ENG

Результаты работы по досудебному урегулированию налоговых споров за 2012 год

Дата публикации: 28.02.2013 09:32 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Количество актов налоговых органов, составленных по результативным налоговым проверкам, составило 19881, что на 36,8 % больше аналогичного периода прошлого года.

Количество актов налоговых органов, оспоренных налогоплательщиками на стадии рассмотрения материалов налогового контроля, составило 4552.

Оспариваемые налогоплательщиками суммы требований налоговых органов в представленных возражениях (разногласиях) составили 5020,8 млн. рублей.

Суммы удовлетворенных требований налогоплательщиков по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок и представленных возражений (разногласий) составили 1209,3 млн. рублей, что соответствует 24,1% от оспариваемой налогоплательщиками суммы требований. Процент удовлетворения требований налогоплательщиков в отчетном периоде увеличился  по сравнению с аналогичным показателем прошлого года на 1,8 процентных пункта.

Основными причинами возникновения споров на стадии рассмотрения материалов налоговых проверок стало несогласие налогоплательщиков с выводами налоговых органов:

-об экономической необоснованности и документальной неподтвержденности расходов по налогу на прибыль организаций;

-о неправомерном применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, в том числе: с выводами о наличии у налогоплательщиков необоснованной налоговой выгоды, умышленном совершении сделок с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств;

-о несвоевременном представлении налогоплательщиками налоговой отчетности;

-о непредставлении налогоплательщиками в ходе налоговых проверок всех истребованных налоговыми органами документов;

-о несоблюдении налогоплательщиком положений статьи 81 Кодекса при предоставлении уточненных налоговых деклараций.

- неправомерное применение налогоплательщиками налоговых льгот при исчислении налога на добавленную стоимость.

Кроме того, представление возражений связано с неоднозначным толкованием законодательства о налогах и сборах и представлением дополнительных документов и пояснений по фактам, указанным в актах налоговых проверок.

За 2012 год рассмотрено 437 жалоб налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, что на 9,8 %  больше показателя аналогичного периода прошлого года (398 жалоб).

Количество жалоб на действия  (бездействие) налоговых органов составляет 174 единицы или 39,8% от общего количества рассмотренных жалоб. Таким образом, рост рассмотренных жалоб за 2012 год объясняется увеличением количества жалоб на решения, вынесенные налоговыми органами в порядке статей 101 и 101.4 Кодекса, что в свою очередь обусловлено увеличением количества результативных налоговых проверок на 36,8 % по сравнению с   2011 годом.

В 2012 году количество жалоб, предмет спора по которым был урегулирован до вынесения решения по жалобе, и отозванных жалоб в связи с урегулированием налогового спора составило 76, что в  1,6 раза больше, чем за  2011 год – 48 жалоб.

Соотношение сумм удовлетворенных требований налогоплательщиков и оспариваемых налогоплательщиками сумм требований по рассмотренным жалобам за  2012 год увеличилось на 2,7 процентных пунктов (12,1 %  –  за  2011 год; 14,8% – в отчетном периоде).

Удовлетворенные жалобы на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов за 2012 год в разрезе направлений работы налоговых органов:

- 32 – жалобы на действия (бездействие), связанные с принудительным взысканием сумм налогов, сборов, пени, штрафных санкций. Причинами удовлетворения данной категории жалоб являются: выяснение факта отражения в карточках расчетов с бюджетом недостоверной информации о сумме задолженности (это несвоевременное разнесение суммы уплаченного налога в карточку расчета с бюджетом); уплата налога до момента выставления оспариваемого требования; направление требования об уплате налога в адрес филиала, а не головной организации;

- 5  – непредставление (несвоевременное представление) информации по запросу;

- 13 – отказ в зачете (возврате) или несвоевременный зачет (возврат) излишне уплаченного налога;

- 7  – регистрационные действия;

- 6  – отказ в применении специальных налоговых режимов;

- 2  – приостановление операций по счетам в банке;

- 1   –   несвоевременное представление имущественного вычета;

- 4  – нарушение сроков проведения проверок.

Соотношение сумм удовлетворенных требований налогоплательщиков и оспариваемых налогоплательщиками сумм требований по рассмотренным жалобам за  2012 год увеличилось на 2,7 процентных пунктов (12,1 %  –  за  2011 год; 14,8% – в отчетном периоде).

Досудебное урегулирование налоговых споров помогает не только рассмотреть и разрешить конкретный вопрос, но вскрыть, устранить и не допускать аналогичные нарушения законодательства о налогах и сборах.

Управление обращает внимание налогоплательщиков, что внесудебное урегулирование споров специализированными подразделениями ФНС России в порядке контроля за деятельностью нижестоящих органов позволяет восстановить нарушенные права заявителя, не доводя дело до суда, с минимальными затратами для заявителя и в кратчайшие сроки, а также разгрузить арбитражные суды от необоснованных споров.

Жалобы рассматриваются вышестоящими органами намного быстрее, чем при проведении судебной процедуры. Рассмотрение жалобы в административном порядке осуществляется в течение одного месяца со дня ее получения. В соответствии с ч. 1 ст. 152 АПК РФ срок рассмотрения дела составляет три месяца со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и на принятие решения по делу.

Таким образом, защита нарушенных прав вышестоящим налоговым органом осуществляется быстрее и дешевле, т.к. рассмотрение жалобы осуществляется бесплатно, а по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, уплачивается государственная пошлина.