то уже во многом ограничен.

— Какие приоритеты на 2018 год у управления в работе совместно с региональной властью?

— 10 января я был принят временно исполняющим обязанности губернатора Александром Гусевым. В нашей беседе мы определились с перспективой роста налоговых расходов в текущем 2018 году. Александр Викторович уделил особое внимание сокращению задолженности, продолжению внедрения онлайн-касс и другим вопросам.

Справка

В 2017 году собираемость налогов на территории Воронежской области составила 99,8%. В консолидированный бюджет области поступило почти 100 млрд рублей, из них — 75 млрд в регион. В сравнении с 2016 годом собираемость выросла на 2%. При этом налоговый мониторинг, контрольные мероприятия и принудительные взыскания принесли казне 19,9 млрд рублей из общей суммы.