ENG

Может ли налогоплательщик представить в налоговый орган через Интернет отсканированные налоговые декларации

Дата публикации: 16.09.2014 06:23 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Управление ФНС России по Иркутской области отвечает на наиболее часто встречающие (типовые) вопросы налогоплательщиков по процедуре предоставления отчетности через Интернет.
 
- Индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения и планирует сдавать отчетности в налоговый орган в электронном виде. Как узнать об этом способе?
 
 - В соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме. Порядок представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом МНС России от 02.04.2002 №БГ-3-32/169, «Методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи» утверждены приказом ФНС России от 22.06.2011 №ММВ-7-6/381@.
 
Налогоплательщик, решивший сдавать отчетность через Интернет, должен заключить договор с оператором электронного документооборота, который установит на его персональном компьютере специальное программное обеспечение, что позволит налогоплательщику самостоятельно направлять всю налоговую отчетность в налоговый орган. Кроме того, по электронным каналам связи возможно оперативно запрашивать справки о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, пени и штрафам, акты сверки, своевременно получать информацию об изменениях законодательства и многое другое.  
 
Информация об электронной отчетности, а также список операторов электронного документооборота размещен на Интернет-сайте налоговой службы www.nalog.ru/ Раздел: Налогообложение в Российской Федерации/Представление налоговой и бухгалтерской отчетности/ Представление в электронной форме.
 
- Правомерно ли представление налогоплательщиком в налоговый орган через Интернет отсканированных налоговых деклараций, а также копий документов, либо других юридически значимых обращений?
 
- Правоотношения, возникающие между налоговыми органами и налогоплательщиками (их представителями), носят официальный характер. Порядок взаимодействия субъектов налоговых правоотношений строго регламентирован действующим налоговым законодательством. При этом, Налоговый кодекс Российской Федерации четко регламентирует и способы представления документов в инспекции ФНС России, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию. Документы могут быть: 
- представлены лично налогоплательщиком (его представителем);
- отправлены по почте;
- переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) по установленным форматам с электронной подписью.
 
Приказами ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@, от 02.04.2002 №БГ-3-32/169@ регламентирован Порядок представления документов в электронном виде по ТКС, приказом  ФНС России от 22.06.2011 № ММВ-7-6/381@ утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота между налоговыми органами и налогоплательщиками при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@ утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Данными методическими рекомендациями предусмотрены виды и форматы документов, формируемых в электронном виде. По документам, предоставляемым налогоплательщикам в электронном виде по требованиям налогового органа, а также по запросам на предоставление услуг (например, получение актов сверки, справок о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам, выписок из ЕГРЮЛ и др.) документооборот строго формализован.
 
Кроме того, электронный документооборот налогоплательщиков с контролирующими органами регулируется законодательством об электронной подписи, об информации, информационных технологиях и защите  информации, о лицензировании деятельности операторов электронного документооборота, а также нормативными правовыми актами, регламентирующими работу с шифровальными (криптографическими) средствами защиты информации.  
 
Информационное взаимодействие налогоплательщика и налогового органа осуществляется в зашифрованном виде. Первичные налоговые и бухгалтерские документы, направляемые в налоговый орган в электронном виде по установленным форматам, для подтверждения достоверности указанных в них сведений должны быть подписаны электронно-цифровой подписью налогоплательщика (его представителя). Однако программное обеспечение налоговых органов на сегодняшний день позволяет обмениваться с налогоплательщиками и другими неформализованными документами посредством Интернет-сайта, либо сервиса «Письма», предоставляемого специализированными операторами связи в рамках обслуживания налогоплательщиков. Это могут быть текстовые файлы, например: информационные письма, справки, приложения, пояснительные записки, на которые нет установленных форматов, запросы на получение разъяснения по применению налогового законодательства. Поскольку данные электронные документы сформированы в произвольном формате, то  в программный комплекс налогового органа ЭОД (электронный оборот документов) они не поступают.
 
В случае представления в налоговые органы копий документов на бумажном носителе,  каждая копия должна быть заверена уполномоченным лицом и иметь иные необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу. В случае представления в налоговый орган письменного обращения, заявления и любого другого юридически значимого  запроса налогоплательщиком лично, в документе должна быть подпись физического лица, либо подпись руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего обращение, печать организации (если обращение представлено на бумажном носителе не на бланке организации). Следовательно, не заверенное должным образом обращение подлежит возврату налогоплательщику. 
 
Таким образом, представление в налоговый орган отсканированных копий документов, либо других юридически значимых обращений, заявлений, запросов и т. п. в формате IPEQ, TIFF, а также изображений (электронных образов документов), вложенных в документы формата PDF, RTF, Microsoft Word, Microsoft Excel, Open Document Spreadsheet, Open XML Word и Open XML Spreadsheet, содержащих отсканированные изображения, т. е. не заполненные в установленных форматах и не содержащие ЭЦП налогоплательщика (его представителя), действующим законодательством  не предусмотрено, и, следовательно, налогоплательщик обязан представлять такие документы на бумажных носителях, заверенных в соответствии с действующим законодательством.