ENG

Управлением ФНС России по Калининградской области проведены публичные обсуждения

Дата публикации: 26.02.2019 11:55

Управлением Федеральной налоговой службы по Калининградской области 26 февраля 2019 года проведены публичные обсуждения по вопросам правоприменительной практики по теме: «Об итогах контрольной работы налоговых органов Калининградской области за 2018 год. О работе налоговых органов по обеспечению достоверности государственных реестров и повышения качества оказания услуг по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». На обсуждении присутствовали представители региональных министерств и ведомств, надзорных органов, члены Общественного совета при Управлении Федеральной налоговой службы по Калининградской области, представители бизнес-сообщества Калининградской области и налогоплательщики. 

Основной темой обсуждения стало достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Указанная работа направлена, в первую очередь, на защиту интересов добросовестных участников хозяйственной деятельности и недопущение вхождения в бизнес-среду недобросовестных субъектов, заведомо преследующих противоправные цели, а также на исключение механизмов, обеспечивающих незаконные способы осуществления предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, создает условия недобросовестной конкуренции и лишает бюджеты значительной части доходов. Заместителем руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области О.В. Герасимчук в докладе озвучена информация о выявляемых фактах попыток регистрации юридических лиц на подставных лиц (на конкретных примерах при создании юридических лиц и внесении изменений в сведения о руководителе), количестве недействующих организаций и работе, проводимой налоговыми органами региона в данном направлении, в том числе в отношении лиц, являющихся руководителями и учредителями значительного количества организаций. Отмечено, что приоритетной является достоверность сведений об участниках и руководителях организаций.

Кроме того, начальник отдела камерального контроля  Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области М.А. Ночкина в своем докладе осветила работу налоговых органов Калининградской области по выявлению рисков совершения налоговых правонарушений при проведении аналитических и контрольных мероприятий. Отдельное внимание участников публичных обсуждений было обращено на возможности информационных ресурсов налоговых органов и автоматизацию процесса выявления налоговых рисков в финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Так, с целью проведения оценки своих налоговых рисков ФНС России с 2019 года на сайте ФНС России по электронному адресу https://pb.nalog.ru/calculator.html размещен сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки». Указанный сервис позволяет налогоплательщикам, применяющим общий режим налогообложения, сравнить свою налоговую нагрузку, в том числе по отдельным налогам, со средними значениями по отрасли в разрезе регионов. Также было отмечено, что с использованием программного комплекса АСК НДС – 2 налоговый орган оценивает налогоплательщика по 90 критериям рисков. Начиная от общего анализа организации (налоговая и бухгалтерская отчетность и пр.), регистрационных данных, налоговой истории, анализ бенефициаров и иные критерии. В своем выступлении М.А. Ночкина подчеркнула, что до принятия решения о назначении выездной налоговой проверки налоговыми органами в отношении налогоплательщиков проводится индивидуальная разъяснительная работа, направленная на побуждение их к добровольному уточнению своих налоговых обязательств. Всего за период 2018 года дополнительно поступило в бюджет по результатам контрольных и аналитических мероприятий налоговых органов Калининградской области более чем 1,6 млрд. рублей, в том числе налогоплательщиками самостоятельно уточнено и перечислено в бюджет налогов на сумму более 1 млрд. рублей. М.А. Ночкина обратила особое внимание, что за последние 9 лет количество выездных налоговых проверок сократилось более чем в 20 раз (с 523 до 26 проверок), при увеличении эффективности в 4 раза (с 3,2 млн. рублей до 19,4 млн. рублей на 1 проверку).

Также и.о. начальника контрольного отдела Управления Федеральной налоговой службы по Калининградской области О.Ю. Бояркина сообщила, что уровень налоговых нарушений в расчёте на одну выездную проверку организаций возрос в сравнении с 2017 годом в 2 раза и составил 31 млн. руб., что выше среднероссийских показателей в 1,5 раза. По результатам проведенных выездных налоговых проверок дополнительно в бюджет поступило более 500 млн. рублей, а в среднем на одну проверку поступления составили почти 27 млн. рублей, что выше среднероссийских показателей в 2 раза. При этом, выездные налоговые проверки в 2018 году проводились с учетом положений, введенных статьей 54.1 НК РФ, в связи с чем налоговыми органами применялся новый подход к квалификации выявленных в ходе налоговых проверок обстоятельств. При проведении проверок доказывались умышленные действия налогоплательщиков, выраженные в сознательном искажении сведений о фактах хозяйственной жизни. О.Ю. Бояркина обратила внимание, что выездные налоговые проверки в отношении организаций, применяющих схемы ухода от налогообложения с участием фирм-«однодневок», проводились и до вступления в силу статьи 54.1 НК РФ, все схемы, выявленные в 2017 -2018 годах, поддержаны в судах кассационной инстанции. Кроме того, в своем выступлении О.Ю. Бояркина отметила важность межведомственного взаимодействия налоговых и правоохранительных органов, в рамках которого проводятся скоординированные проверочные мероприятия. Так, в 2018 году сотрудники органов внутренних дел приняли участие в 11 выездных налоговых проверках, по результатам которых установлены налоговые правонарушения на сумму более 350 млн. рублей. О.Ю. Бояркина подчеркнула, что совместная работа налоговых и правоохранительных органов значительно расширяет возможности проведения мероприятий налогового контроля в ходе выездной проверки, таких как допросы свидетелей, осмотры помещений (зданий, предметов), обыски, изъятие документов (предметов) и других необходимых мероприятий. В 2018 году продолжается применение практики по инициированию возбуждения уголовных дел, как после проведения выездных налоговых проверок, так и до их назначения. Сумма возмещенного ущерба, причиненного государству в результате расследования в 2018 году уголовных дел, увеличилась более чем в 5 раз и составила более 210 млн. рублей.

По окончании встречи сотрудники налоговых органов ответили на все интересующие предпринимателей и представителей бизнес-сообщества вопросы. Ведь главная цель данного мероприятия - повышение грамотности предпринимательского сообщества в области валютного законодательства Российской Федерации, а также развитие механизма открытости налоговых органов.