ENG

С 2014 года изменился ряд положений законодательства

Дата публикации: 09.01.2014 12:30 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Исчисление налогов в полных рублях
 
С января 2014 года суммы всех налогов должны исчисляться в полных рублях. Величину менее 50 копеек необходимо отбросить, а величину более 50 копеек округлить до полного рубля. Такое правило предусмотрено новым пунктом 6 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (введен Федеральным законом от 23.07.13 № 248-ФЗ; далее — Закон № 248-ФЗ). Напомним, ранее в Налоговом кодексе была установлена норма об округлении суммы налога на доходы физических лиц. Для других налогов правила об округлении предусматривались в порядках заполнения деклараций.

Запрет на открытие счетов при наличии заблокированного счета
 
С января 2014 года действует следующее правило: если налоговые органы приостановили операции по счету налогоплательщика в одном банке, то другим банкам запрещено открывать новые счета данному лицу. Счет не откроют до тех пор, пока будет действовать решение о приостановлении операций по счетам (п. 12 ст. 76 НК РФ в редакции Закона № 248-ФЗ). До сих пор запрет на открытие счетов распространялся только на тот банк, в котором у налогоплательщика был открыт заблокированный счет.
 
С 2015 года у налоговых органов появится дополнительный повод для приостановления операций по счетам налогоплательщика. Счет может быть заблокирован, если налогоплательщик не отвечает на электронное требование о представлении документов или пояснений, а также о вызове в инспекцию, которое было выслано ему налоговиками через систему для сдачи отчетности. Такое изменение в статью 76 НК РФ внесено Федеральным законом от 28.06.13 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ).

Сообщение информации о счетах организаций и граждан

Поправки, внесенные Законом № 134-ФЗ в статью 86 Налогового кодекса Российской Федерации, расширили перечень информации, которую банки обязаны передавать налоговым органам. С июля 2014 года банки должны будут сообщать в инспекцию об открытии, изменении и закрытии не только счетов, но также вкладов и депозитов. При этом не важно, кому они принадлежат — организациям и индивидуальным предпринимателям, либо физическим лицам.
 
Отметим, что запросить информацию о счетах, вкладах и депозитах физических лиц налоговые органы смогут только при наличии согласия либо руководителя управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации, либо руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. Запрос в банк может быть направлен в случаях проведения налоговых проверок в отношении физических лиц или истребования у них документов (информации) на основании пункта 1 статьи 93.1 НК РФ.

Истребование документов и пояснений при камеральной проверке
 
С января 2014 года у налоговых органов появились дополнительные основания для того, чтобы истребовать у налогоплательщика пояснения и документы в рамках камеральной проверки (ст. 88 НК РФ в редакции Закона № 134-ФЗ). Речь идет о проверках уточненных деклараций, в которых уменьшена сумма налога к уплате, а также деклараций с убытком. Налоговые органы могут потребовать пояснения, которые обосновывают изменения показателей декларации или размер убытка. Вместе с пояснениями можно представить выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, иные документы. На подготовку пояснений налогоплательщикам отводится пять рабочих дней.

Есть и другое важное новшество, которое действует с 1 января 2014 года. Оно регулирует ситуацию, когда уточненная декларация подана по истечении двух лет со дня, установленного для сдачи первичной декларации, и при этом согласно уточненной декларации уменьшается сумма налога к уплате или увеличивается размер убытка. В такой ситуации при проведении камеральной проверки налоговые органы могут вместе с пояснениями потребовать первичные и иные подтверждающие документы, а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых была сформирована уточненная декларация.
 
Налоговая ответственность: основание и штрафы

Законы № 134-ФЗ и № 248-ФЗ внесли ряд изменений в нормы Налогового кодекса о налоговой ответственности. Перечислим основные новшества, которые вступят в силу с 1 января 2014 года.

1. За грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ) можно наказывать не только организацию, но и предпринимателя.

2. За отказ от представления налоговым органам сведений об интересующем их налогоплательщике (п. 2 ст. 126 НК РФ) санкция может быть применена ко всем лицам, в том числе и физическим лицам, которые располагают информацией о налогоплательщике, но утаивают ее от инспекторов. Изменился и размер штрафа по статье 126 НК РФ. Для юридических лиц и предпринимателей он составит 10 000 рублей, а для физических лиц — 1 000 рублей.

3. За непредставление в установленный срок налоговой декларации (ст. 119 НК РФ) могут быть оштрафованы не только налогоплательщики, но другие лица, например, налоговые агенты по налогу на добавленную стоимость. Такие последствия связаны с тем, что из статьи 119 НК РФ исключено указание на субъекта правонарушения — налогоплательщика. Размер санкции по-прежнему составляет 5% от неуплаченной суммы налога за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 000 рублей. При этом уточняется, что проценты рассчитываются от суммы налога, неуплаченной в установленный срок. Таким образом, если налог уплачен вовремя, то максимум, что ждет организацию за просрочку декларации, — это штраф 1 000 рублей.

4. Разграничена ответственность за невыполнение требований налоговых органов в рамках «встречной» проверки. Согласно поправке, внесенной в пункт 6 статьи 93.1 НК РФ, штраф по статье 126 НК РФ начисляется за непредставление истребованных документов (непредставление в установленные сроки), а штраф по статье 129.1 НК РФ — за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации.

Досудебный порядок обжалования актов налоговых органов

Федеральный закон от 02.07.13 № 153-ФЗ ввел с 1 января 2014 года обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (ст. 138 НК РФ). Исключений всего два.

Во-первых, ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных, могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде.
 
А во-вторых, ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц могут быть обжалованы только в суде. Во всех остальных случаях (например, если сотрудники инспекции заблокировали счет, наложили арест на имущество, не провели зачет и т д.) сначала придется обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Правда, есть одна оговорка — если вышестоящий орган не рассмотрит жалобу, в том числе апелляционную, в срок, установленный в пункте 6 статьи 140 НК РФ, то по истечении этого срока можно будет обращаться в суд.

Напомним, что до 1 января 2014 года норма об обязательном досудебном порядке обжалования действовала только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых на основании статьи 101 НК РФ.
 
Электронная отчетность: кто сдает и как подписать?

С января 2014 года расширился перечень налогоплательщиков, обязанных отчитываться через интернет (п. 3 ст. 80 в редакции Закона № 134-ФЗ). Теперь в него входят налогоплательщики, для которых обязанность представлять декларации в электронной форме установлена частью второй Налогового кодекса. В 2014 году эта норма будет распространяться на плательщиков НДС.

С 2014 года подписывать электронные декларации нужно только квалифицированной электронной подписью (КЭП). Таково требование Федерального закона от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
 
Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ)
Кто обязан сдавать электронные декларации по НДС?

С 2014 года плательщики налога на добавленную стоимость (в том числе налоговые агенты), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 НК РФ (т.е. все те, кто выставит хотя бы один счет-фактуру с ненулевой суммой НДС), обязаны сдавать декларации по данному налогу только через интернет независимо от численности персонала. Такое изменение в пункт 5 статьи 174 НК РФ внес Федеральный закон от 28.06.13 № 134-ФЗ (далее — Закон № 134-ФЗ).

Подписывать электронные декларации по НДС нужно будет с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (письмо ФНС России от 30.09.13 № ПА-4-6/17542).

Для некоторых компаний и в 2014 году осталась возможность сдавать декларации по НДС на бумаге. Такое право у налоговых агентов, которые не являются плательщиками НДС или получили освобождение от исполнения обязанностей плательщиков на основании статьи 145 НК РФ (если, конечно, среднесписочная численность их работников за предшествующий год не превысит 100 человек). Однако уже в 2015 налоговые агенты должны будут сдавать декларации по НДС в электронном виде. Правда, не все налоговые агенты, а только посредники, которые выставляют или получают счета-фактуры при осуществлении деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.

Ведение журнала учета посредниками — неплательщиками НДС

Еще одна поправка, предусмотренная Законом № 134-ФЗ, адресована посредникам, которые не являются плательщиками НДС (например, «упрощенщики»), но выставляют или получают счета-фактуры в интересах других лиц на основании договора поручения, комиссии или агентского договора. Такие посредники с 1 января 2014 года обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур. Представлять данный журнал налоговым органам надо будет с 2015 года (новая редакция п. 3.1 ст. 169, п. 5.2 ст. 174 НК РФ). Обратите внимание, что сдавать этот журнал в инспекцию нужно в электронном виде (не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом). Поэтому лучше сразу вести его в электронном виде.

Акцизы (гл. 22 НК РФ)
Возмещение акцизов, освобождение от уплаты и т д.

Федеральный закон от 30.09.13 № 269-ФЗ внес многочисленные поправки в главу 22 Налогового кодекса. В частности, уточнены правила возмещения сумм акцизов; проиндексированы некоторые ставки акцизов; скорректированы требования к банковской гарантии, которая представляется налоговикам для освобождения от уплаты акциза при реализации за пределы России подакцизных товаров; и т д.

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ)
Имущественный вычет по расходам на приобретение (строительство) жилья
 
С января 2014 года действует новая редакция статьи 220 НК РФ, посвященной получению имущественного вычета по НДФЛ (изменения внесены Законом от 23.07.13 № 212-ФЗ).
 
Перечислим основные новшества:
  • если при покупке одного объекта недвижимости была использована не вся сумму вычета (в настоящее время — 2 млн. рублей), то остаток вычета можно получить в случае покупки другого объекта. Период, в течение которого можно использовать остаток вычета, не установлен, но размер остатка вычета уже не изменится;
  • при приобретении жилья (земли) в общую собственность, сумму вычета не нужно распределять между совладельцами. То есть каждый из них, независимо от размера доли, может заявить вычет на полную сумму (2 млн. рублей). Если же совладелец не воспользуется вычетом, то за ним сохранится право на получение вычета по другому объекту в полном размере;
  • вычет в отношении процентов по ипотечному кредиту предоставляется в пределах 3 млн. рублей и только по одному объекту. Данное новшество распространяется на проценты по ипотеке, полученной до 2014 года (такие расходы можно заявить к вычету без ограничений по сумме);
  • вычет по расходам на приобретение жилья (земли) и по процентам по ипотеке можно получить сразу у нескольких работодателей;
  • для подтверждения права на имущественный вычет достаточно подать декларацию по НДФЛ, отдельного заявления больше не требуется;
  • законодательно установлена возможность родителей (приемных родителей, опекунов, попечителей, усыновителей) получить вычет по расходам на покупку или строительство жилья и на погашение процентов по ипотеке при оформлении жилья на имя несовершеннолетнего ребенка.
Важно отметить, что воспользоваться новыми правилами могут те, кто оформляет необходимые для вычета документы после 1 января 2014 года. Если же право на вычет возникло до этой даты (свидетельство о собственности датировано, к примеру, 2013 годом), то вычет предоставляется на основании прежней редакции статьи 220 НК РФ.
 
Авансовые платежи иностранцев, работающих у физических лиц

Иностранные граждане, которые трудятся по найму у физических лиц на основании патента, уплачивают НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей в размере 1 000 руб. в месяц. Эти платежи индексируются на коэффициент-дефлятор (ст. 227.1 НК РФ). Приказом Минэкономразвития России от 07.11.13 № 652 данный коэффициент на 2014 год установлен в размере 1,216. Таким образом, в 2014 году авансовые платежи по НДФЛ для указанных иностранных граждан составляют 1 216 рублей в месяц.

Налоговые агенты при совершении операций с ценными бумагами

С января 2014 года действует новая статья 226.1 НК РФ. Она регулирует особенности исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами при совершении операций с ценными бумагами, операций с финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов. В частности, законодатели уточнили перечень лиц, которые признаются налоговыми агентами при совершении указанных операций. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 02.11.13 № 306-ФЗ.

Уплата налога на доходы физических лиц с выигрышей в тотализаторе

Федеральный закон от 23.07.13 № 198-ФЗ установил особенности определения налоговой базы по доходам в виде выигрышей, полученных в букмекерской конторе и тотализаторе. В новой статье 214.7 НК РФ сказано, что НДФЛ с выигрыша в букмекерской конторе или тотализаторе, нужно платить за минусом суммы ставки. Удержать налог и перечислить в бюджет должна компания, которая выплатила выигрыш.

Налог на прибыль (гл. 25 НК РФ)
Лимит списания процентов по долговым обязательствам

До конца 2014 года нужно применять прежние лимиты, в пределах которых можно списать проценты по кредитам и займам при расчете налога на прибыль. Так, по долговым обязательствам в рублях лимит останется равен ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза, а по кредитам и займам в иностранной валюте — ставке рефинансирования, умноженной на 0,8. Соответствующая поправка в статью 269 НК РФ внесена Федеральным законом от 02.11.13 № 306-ФЗ (далее — Закон № 306-ФЗ).
 
Порядок определения налоговой базы по дивидендам

С января 2014 года применяется несколько видоизмененная формула для расчета налога, который должен быть удержан у получателя дивидендов. Прежний показатель «Д» теперь обозначается как «Д2», а показатель «д» — как «Д1» (ст. 275 НК РФ в ред. Закона № 306-ФЗ). Формула выглядит так: Н = К x Сн x (Д1– Д2).

Кроме того, уточнено как рассчитать показатель Д2 (прежний показатель Д). Напомним, что он равнялся общей сумме дивидендов, полученных самим налоговым агентом в текущем и предыдущем отчетном (налоговом) периоде, при условии, что эти суммы ранее не учитывались при определении налоговой базы в отношении дивидендов. До сих пор было неясно, включать ли в этот показатель дивиденды, которые налоговый агент получил ранее предыдущего налогового периода.

В новой редакции статьи 275 НК РФ четко закреплено, что показатель Д2 рассчитывается исходя из общей суммы дивидендов, полученных российской организацией в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущих отчетных (налоговых) периодах.
 
Применение повышающих коэффициентов амортизации

С января 2014 года законодательно закреплен запрет на применение по одному основному средству нескольких повышающих коэффициентов амортизации. Соответствующее дополнение в статью 259.3 НК РФ внесено Федеральным законом от 30.09.13 № 268-ФЗ. Это значит, что если имеются основания для одновременного применения к основной норме амортизации нескольких коэффициентов, компания должна выбрать только один коэффициент и отметить его в учетной политике.
 
Переход с нелинейного метода амортизации на линейный

До 1 января 2009 года налогоплательщики были обязаны определить в учетной политике метод амортизации, применяемый с указанной даты. При этом переход с нелинейного метода на линейный разрешался не чаще, чем один раз в пять лет (п. 1 ст. 259 НК РФ). Таким образом, если с 1 января 2009 года организация применяла нелинейный метод начисления амортизации, то она сможет перейти на линейный метод с 1 января 2014 года или позже.
 
Специальный коэффициент по объектам, используемым в условиях агрессивной среды или повышенной сменности

Если основное средство, которое используются для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, принято на учет после 1 января 2014 года, то при начислении амортизации применять специальный повышающий коэффициент нельзя. Данное правило закреплено в подпункте 1 пункта 1 статьи 259.3 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.11.12 № 206-ФЗ).

Налогообложение кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций

Федеральный закон от 02.11.13 № 301-ФЗ установил особенности исчисления доходов и расходов кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций (ст. ст. 297.1, 297.2 НК РФ), а также ввел право на формирование ими резервов на возможные потери по займам (ст. 297.3 НК РФ). Нововведения действуют с 1 января 2014 года.

Напомним, что кредитным потребительским кооперативом признается добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства, а также по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу для удовлетворения финансовых потребностей членов (ст. 1 Федерального закона от18.07.09 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»). А микрофинансовой организацией является юридическое лицо, осуществляющее микрофинансовую деятельность, в частности, предоставляющее займы в сумме не более 1 000 000 рублей (ст. 2 Федерального закона от 02.07.10 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).

Списание расходов на питание экипажей судов

Федеральный закон от 23.07.13 № 248-ФЗ отменил лимитирование расходов на питание экипажей речных, морских и воздушных судов. До 1 января 2014 года следовало применять нормативы, утвержденные правительством РФ. После этой даты указанные расходы можно списать при налогообложении прибыли в полном объеме.

Изменения для бюджетных учреждений культуры

С 1 января 2014 года бюджетные учреждения культуры (театры, музеи, библиотеки, концертные организации) получили ряд льгот по налогу на прибыль (внесены Федеральным законом от 23.07.13 № 215-ФЗ; далее — Закон № 215-ФЗ).
 
Перечислим новшества:
  • указанные учреждения могут единовременно учитывать в расходах полную стоимость основных средств в момент их ввода в эксплуатацию. Исключение — объекты недвижимости, которые по-прежнему нужно амортизировать (п. 7 ст. 259 НК РФ);
  • указанные учреждения не должны платить авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 3 ст. 286 НК РФ);
  • указанные учреждения сдают только годовую декларацию по налогу на прибыль (п. 2 ст. 289 НК РФ).
Другие изменения

Закон № 215-ФЗ внес и другие небольшие поправки в расчет налога на прибыль, которые будут действовать с 2014 года. Так, в перечень нематериальных активов включено исключительное право на аудиовизуальные произведения (п. 3 ст. 257 НК РФ); а к ненормируемым расходам на рекламу будут относиться рекламные мероприятия при кино- и видеообслуживании (п. 4 ст. 264 НК РФ).

Единый сельскохозяйственный налог (гл. 26.1 НК РФ)
Расходы, учитываемые при расчете базы по единому сельскохозяйственному налогу

С января 2014 года в перечне затрат, признаваемых материальными расходами для целей расчета ЕСХН, вместо медикаментов значатся лекарственные препараты ветеринарного применения. Такое изменение в подпункт 5 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ внесено Федеральным законом от 25.11.13 № 317-ФЗ.

С января 2014 года для целей расчета ЕСХН отменяется нормирование расходов на рацион питания экипажей морских и речных судов (подп. 22.1 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Данное изменение предусмотрено Федеральным законом от 23.07.13 № 248-ФЗ.
 
Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ)
Лимит доходов для перехода на упрощенную систему налогообложения и применения спецрежима

Компании могут перейти на УСН с 2014 года, если сумма доходов за январь — сентябрь 2013 года не превысила 45 000 000 рублей. Об этом сообщается в письме Минфина России от13.12.13 № 03-11-06/2/54977.

Согласно пункту 2 статьи 346.12 НК РФ величина доходов для перехода на УСН не должна превышать 45 000 000 рублей за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе. При этом лимит доходов индексируется не позднее 31 декабря текущего года на коэффициент-дефлятор, «установленный на следующий календарный год». Для целей применения УСН на 2014 год коэффициент-дефлятор равен 1,067 (приказ Минэкономразвития от 07.11.13 № 652). Однако, данный коэффициент распространяется только на доходы 2014 годы. А для того, чтобы перейти на УСН с 2014 года, лимит доходов (45 млн. рублей) нужно умножить на коэффициент-дефлятор, установленный на 2013 год, т.е. на 1.

Новый коэффициент-дефлятор (1,067) нужно применять в следующих случаях. Чтобы компания не потеряла право на упрощенную систему налогообложения, ее доходы за 2014 год не должны превысить 64 020 000 рублей (60 млн. рублей × 1,067). А перейти на этот спецрежим с 2015 года можно будет в том случае, если доходы за девять месяцев 2014 года будут не более 48 015 000 рублей (45 млн. рублей х 1,067).

Кто не сможет применять упрощенную систему налогообложения?

С 2014 года микрофинансовые организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Соответствующее дополнение в пункт 3 статьи 346.12 внесено Федеральным законом от 02.11.13 № 301-ФЗ. Напомним, что микрофинансовой организацией является юридическое лицо, осуществляющее микрофинансовую деятельность, в частности предоставляющее займы в размере не более 1 000 000 рублей (ст. 2 Федерального закона от 02.07.10 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»).

Единый налог на вмененный доход (гл. 26.3 НК РФ)
Коэффициент-дефлятор

Для исчисления суммы ЕНВД используются физические показатели, характеризующие определенные виды деятельности, и базовая доходность. Базовая доходность корректируется, в частности, на коэффициент-дефлятор К1 (п. 3, 4 ст. 346.29 НК РФ). В целях расчета ЕНВД в 2014 году К1 составляет 1,672 (приказ Минэкономразвития от 07.11.13 № 652).

Патентная система налогообложения (гл. 26.5 НК РФ)
Ограничения размера потенциально возможного дохода

Минимальный размер возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода не может быть меньше 100 000 рублей, а максимальный размер не может превышать 1 000 000 рублей. Данные значения индексируются на коэффициент-дефлятор (п. 7, 9 ст. 346.43 НК РФ). Коэффициент-дефлятор в целях применения ПСН в 2014 году равен 1,067 (приказ Минэкономразвития от 07.11.13 № 652). Соответственно, субъекты РФ вправе установить на 2014 год потенциальный годовой доход для расчета стоимости патента в пределах от 106 700 рублей до 1 067 000 рублей. Указанный максимум актуален, если региональные власти не воспользовались правом увеличить его размер в случаях, предусмотренных в пункте 8 статьи 346.43 НК РФ.

Начало применения патентной системы налогообложения

Со 2 января 2014 года подать документы на получение патента можно одновременно с документами на регистрацию индивидуального предпринимателя. В этом случае действие патента начнется со дня регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Именно с этого дня предприниматель будет поставлен на учет в качестве плательщика, применяющего патентную систему налогообложения. Такие поправки в статьи 346.45 и 346.46 НК РФ внесены Федеральным законом от 02.12.13 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ). Напомним, чтобы получить патент в 2013 году, физическое лицо уже должно было иметь статус индивидуального предпринимателя.

Если индивидуальный предприниматель состоит на учете в качестве плательщика, применяющего патентную систему налогообложения, и подает в эту же инспекцию заявление на получение другого патента, это не является поводом для повторной постановки на учет. Об этом также говорится в Законе № 334-ФЗ.
 
Прекращение применения патентной системы налогообложения

О прекращении деятельности или об утрате права на применение патентной системы налогообложения предприниматель обязан заявить в инспекцию в течение 10 календарных дней (п. 8 ст. 346.45 НК РФ). Закон № 334-ФЗ дополнил эту норму положением, в соответствии с которым заявление об утрате права на применение ПСН и о переходе на общий режим налогообложения можно подать в любую инспекцию, в которой ИП состоит на учете в качестве плательщика, применяющего ПСН. В заявлении должны быть указаны реквизиты всех имеющихся патентов с не истекшим сроком действия. Данное дополнение действует со 2 января 2014 года.

Также Закон № 334-ФЗ уточнил, что если инспекция выдала предпринимателю несколько патентов, то снятие с учета производится по истечении срока действия всех патентов.

Транспортный налог (гл. 28 НК РФ)
Расчет налога в отношении дорогостоящих автомобилей

Федеральный закон от 23.07.13 № 214-ФЗ внес изменения в статью 362 НК РФ, благодаря которым с 2014 года транспортный налог в отношении легковых автомобилей стоимостью более 3 000 000 рублей рассчитывается с применением повышающих коэффициентов. Всего установлено пять коэффициентов в зависимости от средней стоимости автомобиля и количества лет, прошедших с года его выпуска. Например, сумму транспортного налога в отношении автомобилей средней стоимостью от 3 000 000 до 5 000 000 рублей, с года выпуска которых прошло не более одного года, нужно будет умножить на коэффициент 1,5.

Порядок определения средней стоимости автомобилей определит Минпромторг России. Это же ведомство должно публиковать на своем сайте перечни дорогостоящих автомобилей.

Коды общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО)

С 1 января 2014 года вместо кодов ОКАТО используются коды Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО). Для муниципальных образований и межселенных территорий код ОКТМО состоит из 8 знаков, для населенных пунктов — из 11 знаков.

Код ОКТМО нужно указывать в платежных документах на перечисление налогов. Изменения в бланки платежек на уплату физическими лицами налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, внесены совместным письмом ФНС и Сбербанка России от 11.12.13 № ЗН-4-1/22325@/12/677. Обновились и правила заполнения платежек на уплату налогов и взносов с банковского счета. Соответствующие изменения внесены приказом Минфина России от 12.11.13 № 107н, который заменит действующий приказ от 24.11.04 № 106н.

К тому же с 2014 года ОКТМО необходимо указывать в налоговой отчетности.

Заполнение платежных поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов

В 2014 году налогоплательщики должны заполнять поручения на уплату налогов и взносов по-новому. С нового года вступил в силу приказ Минфина России от 12.11.13 № 107н. Документ заменил действующий приказ от 24.11.04 № 106н, который устанавливает порядок заполнения платежек.

Главное новшество связано с тем, что с 2014 года в платежках необходимо писать код ОКТМО вместо кода ОКАТО.

Кроме того, с нового года стало проще заполнять поле 110 «Назначение платежа», потому что вместо существующих 11 типов останется всего 3. При перечислении любого налога, сбора, взносов, штрафов надо будет ставить 0. Остальные два типа — ПЕ (уплата пеней) и ПЦ (уплата процентов).

Еще одно изменение коснулось предпринимателей. Они должны писать в платежках адрес своего места жительства (регистрации) или места пребывания. До и после этой информации надо ставить символ «//».
 
Аудиторское заключение

Продлен срок, в течение которого компании должны предоставить в инспекцию экземпляр аудиторского заключения. В 2014 году аудиторское заключение можно сдать в течение 10 рабочих дней после даты его подписания, но не позднее 31 декабря.

Есть и еще одно новое правило: в случае опубликования бухгалтерской отчетности, подлежащей обязательному аудиту, отчетность должна публиковаться вместе с аудиторским заключением. Данные поправки также внесены Федеральным законом от 21.12.13 № 357-ФЗ.
 
Знак «Сервисное обслуживание» на контрольно-кассовой технике

Минфин России приказом от 09.08.13 № 77н утвердил новый образец знака «Сервисное обслуживание». Этот образец нужно наносить при ежегодном подтверждении технической поддержки контрольно-кассовой техники, начиная с 11 января 2014 года. Соответственно, прежний образец голограммы, утвержденный приказом Минфина от 18.12.07 № 135, утратил силу.