ENG

О результатах работы по досудебному урегулированию налоговых споров в 1 квартале 2013 года

Дата публикации: 17.05.2013 19:48 (архив)

Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области (далее – Управление) напоминает о том, что в соответствии с законодательством Российской Федерации налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц и представить жалобу (заявление) в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу налогового органа с целью рассмотрения и принятия мер по урегулированию налоговых споров. 

За первый квартал 2013 года Межрайонными ИФНС России по городу Калининграду и Калининградской области (далее – Инспекции) по результатам налоговых проверок составлено 2726 актов, что на 28,5 % меньше аналогичного периода прошлого года (3815).  

На стадии рассмотрения материалов налогового контроля налогоплательщиками оспорено 245 актов выездных и камеральных налоговых проверок, что на 16,9 % меньше аналогичного периода прошлого года (295).  

Оспариваемые налогоплательщиками суммы требований налоговых органов в представленных возражениях (разногласиях) составили 589,2 млн. рублей, что на 6,9% меньше суммы требований за аналогичный период прошлого года (630,1 млн. рублей). 

Суммы удовлетворенных требований налогоплательщиков по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок и представленных возражений (разногласий) составили 125,9 млн. рублей (21,4% от оспариваемой налогоплательщиками суммы требований). Процент удовлетворения требований налогоплательщиков в отчетном периоде увеличился  по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 3,2 процентных пункта. 
 
Основными причинами удовлетворения требований налогоплательщиков по результатам рассмотрения возражений по актам налоговых проверок и актам об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях являются:
 
-с возражениями по акту проверки дополнительно представлены документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, профессиональных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, а также иные документы, подтверждающие позицию налогоплательщика (сумма удовлетворенных требований – 6 млн.рублей);
 
-отсутствие надлежащей доказательной базы (сумма удовлетворенных требований – 112,8 млн.рублей;
 
-неправильное применение норм законодательства – 3,7 млн.рублей; 

- иные причины (в том числе заявление на рассмотрении материалов налоговых проверок о переносе убытков прошлых лет) –2,1 млн.рублей; 

- налогоплательщиками были заявлены ходатайства о применении смягчающих обстоятельств, которые были учтены при вынесении решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения – 1,3 млн.рублей. 

Управлением и Инспекциями рассмотрено 86 жалоб налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, что на 12,2% меньше показателя аналогичного периода прошлого года (98 жалоб). 

Из общего количества рассмотренных жалоб: 61 (70,9%) – представлено юридическими лицами, 10 (11,6%) – индивидуальными предпринимателями, 15 (17,5%)  – физическими лицами. 

Соотношение количества жалоб, по результатам рассмотрения которых требования налогоплательщиков удовлетворены, и количества жалоб, рассмотренных в  1 квартале 2013 года, составляет 40,7%. Указанный показатель на 10,7  процентных пунктов выше показателя за аналогичный период прошлого года (30%). 

Оспариваемые налогоплательщиками суммы заявленных требований по жалобам составили 991,8 млн.рублей, что на 15,7%  больше, чем за аналогичный период прошлого года (857,1 млн. рублей), при этом только в отношении одного индивидуального предпринимателя NN (далее – ИП NN) оспариваемая сумма требований составила 114,7 млн.рублей.   


Сумма удовлетворенных требований по результатам рассмотрения жалоб  выросла по сравнению с 1 кварталом 2012 года в 2,1 раза и составила 
126 млн.рублей, при этом сумма удовлетворенных требований ИП NN составила 71,4 млн.рублей (56,7% областного показателя).  


Соотношение сумм удовлетворенных требований налогоплательщиков и оспариваемых налогоплательщиками сумм увеличилось с 7 % – в 1 квартале 
2012 года до 12,7 % – в отчетном периоде. 

Рост указанного показателя объясняется, в частности, следующим. По результатам рассмотрения жалобы ИП NN Управлением было установлено, что Инспекция не воспользовалась нормами подпункта 7 пункта 1 статьи 31 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) и установила объем налоговых обязательств налогоплательщика по неполным данным – исходя только из доходов налогоплательщика без учета расходов, связанных с получением этого дохода, в связи с чем неправомерно (в завышенных размерах) доначислила суммы налогов. Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС России от 19.07.2011 № 1621/11 по делу № А55-5418/2010. 

Всего в отчетном периоде по результатам досудебного урегулирования налоговых споров полностью или частично удовлетворено 35 жалоб, из них:  

- 16 (45,7%) – жалобы на решения, вынесенные налоговыми органами по результатам выездных налоговых проверок; 

- 2 (5,8%) – жалобы на решения, вынесенные налоговыми органами по результатам камеральных налоговых проверок; 

- 1  (2,8%) – жалоба на решение, вынесенное в связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях (за исключением статей 120, 122, 123 Кодекса); 

- 5 (14,4%) – жалобы на действия (бездействие), связанные с принудительным взысканием сумм налогов, сборов, пени, штрафных санкций. Причинами удовлетворения данной категории жалоб являются: отражение в карточках расчетов с бюджетом недостоверной информации о сумме задолженности, несвоевременное разнесение суммы уплаченного налога в карточку расчета с бюджетом, уплата налога до момента выставления требования об уплате; 

- 1 (2,8%) – непредставление (несвоевременное представление) информации по запросу; 

- 5 (14,3%) – жалобы на действия (бездействие), связанные с проведением возврата (зачета) сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пени, штрафных санкций. Причинами удовлетворения жалоб данной категории являются: выявление фактов несообщения налогоплательщикам о принятых решениях о зачете (возврате) или об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченных сумм; бездействие и ненадлежащее исполнение должностными лицами налоговых органов обязанностей по возврату излишне уплаченных сумм налога; 

- 1 (2,8%) – регистрационные действия; 

- 1 (2,8%) – нарушение срока вручения решения, вынесенного по результатам проведения камеральной проверки; 

- 1 (2,8%) – неправомерно вынесено решение об обеспечительных мерах в части приостановления операций по счетам в банках; 

- 2 (5,8%) – справка о состоянии расчета содержит недостоверные сведения о задолженности. 

Основные причины удовлетворения Управлением жалоб налогоплательщиков на решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам камеральных и выездных налоговых проверок: 

- отсутствие надлежащей доказательной базы (по указанному основанию удовлетворены требования 9 налогоплательщиков; сумма удовлетворенных требований – 59,8 млн. рублей);

- неправильное применение Инспекциями норм законодательства о налогах и сборах (по 8 жалобам сумма удовлетворенных требований – 64 млн. рублей); 

- применение смягчающих обстоятельств.  

Таким образом, досудебное урегулирование налоговых споров помогает не только рассмотреть и разрешить конкретный вопрос, но вскрыть, устранить и не допускать впредь аналогичные нарушения законодательства о налогах и сборах. 

Решение налоговых споров в досудебном порядке позволяет восстановить нарушенные права налогоплательщиков, не доводя дело до суда, с минимальными, в том числе финансовыми затратами для заявителя и в кратчайшие сроки, а также разгрузить арбитражные суды от необоснованных споров.