Ваш регион Выберите регион по карте
Введите первые буквы или номер региона, выберите из списка или на карте.
A- A A+

Налогоплательщик спрашивает: какими документами руководствоваться при исчислении земельного налога за 2014 г.?

38 Иркутская область

Дата публикации: 18.03.2015 05:31

На основании ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Постановлением Правительства Иркутской области от 15.11.2013 №517-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области, данное постановление вступило в силу с 01.01.2014. Вместе с тем, в данный документ Постановлением от 05.05.2014 №239-пп внесены изменения, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 3 декабря 2013 г. Налогоплательщик спрашивает: каким постановлением следует руководствоваться при исчислении земельного налога за 2014 год? 

Специалисты УФНС России по Иркутской области в письме от 10.03.2015 №16-26/003673@ «Об ответах на наиболее часто задаваемые налогоплательщиками вопросы» пояснили следующее. 

В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

На основании п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Согласно п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. При этом согласно абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ  акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Анализ буквального содержания абз. 1 п. 1 ст. 5 НК РФ позволяет прийти к выводу, что акт законодательства о налогах вступает в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня официального опубликования данного акта (правильность такого вывода подтверждается сложившейся судебной практикой, в том числе, например, постановлением Президиума ВАС России от 21.09.2005 № 885/05). В соответствии с п. 5 ст. 5 НК РФ положения, предусмотренные ст. 5 НК РФ, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 №165-О-О правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391  НК РФ порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации. 

На основании п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. При этом акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу (п. 4 ст. 5 НК РФ).

Исходя из положений вышеназванного определения Конституционного Суда Российской Федерации нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания п. 5 ст. 5 НК РФ, действуют во времени по правилам, предусмотренным данной статьей для актов законодательства о налогах и сборах. Аналогичная позиция изложена в постановлении КС РФ от 02.07.2013 №17-П.

Из абз. 1 п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда, от 02.07.2013 №17-П следует, что положения п. 1 ст. 5 и ст. 391 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, который определен в НК РФ для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. В силу абз. 2 п. 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ №17-П выявленный в этом постановлении конституционно-правовой смысл указанных положений Налогового кодекса Российской Федерации является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Учитывая, что  постановлением Правительства Иркутской области от 05.05.2014 № 239-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 г.  №517-пп» кадастровая стоимость земельных участков изменена как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения, в случае уменьшения кадастровой стоимости, она будет применяться для исчисления земельного налога в налоговом периоде 2014 г., и авансовые платежи за  первый и второй кварталы 2014 г. подлежат пересчету, в случае ее изменения в сторону увеличения,  измененную кадастровую стоимость следует применять, начиная с 1 января 2015 г.

Если Вы заметили на сайте опечатку или неточность, мы будем признательны, если Вы сообщите об этом.
Выделите текст, который, по Вашему мнению, содержит ошибку, и нажмите на клавиатуре комбинацию клавиш: Ctrl + Enter или нажмите сюда.