Национальная система прослеживаемости импортных товаров

Система прослеживаемости товаров

^К началу страницы

В г. Нур-Султане 29.05.2019 заключено Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Соглашение предусматривает создание двух сегментов системы:

  • внешнего сегмента прослеживаемости (наднациональная система прослеживаемости), который обеспечивает обмен информацией о пересечении границы между государствами-членами ЕАЭС прослеживаемого товара.
  • национального сегмента прослеживаемости (национальная система прослеживаемости), который обеспечивает прослеживаемость импортных товаров на внутреннем рынке государств-членов ЕАЭС.

Система прослеживаемости будет распространяться на физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, совершающих операции с товарами, подлежащими прослеживаемости.

Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, будет утверждаться Евразийской экономической комиссией и Правительством Российской Федерации.

Цели разработки и внедрения системы прослеживаемости:
  • создание условий, исключающих использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей;
  • подтверждение законности оборота товаров при их перемещении с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;
  • обеспечения контроля за операциями, связанными с оборотом товаров.

В целях реализации Соглашения ФНС России разрабатывает национальную систему прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Принципы национальной системы прослеживаемости:
  • исключение дублирования бизнес процессов налогоплательщиков;
  • идентификатор прослеживаемости формируется на единых правилах;
  • факт перехода права собственности на прослеживаемый товар, фиксируется в имеющихся документах и не требует физической маркировки товара;
  • система базируется на имеющемся электронном документообороте между налогоплательщиками;
  • требования распространяются на всех налогоплательщиков юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без исключений и на товары, в том числе ввозимые из ЕАЭС;

Указанные принципы легли в основу проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)».

В настоящее время проект проходит процедуру оценки регулирующего воздействия, ознакомиться с проектом можно на официальном сайте Минфина России.

Ожидаемый срок вступления в силу основных положений: 01.07.2020.

Мер ответственности: 01.01.2021

Эксперимент по прослеживаемости товаров

^К началу страницы

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 №807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления» (далее – Постановление), с 01 июля по 31 декабря 2019 г. на территории Российской Федерации проводится соответствующий эксперимент.

На ФНС России возложены обязанности оператора информационной системы в рамках эксперимента.

Целями эксперимента являются:

  • апробация полноты и достаточности функционирования информационной системы в целях обеспечения противодействия незаконному ввозу и обороту на территории Российской Федерации, включая ввоз и оборот контрафактных товаров, а также для выработки направлений дальнейшего развития механизма прослеживаемости товаров;
  • подтверждение подлинности товаров, стандартизация и унификация процедур учета их оборота на территории Российской Федерации;
  • повышение собираемости таможенных платежей и налогов;
  • оценка эффективности и результативности информационной системы;
  • подготовка предложений по внесению изменений в законодательство Российской Федерации;
  • определение методики масштабирования информационной системы на товары, не попавшие в прослеживаемость.

В эксперименте могут принять участие заинтересованные лица, совершающие операции с товарами, указанными в приложении к положению постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2019 № 807, в соответствии с рекомендациями по проведению эксперимента, направленными в адрес нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков письмом от 04.07.2019 № ЕД-4-15/13072@, а также размещенных на сайте ФНС России.

Часто задаваемые вопросы

^К началу страницы

На кого будут распространяться система прослеживаемости товаров?

Участие в эксперименте добровольное, в нем могут принять участие налогоплательщики, совершающие операции (импорт, реализация, приобретение, реализация в розницу и т.д.) с товарами, подлежащими прослеживаемости, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2019 № 807.

Предполагается, что указанный перечень товаров будет прослеживаться с 01.07.2020 уже в рамках обязательных требований Федерального закона.

Когда вступит в силу система прослеживаемости?

В соответствии с проектом федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (о создании национальной системы прослеживаемости товаров)», прослеживаемость вступает в силу с 01.07.2020 г.

Не будет ли создаваемая система дублировать систему маркировки?
Маркировка и прослеживаемость схожи по своим целям, но в части реализации они имеют отличия, вот некоторые из них:
  • система маркировки базируется на физической маркировке, а система прослеживаемости на документарной идентификации товаров;
  • система маркировки прослеживает каждый товар в частности, а система прослеживаемости товарные партии;
  • система маркировки требует изменения складской логистики, а система прослеживаемости не требует.
Для чего необходима форма уведомления о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, из государств-членов ЕАЭС, если уже существуют похожие формы:
а) статистическая форма учета перемещения товаров;
б) заявление о ввозе товаров и об уплате косвенных налогов.

Приведенные документы используются для различных целей контролирующих органов, отличных от прослеживаемости, как по срокам предоставления, так и реквизитному составу.

Заявление о ввозе является документом, оформляемым при импорте товаров с территории государств-членов Евразийского экономического союза для неплательщиков НДС.

Уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, из государств-членов ЕАЭС – это временное решение, до вступления в силу Соглашения, которое позволит обеспечить целостность национальной системы, путем присвоения ввозимым товарам РНПТ.

Когда Соглашение вступит в силу РНПТ будет передаваться налогоплательщиком экспортером из государства – члена ЕАЭС. Поменяется ли печатная форма счета-фактуры в связи с прослеживаемостью?

Нет. Расширяется только реквизитный состав формат электронного счета-фактуры, который дополнится новыми показателями для целей с прослеживаемости.

Как реализовывать (отражать в счет-фактуре) «комплекты» товаров, если в такой комплект входит товар(ы), подлежащий(е) прослеживаемости?

Счета-фактуры на прослеживаемые товары выставляются отдельно, поэтому «комплект», содержащий товар(ы), подлежащий(е) прослеживаемости, необходимо расформировать на прослеживаемые и непрослеживаемые товары.