ENG

На публичных обсуждениях рассмотрены актуальные вопросы развития внесудебных и судебных механизмов урегулирования налоговых споров

Дата публикации: 21.02.2018 06:47

В рамках выполнения приоритетной программы правительства «Реформа контрольно-надзорной деятельности» налоговые органы региона предпринимают меры в целях улучшения условий ведения бизнеса и качества взаимодействия с налогоплательщиками. Одним из актуальных аспектов в этом направлении является внедрение практики обсуждения имеющихся проблем с самими налогоплательщиками, их сообществами и представителями общественности. С конца прошлого года в УФНС России по Иркутской области проходят публичные обсуждения вопросов правоприменительной практики и изменений в законодательстве, в ходе которых вырабатываются формы взаимодействия государства и бизнеса. Вопросы рассмотрения налоговых споров в порядке досудебного и судебного урегулирования стали предметом публичных обсуждении, состоявшихся 20 февраля, в которых приняли участие руководитель УФНС России по Иркутской области Константин Зайцев, председатель Общественного совета при Управлении Сергей Шишкин, специалисты налоговой службы, члены регионального правительства и органов региональной власти, представители общественной палаты Иркутской области, объединений предпринимателей, налогоплательщики и средства массовой информации.

Концепция развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации действует уже пятый год. Ее стратегической целью является развитие внесудебных механизмов разрешения конфликтных ситуаций без участия суда, в том числе путем внедрения примирительных и иных внесудебных процедур. Повышается прозрачность процедуры рассмотрения жалоб, упрощаются способы взаимодействия и создаются условия и стимулы для разрешения споров во внесудебном порядке.

Так, в 2017 году в региональное Управление поступило 1 044 жалобы налогоплательщиков. Многие вопросы, влияющие на возникновение споров, нашли свое разрешение, в итоге, количество жалоб по сравнению с 2016 годом снизилось почти на 12%. При рассмотрении обращений, поданных на результаты налоговых проверок, удовлетворено 158 жалоб или 40%. Среди причин удовлетворения заявленных требований актуально применение обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налоговых правонарушений.

На действия или бездействие должностных лиц налогового органа и иные ненормативные правовые акты жаловался 191 налогоплательщик. Анализ показывает, что причинами обращений, в основном, является обжалование действий налоговых органов при взыскании задолженности. Также оспариваются действия, связанные с проведением мероприятий налогового контроля и решения о принятии обеспечительных мер. Вместе с тем, несмотря на количественное снижение жалоб данной категории, процент их удовлетворения в период с 2015 года практически одинаков и составляет около 27 процентов.

В арбитражном суде Иркутской области и судах общей юрисдикции региона в 2017 году рассмотрено 263 дела с участием налоговых органов, сумма требований составила 1,6 млрд рублей. В пользу налоговых органов принято 75% судебных актов от общего числа, сумма удовлетворенных в пользу бюджета требований составила более 1,3 млрд рублей или 83% от общей суммы рассмотренных в судах требований.

Необходимо отметить, что до истечения процессуальных сроков обжалования вынесенных в пользу налоговых органов актов в бюджет поступило более 45% доначислений (513 млн рублей). Основной причиной споров по результатам проведенных налоговыми органами мероприятий налогового контроля по-прежнему является вопрос обоснованности налоговой выгоды, полученной налогоплательщиками посредством вовлечения в хозяйственный оборот фирм-однодневок. В рамках слушаний налоговики проанализировали практику рассмотрения таких споров.