Решения по жалобам

Дата публикации: 10.07.2019

Дата решения: 04.07.2019

Номер решения: СА-4-9/13130@

Налоговый орган, вынесший решение: Центральный аппарат ФНС России

Статьи Налогового кодекса: Статья 71

Вид налога: Нет

Тема налогового спора: Правомерность не направления Инспекцией налогоплательщику уточненного требования об уплате налога (сбора, пени, штрафа) в случае удовлетворения требований налогоплательщика по результатам рассмотрения жалобы 


Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: В случае, если решение территориального налогового органа частично отменено вступившим в силу решением вышестоящего налогового органа и изменена сумма, которую должен уплатить налогоплательщик, это не свидетельствует об изменении обязанности по уплате налога или сбора и основания для выставления уточненного требования отсутствуют. При этом НК РФ не предусмотрено изменение обязанности налогоплательщика по уплате налога на основании вступившего в силу решения вышестоящего налогового органа. В этой связи налоговый орган не обязан направлять налогоплательщику уточненное требование об уплате налога (сбора, пени, штрафа).

 

Позиция налогоплательщика: Заявитель, ссылаясь на положения статьи 71 НК РФ, сообщает, что если после направления требования обязанность налогоплательщика по уплате задолженности изменилась, то налоговый орган должен направить ему уточненное требование с новым сроком исполнения, при этом первоначальное требование отзывается.

При этом Налогоплательщик полагает, что согласно статье 69 НК РФ исполнить уточненное требование налогоплательщик должен в течение восьми рабочих дней с момента его получения, если более продолжительный срок не установлен в самом требовании. По мнению Заявителя, сроки принудительного взыскания налоговой задолженности в этом случае рассчитываются после истечения срока добровольного исполнения уточненного требования.

 

Правовая позиция налогового органа, вынесшего решение по жалобе:

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Абзацем 1 пункта 4 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

В соответствии с абзацем 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Статьей 71 НК РФ установлено, что в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке.

Согласно пункту 2 статьи 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с пунктом 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 НК РФ.

 Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 47 НК РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 47 НК РФ установлено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных статьей 47 НК РФ.

Из материалов жалобы от 11.06.2019 следует, что Инспекцией в связи с принятием решения о ликвидации в отношении Х на основании решения Инспекции от 30.03.2017 проведена выездная налоговая проверка по всем налогам и сборам за период с 01.01.2014 по 05.12.2016. По результатам которой вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислены суммы налога на прибыль, НДС, пени и штраф.

По информации Управления в связи с неуплатой Обществом задолженности по решению от 16.03.2018 Инспекцией на основании положений статьи 69 НК РФ Обществу направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей), согласно которому Заявитель обязан в срок 30.07.2018 уплатить задолженность в общей сумме 225 278 922,26 рубля. Указанное требование направлено Инспекцией Обществу заказным письмом, которое согласно сайту
ФГУП «Почта России», вручено адресату.

Из информации Управления следует, что в связи с неуплатой Обществом задолженности по требованию Инспекцией на основании положений статьи 46 НК РФ вынесено решение от 02.08.2018 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств в общей сумме 225 278 922,26 рубля.

Вместе с тем согласно информации, представленной Управлением, Обществом в Арбитражный суд направлено заявление о признании недействительным требования и действий Инспекции по способу уведомления Заявителя об указанном требовании. Решением Арбитражного суда Обществу отказано в удовлетворении требований Общества.

По информации Управления в связи с отсутствием у Налогоплательщика открытых расчетных счетов Инспекцией в соответствии со статьей 47 НК РФ вынесено решение от 27.02.2019 и постановление от 27.02.2019 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в общей сумме 225 278 922,26 рубля. Указанное постановление направлено в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению постановлений налоговых органов Управления Федеральной службы судебных приставов (далее - ССП), на основании которого ССП возбуждено исполнительное производство. При этом согласно информации Управления исполнительное производство в отношении
Общества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» 18.03.2019 окончено в связи с процедурой ликвидации должника-организации, а исполнительный документ направлен в ликвидационную комиссию. При этом по решению Инспекции от 16.03.2018 уплата отсутствует.

Вместе с тем Обществом в Управление направлена жалоба от 24.01.2019, в которой Заявитель выражает несогласие с решением Инспекции от 16.03.2018
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. По результатам рассмотрения указанной жалобы Управлением вынесено решение от 28.03.2019, которым данная жалоба Заявителя частично удовлетворена, решение Инспекции от 16.03.2018 отменено в части доначисления НДС в общей сумме 12 287 308 рублей, начисления пени и штрафа в соответствующих суммах по указанному налогу. В остальной части указанное решение Инспекции оставлено без удовлетворения.   

Кроме того, из материалов жалобы следует, что в Управление поступила жалоба Общества от 21.05.2019, в том числе с доводами, аналогичными изложенным в жалобе от 11.06.2019. По результатам рассмотрения указанной жалобы Управлением вынесено решение от 11.06.2019, которым жалоба Заявителя от 21.05.2019 оставлена без удовлетворения.

В указанном решении Управлением сообщено о проведенной выездной налоговой проверке в отношении Общества, о направленном Инспекцией требовании, о принятых налоговым органом мерах принудительного взыскания в соответствии со статьей 46 и 47 НК РФ, о возбуждении исполнительного производства и его окончании. При этом на довод Заявителя о наличии у Инспекции с учетом решения Управления от 28.03.2019 оснований для направления ему уточненного требования Управление, ссылаясь на статьи 71 и 44 НК РФ, сообщило, что налоговый орган обязан направить уточненное требование в случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, при этом обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. В этой связи Управлением отмечено, что направление налогоплательщику уточненного требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа на основании решения вышестоящего налогового органа или суда о признании частично недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности НК РФ не предусмотрено. При таких обстоятельствах Управление отметило, что основания для направления уточненного требования Обществу в рассматриваемой ситуации у Инспекции отсутствуют. Кроме того, Управлением сообщено, что Инспекция письмом от 16.05.2019 сообщила Заявителю об отсутствии оснований для направления уточненного требования Налогоплательщика, а также проинформировала Общество о размере его задолженности по налогам, пени и штрафам по состоянию на 16.05.2019 с учетом решения Управления от 28.03.2019.

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба оставила жалобу Общества без удовлетворения.

Сообщите о несоответствии позиции налогового органа позиции, изложенной в указанном решении по жалобе.