ENG

Риск-ориентированный подход при проведении выездных налоговых проверок (презентационные материалы)

Дата публикации: 14.12.2018 11:56

Применение риск-ориентированного подхода при планировании выездных налоговых проверок обусловлено необходимостью снижения административной нагрузки на бизнес, сокращением финансовых издержек для субъектов хозяйственной деятельности при одновременном повышении эффективности государственного контроля и обеспечении соблюдения действующего законодательства.

Переход на новую модель контрольно-надзорной деятельности в Федеральной налоговой службе связан с принятием в 2007 году Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Целью концепции было создание единой, открытой и понятной для налогоплательщиков и налоговых органов системы планирования выездных налоговых проверок. Были разработаны и опубликованы 12 критериев, по которым проходила идентификация рисков и определение количества и направления планируемых контрольных мероприятий. Данные критерии и на сегодняшний день актуальны, на базе них формируется перечень налогоплательщиков для предпроверочного анализа.

Вместе с тем, за последние годы произошли значительные изменения в данном направлении. Если раньше мы считали, что налоговый контроль - это проверки, то сегодня, оценивая их последствия мы понимаем, что в случае включения механизмов контрольных мероприятий в отношении бизнеса, велики вероятности случаев его банкротства и ликвидации, что не является целью налоговой службы. Наша задача обеспечить уплату налогов и, в первую очередь, самостоятельно налогоплательщиками. Риск-ориентированный подход дает возможность расставлять приоритеты при определении объекта и цели проверки. В результате число выездных проверок сократилось более чем в 2 раза - с 308 в 2016 году до 139 в 2018 году. Таким образом, теперь на тысячу предприятий приходится всего две проверки. Обращаю внимание, что при значительном снижении количества проведенных выездных проверок эффективность контроля выросла.

Сегодня существует ранжирование налогоплательщиков по уровню риска с учетом отраслевых особенностей (рассматриваем риски в основном применительно к отраслям, а не к конкретным налогоплательщикам). Налоговый орган проводит отбор для предпроверочного анализа в зависимости от уровня риска. Контрольные мероприятия могут быть назначены только исходя из рисков, установленных системным способом. Фактически принятие решений о проведении контрольных мероприятий было переведено на централизованный принцип, что исключило возможность субъективной оценки. Для выявления зон налоговых рисков, сотрудники отделов предпроверочного анализа используют программно-аналитические комплексы.

Важным на сегодня изменением системы планирования проверок является информирование об установленных рисках. Начиная с февраля 2018 года налоговые органы, прежде чем принять решение о проведении выездной проверки, приглашают налогоплательщика и раскрывают ему информацию о нарушениях, установленных в рамках предпроверочного анализа. Тем самым налогоплательщику предоставляется возможность пересмотреть свои налоговые обязательства и самостоятельно, без проведения проверки, представить уточненные декларации. На данных рабочих встречах обсуждается вопрос погашения возникающей задолженности по уточненным декларациям с учетом текущей финансово-хозяйственной деятельности плательщика. Цель обеспечить самостоятельную налогоплательщиком уплату налогов. Выездная проверка – это крайняя мера, но неизбежная, если уточнения нет. Задача налоговых органов - указать на нарушения и пресечь применение схемы в последующих периодах.

В рамках рабочих встреч по самостоятельному уточнению налоговых обязательств по установленным в предпроверочном анализе рискам, у налогоплательщика есть возможность раскрыть свои данные. Открытые данные, на наш взгляд, - это один из наиболее существенных и недооцененных налогоплательщиками инструментов управления рисками. ФНС России не только определила перечень рисков, но и сделала их публичными. Мы видим в такой политике большие возможности для управления средой, ведь предоставление налогоплательщикам открытой информации позволяет им принимать сбалансированные и взвешенные решения. В своей работе налоговая служба нацелена на то, чтобы стимулировать всех -самостоятельно платить налоги и соблюдать налоговое законодательство.

Обратимся к цифрам. Налогоплательщики Иркутской области за 9 месяцев 2018 года самостоятельно откорректировали обязательства на сумму 883 млн рублей, что составляет почти 26,9 % от общей суммы поступлений по контрольно-аналитической работе. Три года назад этот показатель был на уровне 4%. В завершении хотелось бы отметить, что цель риск-ориентированного подхода - оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля. Снижение издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышение результативности работы государственных органов.