ENG

Налог на игорный бизнес – один из трех региональных налогов, поступления от которого являются источником доходов бюджета субъекта РФ, на территории которого он введен.  Сфера его регулирования – налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр.

Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, направленная на извлечение организациями доходов в виде:
  • выигрыша;
  • платы за проведение азартных игр;
  • пари.

Это организация и проведение азартных игр в игорных заведениях с использованием игровых столов, игровых автоматов, а также прием ставок в букмекерских конторах и на тотализаторе.

По своей сути данный налог не что иное, как одна из разно­видностей вмененного налогообложения (под налогообложение подпадает деятельность с использованием игровых столов, игровых автоматов, содержание тотализаторов и букмекерских контор).

С 1 июля 2009 года вне специально созданных игорных зон (Республика Крым, Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область) азартные игры можно проводить только в букмекерских конторах и тотализаторах. Все остальные игорные заведения могут быть открыты исключительно в игорных зонах (Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ).

Плательщики и объект налогообложения

^К началу страницы

Налогоплательщик – это организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ)

Объект налогообложения налогом на игорный бизнес являются (ст. 366 НК РФ):

  • игровой стол;
  • игровой автомат;
  • процессинговый центр тотализатора;
  • процессинговый центр букмекерской конторы;
  • пункт приема ставок тотализатора;
  • пункт приема ставок букмекерской конторы.

Игровой стол – это игровое оборудование, место с одним или несколькими игровыми полями.  С его помощью проводятся азартные игры либо только между участниками, либо с участием сотрудников (крупье) игорного заведения.

Игровой автомат – игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное и т.д.), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем. Выигрыш определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового автомата, без участия организатора азартных игр или его работников.

Процессинговый центр букмекерской конторы – часть игорного заведения, в которой проводится учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр. Также здесь фиксируются результаты азартных игр, рассчитываются суммы подлежащих выплате выигрышей. А также осуществляется предоставление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы.

Процессинговый центр тотализатора – часть игорного заведения, в которой проводится учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксируются результаты азартных игр, рассчитываются суммы подлежащих выплате выигрышей. А также осуществляется предоставление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора.

Пункт приема ставок букмекерской конторы – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и осуществляет предоставление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы.

Пункт приема ставок тотализатора – территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и осуществляет предоставление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора.


Каждый объект налогообложения должен быть зарегистрирован в налоговой инспекции по месту установки не позднее чем за 2 рабочих дня до даты его установки.

Регистрация игрового оборудования или пункта приема ставок проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательным ой получением выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Любое изменение количества объектов необходимо также зарегистрировать в налоговых органах не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.

Игровое оборудование считается зарегистрированным или выбывшим начиная с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации или заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов.

Налоговые ставки

^К началу страницы

Налоговые ставки  устанавливаются законами субъектов РФ по каждому объекту налогообложения в следующих пределах (ст. 369 НК РФ):

Предельные размеры налоговых ставок:

Наименование объекта налогообложения

Минимальная
ставка (руб.)

Максимальная
ставка (руб.)

игровой стол

 

50 000

 

250 000

 

игровой автомат

 

3 000

 

15 000

 

процессинговый центр букмекерской конторы

 

50 000

 

250 000

 

процессинговый центр тотализатора

 

50 000

 

250 000

 

процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора

 

2 500 000

3 000 000

 

процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы

 

2 500 000

 

3 000 000

 

пункт приема ставок тотализатора

 

10 000

 

14 000

 

пункт приема ставок букмекерской конторы

 

10 000

 

14 000

 

 


В тех субъектах, где ставки налога на игорный бизнес не установлены, применяются минимальные налоговые ставки.

В настоящее время в России функционируют четыре действующие игорные зоны, которыми являются:
  • «Сибирская монета», расположенная на территории Алтайского края;
  • «Красная Поляна», расположенная на территории Краснодарского края;
  • «Приморье», расположенная на территории Приморского края;
  • «Янтарная», расположенная на территории Калининградской области.
    • Законом  Краснодарского края установлены следующие налоговые ставки:

      • за один игровой стол - 125000 рублей;
      • за один игровой автомат - 7500 рублей;
      • за один процессинговый центр тотализатора - 125000 рублей;
      • за один процессинговый центр букмекерской конторы - 125 000 рублей;
      • за один пункт приема ставок тотализатора - 7 000 рублей;
      • за один пункт приема ставок букмекерской конторы - 7 000 рублей.

Налоговая база

^К началу страницы

Налоговая база определяется отдельно по каждому объекту налогообложения как общее количество соответствующих объектов.

Порядок исчисления налога

^К началу страницы

Порядок исчисления налога на игорный бизнес определен ст. 370 НК РФ. Сумма налога равна произведению налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставке налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

Налог=Кол-во объектов
налогообложения
*Ставка
налога

Этой же статьей предусмотрены особенности исчисления налога для игровых столов с двумя и более игровыми полями. Если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога увеличивается кратно количеству игровых полей.

Пример расчета налога с игровым столом, имеющим более 1 игрового поля

Например, при наличии у организации 3 игровых столов с двумя игровыми полями на каждом, а также 10 игровых автоматов, расчет суммы налога за месяц будет следующим:

Налог= 6*125000 +10*7500 =825 000 рублей
 

Период

^К началу страницы

Налоговым периодом по налогу на игорный бизнес является календарный месяц ( ст.368 НК РФ).

Также предусмотрены случаи, когда применяется 1/2 ставки налога. Если в налоговом периоде после 15-го числа (включительно) установлен новый объект налогообложения или до 15-го числа (включительно) выбыл старый. При этом объект налогообложения считается выбывшим с даты подачи соответствующего заявления в налоговый орган.

Пример расчета налога при изменении количества объектов налогообложения:

Ситуация: Установка нового объекта налогообложения (п. 3 ст. 370 НК РФ)

до 15 числа
Применяется обычная ставка налога
после 15 числа
Применяется 1/2 ставки налога
 
 

Ситуация: Выбытие старого объекта налогообложения (п. 4 ст. 370 НК РФ)

до 15 числа
Применяется 1/2 ставки налога
после 15 числа
Применяется обычная ставка налога

Оплата налога и представление отчетности

^К началу страницы

Налог на игорный бизнес, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиком по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом ( см. ст. 371 НК РФ).

Также по месту регистрации объектов налогообложения в налоговый орган налогоплательщиком предоставляется налоговая декларация за истекший налоговый период (п. 2 ст. 370 НК РФ).

 

Порядок и сроки предоставления налоговой декларации

Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес за истекший налоговый период (календарный месяц) представляется налогоплательщиком в налоговую инспецию по месту регистрации объектов налогообложения не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 370 НК РФ).

Налоговая декларация заполняется налогоплательщиком с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

При отсутствии объекта обложения по налогу на игорный бизнес обязанность по представлению налоговой декларации не возникает.

В соответствии со ст. 80 НК РФ декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

 

Форма налоговой декларации

Форма налоговой декларации с отчета за декабрь 2021 года
(утверждена приказом ФНС России от 05.07.2021 № ЕД-7-3/634@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на игорный бизнес, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на игорный бизнес в электронном виде>»)
pdf (565 кб)

Декларация заполняется с учетом изменения количества объектов налогообложения за истекший налоговый период.

Код формы отчетности по классификатору налоговой документации (КНД) равен 1152011.

 

Контрольные соотношения к налоговой декларации

Все декларации на стадии камеральной налоговой проверки анализируются на выполнение утвержденных контрольных соотношений: логических и арифметических алгоритмов. Контрольные соотношения делятся на внутренние и междокументальные.

  • Внутридокументальные контрольные соотношения - это проверка арифметических вычислений налогоплательщика при определении налоговой базы, суммы исчисленного налога, правильности применения налоговых ставок.
  • Междокументальные  сводятся к сопоставлению количества объектов налогообложения, указанных в декларации, и в информационном ресурсе «Журнал регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес», который ведется на основании представленных заявлений о регистрации (регистрации изменений) объектов налогообложения и выданных свидетельств.
 

Порядок заполнения налоговой декларации

Если Вы обнаружили, что в декларации неправильно отразили сведения или допустили ошибки, то необходимо внести изменения и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном ст. 81 НК РФ

Уточненная декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. При перерасчете налоговой базы и суммы налога на игорный бизнес не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому производится перерасчет налоговой базы и суммы налога.

 

Льготы

Льготы в рамках данного налога не предусмотрены



Постановка на учет по налогу

^К началу страницы

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект обложения налогом на игорный бизнес регистрируется в инспекции по месту его нахождения не позднее чем за 2 дня до даты открытия. Регистрация проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика и свидетельства о регистрации объекта. Приказом от 22.12.2011 № 184н Минфин России утвердил формы указанных документов. Они используются при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес начиная с 1 июня 2012 г.

С 1 апреля 2022 года вступил в силу Приказ ФНС России от 10.08.2021 N ЕД-7-3/740@ «Об утверждении форм документов, используемых при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, порядков их заполнения и форматов их представления в электронной форме»).

Ответственность за налоговые правонарушения

^К началу страницы

Налоговая декларация по налогу на игорный бизнес представляется ежемесячно не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 370 НК РФ).

Опоздание со сдачей отчетности влечет за собой штраф в размере от 5% до 30% от неуплаченной суммы налога по этой декларации, но не менее 1 000рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Нарушение срока уплаты налога и задержка платежа грозит взысканием пени. Размер пени рассчитывается как процент, который равен 1/300 ставки рефинансирования, от перечисленной не в полном объеме либо частично суммы взноса, либо налога за каждый день просрочки (ст. 75 НК РФ).

За нарушение порядка уплаты и неуплату налога предусмотрен штраф в размере от 20% до 40% суммы неуплаченного налога (ст. 122 НК РФ).

 

Нарушение порядка регистрации объектов налогообложения

Каждый объект налогообложения (игровой автомат, стол, букмекерская контора и т. д.) и изменение его количества подлежит регистрации в налоговом органе не позднее чем за 2 рабочих дня до даты установки (открытия) или выбытия (закрытия) данного объекта (ст. 366 НК РФ, Приказ Минфина РФ от 22.12.2011 № 184н, Приказ ФНС России от 10.08.2021 N ЕД-7-3/740@).

Нарушение этого порядка влечет штраф в трехкратном размере ставки налога на игорный бизнес. Повторные нарушения в течение года влекут взыскание штрафа в шестикратном размере ставки налога на игорный бизнес (ст. 129.2 НК РФ, 369 НК РФ).

Процедура государственной регистрации определена Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Им же регулируются и отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц.

Законодательством предусмотрен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц. Государственная регистрация юридических лиц — внесение регистрирующим органом соответствующей записи.

Для прохождения государственной регистрации Вы подаете необходимые документы и в течение 5 рабочих дней со дня их представления Вам будет выдано свидетельство о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе.

Весь процесс прохождения необходимых процедур займет не так много времени, если вы заблаговременно найдете необходимые адреса и реквизиты, подготовите пакет документов и заверите заявление о государственной регситрации у нотариуса. Государственная регистрация и последующие действия не требуют от Вас каких-либо специальных знаний и умений, обращения к посредникам и в специализированные компании.

Чтобы посетить налоговую инспекцию в наиболее удобное для Вас время воспользуйтесь сервисом «Онлайн запись на прием в инспекцию».

Государственная регистрация юридического лица

^К началу страницы

Через налоговую инспекцию, МФЦ. Пошаговая инструкция

ПерейтиС помощью интернет-сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию»

Постановка на учет по налогу на игорный бизнес

Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса (ст. 365 НК РФ).

Вся деятельность по организации и проведению азартных игр и букмекерских контор и тотализаторов регламентируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ.

Букмекерские конторы и тотализаторы могут быть открыты вне игорных зон. Однако эти игорные заведения вправе осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр только на основании лицензии (ст. 14, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 №244-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 17.07.2007 №451). Функционирование букмекерских контор и тотализаторов строится по сетевому принципу: игорное заведение обладает головным офисом (процессинговый центр) и рядом обособленных подразделений (пункты приема ставок).

Согласно п. 2 ст. 366 НК РФ каждый объект обложения налогом на игорный бизнес регистрируется в инспекции по месту его нахождения не позднее чем за 2 дня до даты открытия. Регистрация проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика и свидетельства о регистрации объекта. Приказом от 22.12.2011 № 184н Минфин России утвердил формы указанных документов. Они используются при регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес начиная с 1 июня 2012 г.

Особенности регионального законодательства

^К началу страницы


Информация ниже зависит от вашего региона (37 Ивановская область)

Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.

Налоговые ставки по налогу на игорный бизнес в соответствии с п. 1 ст. 369 Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Законом Ивановской области от 04.07.2012 года № 54-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес" установлены ставки налога на игорный бизнес 14 000 рублей и 250 000 рублей и 3 000 000 рублей в месяц. 

Настоящий Закон принят в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и устанавливает ставки налога на игорный бизнес для всех игорных заведений, находящихся на территории Ивановской области.

Наименование объекта налогообложения

Ставка налога
(тыс.руб.)

за один процессинговый центр букмекерской конторы
 
250
за один процессинговый центр тотализатора
250
за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора
3000
за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы
3000
за один пункт приема ставок тотализатора
14
за один пункт приема ставок букмекерской конторы
14