ENG

Справка о работе с обращениями граждан и запросами пользователей информацией в центральном аппарате Федеральной налоговой службы в I полугодии 2016 года

Дата публикации: 20.07.2016 10:26 (архив)

В центральный аппарат ФНС России в I полугодии 2016 года поступило на рассмотрение 16854 обращения граждан, в том числе: 8190 интернет – обращений, 2369 обращений граждан из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций. По сравнению аналогичным периодом 2015 года количество обращений увеличилось на 25 % (в I полугодии 2015 года поступило 13481 обращение граждан).

Основную часть в отчетном периоде составляли обращения по вопросам налогообложения доходов и имущества физических лиц (4078 обращений или 25 % от общего числа), в части налогообложения доходов физических лиц поступило 2444 обращения граждан (15 %). Налогоплательщиков интересовали вопросы, связанные с исполнением ими обязанности по уплате налога на доходы физических лиц в различных случаях. Кроме того, заявители просили пояснить порядок предоставления имущественного и социального налогового вычета, а также сообщали о фактах несоблюдения налоговыми органами сроков проведения камеральных налоговых проверок по предоставленным налоговым декларациям.

Остаются актуальными обращения граждан по вопросам исчисления и уплаты транспортного налога – 650 обращений (3,9 % от общего числа), налога на имущество физических лиц – 511 обращений (3,1 % от общего числа) и земельного налога – 473 обращения (2,8 % от общего числа).

Заявители по-прежнему в своих обращениях высказывали несогласие с выставленной к уплате суммой налога, а также с содержанием в налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов неактуальных сведений об объектах налогообложения. Кроме того, в центре внимания граждан продолжает оставаться вопрос несвоевременного отражения информации об уплаченном имущественном налоге в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц.

Значительное количество обращений граждан в I полугодии 2016 года составили заявления по вопросам нарушения налогового законодательства физическими и юридическими лицами – 3337 обращений или 20 % от общего числа. Большое количество обращений граждан о предполагаемых налоговых правонарушениях содержат информацию о фактах выплаты работодателями заработной платы «в конвертах», неудержания налога на доходы физических лиц по трудовым договорам.

Немалую часть поступивших в отчетном периоде обращений граждан составили обращения, затрагивающие вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (1966 обращений или 12 % от общего числа).

Граждане не перестают обращаться с вопросами, связанными с недостоверностью, корректировкой и внесением изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в отношении физических лиц и юридических лиц. Отдельные обращения граждан содержали просьбу аннулировать присвоенный идентификационный номер налогоплательщика.

В отчетном периоде значительное количество писем содержало вопросы обжалования решений налоговых органов и должностных лиц (1789 обращений или 11 % от общего числа). Граждане в своих жалобах оспаривали действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов и иных актов налоговых органов ненормативного характера. В значительной части заявители обжаловали неправомерное начисление имущественных налогов, неполучение налогоплательщиками налогового уведомления на уплату налогов и неправомерное выставление требования на уплату налога, пени, штрафа, неправомерные действия при осуществлении мероприятий налогового контроля.

Отдельные обращения, поступившие в центральный аппарат Федеральной налоговой службы в отчетном периоде, содержали вопросы осуществления зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов, возникновения задолженности по налогам и сборам, организации работы с налогоплательщиками, пользования информационными ресурсами, а также налогообложения малого бизнеса.

В течение I полугодии 2016 года в установленном порядке осуществлялся личный прием граждан в центральном аппарате ФНС России, в приемную ФНС России обратилось 19 граждан. Всем обратившимся гражданам были даны подробные разъяснения специалистами ФНС России, в необходимых случаях были приняты заявления для рассмотрения и подготовки письменного ответа.

В I полугодии 2016 года в структурных подразделениях центрального аппарата ФНС России на контроле находилось 15939 обращений граждан, из них 18 обращений было рассмотрено с нарушением установленного законодательством срока, что составило 0,1 % от общего числа обращений граждан, поставленных на контроль.

Центральным аппаратом ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации было направлено для рассмотрения и подготовки ответа заявителю 8164 обращения граждан.

Обращения граждан, направленные на рассмотрение центральным аппаратом ФНС России в территориальные налоговые органы, в обязательном порядке ставятся на контроль и считаются исполненными только при поступлении в ФНС России копии ответа заявителю по существу поставленных вопросов.

Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации с нарушением контрольного срока исполнения рассмотрено 18 обращений, что составляет 0,2 % от общего числа обращений граждан, поставленных на контроль (8129 обращений).

Проведена работа по изучению тематики обращений граждан в разрезе субъектов Российской Федерации.

Основная доля обращений в I полугодии 2016 года поступила от граждан, проживающих в г. Москве (3569 обращений или 21 % от общего числа). Основной темой обращений являются вопросы налогообложения доходов физических лиц (487 обращений или 14 %), уклонения от уплаты налогов в бюджет Российской Федерации (452 обращения или 13 %), а также обжалования решений налоговых органов и должностных лиц (361 обращение или 10 %).

Значительное количество писем поступило в центральный аппарат ФНС России из Московской области – 1679 обращений или 10 % от общего числа. В основном заявителей интересовали вопросы, связанные с налогообложением доходов физических лиц (218 обращений или 13 %), обжалованием решений государственных органов и должностных лиц (207 обращений или 12 %), а также зачетом и возвратом излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов, пеней, штрафов (168 обращений или 10 %).

Немалое количество обращений поступило от граждан Санкт-Петербурга (546 обращений или 3,2 % от общего числа). Проблемными в данном регионе по-прежнему являются вопросы по налогообложению доходов физических лиц (105 обращений или 19 %), уклонению от налогообложения (62 обращения или 11 %), а также обжалованию решений государственных органов и должностных лиц (56 обращений или 10 %).

Весомую долю занимают обращения от налогоплательщиков Краснодарского края (500 обращений или 3 %). Основной тематикой обращений являются вопросы, связанные с обжалованием решений государственных органов и должностных лиц (73 обращения или 15 %), налогообложением доходов физических лиц (69 обращений или 14 %), уклонению от налогообложения (33 обращения или 7 %).

Кроме того, часто поступают обращения граждан из Самарской, Ростовской, Свердловской и Нижегородской областей, Республики Башкортостан и Ставропольского края.