Дата публикации: 29.12.2014 15:20 (архив)
С 1 января 2015 г. налогоплательщикам, отвечающим установленным в законе критериям (величина стоимости активов, сумма доходов и размер подлежащих уплате налогов за год - критерии см. в таблице), предоставляется возможность перейти на особую форму налогового контроля - налоговый мониторинг. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 04.11.2014 N 348-ФЗ, в соответствии с которым часть первая Налогового кодекса РФ дополняется разд. V.2 "Налоговый контроль в форме налогового мониторинга".
Налоговый мониторинг - одна из форм налогового контроля, которая осуществляется в виде электронного информационного взаимодействия и применяется наряду с камеральными и выездными проверками. Ее предметом выступает проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.
Условия для применения налогового мониторинга.
Для применения налогового мониторинга, организация должна отвечать одновременно следующим условиям.
Критерий | Значение | Период, за который рассчитывается значение | Норма НК РФ |
Сумма налогов, подлежащих уплате | Не менее 300 млн. рублей. Учитывается совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль, НДПИ, за исключением налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза | Календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга | пп. 1 п. 3 ст. 105.26 |
Объем полученных доходов | Не менее 3 млрд. рублей. Во внимание принимается суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности | Календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о проведении мониторинга | пп. 2 п. 3 ст. 105.26 |
Стоимость активов | Не менее 3 млрд. рублей. Учитывается совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой отчетности) | По состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором подается заявление о проведении мониторинга | пп. 3 п. 3 ст. 105.26 |
Отличительной особенностью налогового мониторинга является то, что в период его проведения организация обеспечивает налоговому органу доступ к своим документам (информации), являющимся основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также раскрывает порядок отражения доходов, расходов и объектов налогообложения в регистрах налогового и бухгалтерского учета (абз. 1, 2 п. 6 ст. 105.26 НК РФ). То есть инспекция в режиме реального времени сможет видеть данные бухгалтерского и налогового учета организации, а также отслеживать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов.
Основные преимущества перехода к процедуре налогового мониторинга следующие.
1. По общему правилу за период проведения налогового мониторинга инспекция не вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Это позволит сократить количество мероприятий налогового контроля, проводимых в отношении налогоплательщика.
Однако в некоторых случаях проводить камеральные и выездные налоговые проверки инспекция все же сможет. В частности, она будет вправе провести камеральную проверку:
- декларации по НДС или акцизам с суммой налога к возмещению (пп. 2 п. 1.1 ст. 88 НК РФ);
- уточненной декларации за налоговый период, приходящийся на время проведения мониторинга, если в ней уменьшена сумма налога к уплате (пп. 3 п. 1.1 ст. 88 НК РФ).
Выездные проверки за период проведения мониторинга налоговые органы вправе проводить в случаях, указанных в п. 5.1 ст. 89 НК РФ. В частности, к ним относится представление уточненной декларации за период проведения мониторинга, в которой уменьшена сумма налога к уплате (пп. 4 п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
2. Налогоплательщику предоставляется возможность устранить выявленные налоговым органом противоречия и несоответствия между представленными документами, а также сведениями, имеющимися у налогового органа, путем представления необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений (абз. 1 п. 2 ст. 105.29 НК РФ).
3. В случае возникновения сомнений или неясности по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов организация сможет обратиться в инспекцию и запросить мотивированное мнение по интересующей ситуации. В мотивированном мнении будет отражена соответствующая позиция налогового органа (абз. 1 п. 1, п. п. 2, 4 ст. 105.30 НК РФ).
Выполнение мотивированного мнения налогового органа в данном случае гарантирует налогоплательщику неначисление пеней и штрафов, даже если впоследствии у организации в результате его выполнения возникнет недоимка (абз. 1 п. 8 ст. 75, абз. 1 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Исключение составляют случаи, когда мотивированное мнение основано на неполной или недостоверной информации, предоставленной организацией (абз. 2 п. 8 ст. 75, абз. 2 пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
4. Налогоплательщику предоставляется право на проведение взаимосогласительной процедуры в случае несогласия с мотивированным мнением инспекции (п. 8 ст. 105.30, п. 1 ст. 105.31 НК РФ).
Периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация подала заявление о его проведении (п. 4 ст. 105.26 НК РФ). Мониторинг начинается с 1 января года, за который он проводится, а заканчивается 1 октября следующего года (п. 5 ст. 105.26 НК РФ). То есть организации нужно будет ежегодно подавать заявление о применении налогового мониторинга на следующий год, если она решит прибегнуть к этой процедуре.
Что необходимо для начала применения налогового мониторинга.
Организациидолжны подать в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующее заявление (абз. 1 п. 1 ст. 105.27 НК РФ).
Заявление подается не позднее 1 июля года, предшествующего году, за который будет проводиться налоговый мониторинг (абз. 1 п. 1 ст. 105.27, п. 4 ст. 105.26 НК РФ). Поэтому, если вы желаете перейти на налоговый мониторинг с 1 января 2016 г., заявление следует подать не позднее 1 июля 2015 г.
К заявлению необходимо приложить следующие документы (п. 2 ст. 105.27 НК РФ):
1) регламент информационного взаимодействия по установленной форме (пп. 1 п. 2 ст. 105.27 НК РФ).
Регламент разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно по форме и с учетом требований к нему, утвержденных ФНС России (абз. 3 п. 6 ст. 105.26 НК РФ, п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
2) информацию об организациях, физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, подающей заявление на проведение мониторинга, когда доля такого участия превышает 25% (пп. 2 п. 2 ст. 105.27 НК РФ).
3) учетную политику организации для целей налогообложения, действующую в том календарном году, в котором подается заявление на проведение мониторинга (пп. 3 п. 2 ст. 105.27 НК РФ).
Представленное организацией заявление о проведении налогового мониторинга и прилагаемые к нему документы рассматриваются руководителем налогового органа (его заместителем) до 1 ноября года, в котором подано заявление (абз. 1 п. 4 ст. 105.27 НК РФ).
Отметим, что до принятия налоговым органом решения по результатам рассмотрения заявления организация может его отозвать, сообщив об этом инспекции в письменной форме (абз. 1 п. 3 ст. 105.27 НК РФ). В этом случае заявление не будет считаться поданным (абз. 2 п. 3 ст. 105.27 НК РФ).
По результатам рассмотрения заявления налоговым органом принимается решение о проведении налогового мониторинга или решение об отказе в его проведении (пп. 1, 2 п. 4 ст. 105.27 НК РФ).
Отказать в налоговом мониторинге инспекция может в следующих случаях (п. 5 ст. 105.27 НК РФ):
1) организация не представила (представила не в полном объеме) документы (информацию), которые должны подаваться вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга (пп. 1 п. 5 ст. 105.27 НК РФ);
2) организацией не выполняются установленные п. 3 ст. 105.26 НК РФ условия о сумме налогов, подлежащих уплате, объеме полученных доходов и стоимости активов (пп. 2 п. 5 ст. 105.27 НК РФ);
3) представленный организацией регламент информационного взаимодействия не соответствует установленным форме и требованиям (пп. 3 п. 5 ст. 105.27 НК РФ).
Решение, которое налоговый орган принял по результатам рассмотрения заявления, направляется организации в течение пяти рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 105.27, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).