ENG

Справка о работе с обращениями граждан в Управлении Федеральной налоговой службы по Калужской области за 2023 год

Дата публикации: 12.02.2024 16:19

Работа с обращениями граждан и организаций, запросами пользователей информацией в Управлении Федеральной налоговой службы по Калужской области проводится в соответствии с требованиями Федеральных законов от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об  обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также регламентов работы сотрудников налоговых органов ФНС России с информационными ресурсами «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» и «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц».

С 27 марта 2023 года в Управлении Федеральной налоговой службы по Калужской области (далее – Управление) проведены реорганизационные мероприятия (переход на двухуровневую систему), территориальные налоговые органы области вошли в состав Управления и продолжили свою деятельность как Обособленные подразделения Управления.

За 2023 год все поступившие в Управление обращения в письменном виде (по почте или на личном приеме) либо в форме электронного документа, в том числе через электронные сервисы ФНС России, рассмотрены в установленные сроки.

В целях совершенствования организации работы с обращениями граждан и организаций Управлением используются различные формы и методы работы.

Так, для обеспечения качественного и своевременного исполнения ответов на обращения (жалобы, заявления, предложения) граждан и организаций в Управлении в системе электронного документооборота (СЭД-Регион)  организован контроль за соблюдением сроков исполнения поступивших обращений и мониторинг полноты всестороннего рассмотрения всех поставленных в обращении вопросов по существу.

Для принятия мер по улучшению качества работы с обращениями граждан и организаций, запросами пользователей информацией в Управлении принимаются организационные и административные меры, о чем руководителю Управления направляются контрольно-аналитические материалы.

В течение 2023 года в целях обеспечения исполнительской дисциплины, в том числе с обращениями граждан и организаций, Административно-контрольным управлением ФНС  России доводились очередные доработки СЭД-Регион, настройки которых в системе электронного документооборота выполнялись сотрудниками отдела контроля выполнения технологических процессов и информационных технологий Управления. Изменения в технологических процессах обработки корреспонденции осваивались и доводились до исполнителей структурных подразделений Управления и территориальных налоговых органов области общим отделом Управления.

В текущем году Заявления граждан в свободной форме и обращения по различным жизненным ситуациям из сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» автоматически перенаправлялись на Омниканальную платформу программного обеспечения Система обработки обращений налогоплательщика (далее – ПО СООН), реализующего автоматизацию механизма обработки обращений налогоплательщиков.

В 2023 году в Управление поступило на рассмотрение 31739 обращений граждан и организаций, в том числе 23369 Интернет-обращений, поступивших через электронные сервисы ФНС России «Обратиться в ФНС России», «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» и «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», что составляет 74 % от общего числа обращений. При этом через электронный сервис ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» в ПО СООН за отчетный период поступило 14543 заявления в свободной форме, что составило 46 % от общего числа поступивших в Управление обращений. На бумажном носителе в Управление через почтового оператора или нарочным поступило 8370 обращений или 26 % от общего числа поступивших в Управление обращений.

Кроме того, в Управление в отчетном периоде через электронный сервис ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» в ПО СООН поступило на рассмотрение 9074  формализованных обращения по различным жизненным ситуациям.

Существенный удельный вес обращений, поступивших в Управление за 2023 год, составили обращения физических лиц – поступило 23132 обращения от граждан и индивидуальных предпринимателей, что составляет 73 % от общего числа поступивших обращений.

Управлением проведен анализ тематики обращений граждан и организаций в соответствии с Типовым общероссийским тематическим классификатором обращений граждан, организаций и общественных объединений, который показал, что в течение 2023 года заявителями в значительной части затрагивались вопросы: налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов, администрирования имущественных налогов, а также возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Среди обращений, поступивших в Управление за 2023 год, существенный удельный вес составили обращения по вопросам налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов – 5256 обращений или 17 % от общего числа поступивших в Управление обращений. Заявителей интересовали вопросы, связанные с порядком предоставления имущественного налогового вычета НДФЛ по расходам на приобретение жилого дома и земельного участка, и условия освобождения доходов семей с детьми от обложения НДФЛ

Оставались актуальными в отчетном периоде обращения по вопросам администрирования имущественных налогов – поступило 4496 обращений (14 % от общего числа поступивших в Управление обращений), в том числе по вопросам администрирования налога на имущество – 2242 обращения (7 % от общего числа), транспортного налога – 1341 обращение (4 %) и земельного налога – 913 обращений (3 %). Налогоплательщики обращались по вопросам актуализации сведений об объектах налогообложения в едином налоговом уведомлении на уплату имущественных налогов, просили пересчитать сумму налога к уплате в связи с прекращением права собственности на объект собственности, направляли сведения для предоставления им налоговых льгот по уплате налога, сообщали о неполучении налоговых уведомлений на уплату имущественных налогов.

Как и в предыдущих периодах, в Управление продолжали поступать обращения по вопросам возникновения задолженности по налогам, сборам и взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов – поступило 4345 обращений (14 % от общего числа обращений), в том числе 2414 Заявлений граждан в свободной форме с категорией «Ошибка в ЕНС», поступивших через ПО СООН, что составило 56 % от обращений по тематике задолженности. Налогоплательщики обращали внимание на следующие вопросы: предъявление необоснованных, по мнению заявителей, сумм задолженности по ЕНС об уплате налогов и страховых взносов; списание в бесспорном порядке денежных средств со счетов налогоплательщиков по уплате сумм налогов по объектам, не принадлежащим на праве собственности. Также заявители жаловались на возникшую в личном кабинете налогоплательщика ситуацию «оплата произведена, но не отражена».

Письменные обращения, содержащие вопросы, решение которых не входит в компетенцию Управления, направлялись в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий государственный орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Так, согласно статистическим данным по заявлениям граждан и организаций, поступившим в адрес Управления в 2023 году, структурными подразделениями Управления было перенаправлено для всестороннего рассмотрения по территориальной принадлежности в территориальные налоговые органы других субъектов Российской Федерации 289 обращений с уведомлением налогоплательщика, направившего обращение, о переадресации обращения.

В отчетном периоде в приемную Управления обратились 69 заявителей, которым в ходе личного приема уполномоченными должностными лицами были устно даны подробные разъяснения по существу заданных вопросов.

В течение 2023 года предложений по совершенствованию налогового законодательства, форм и методов работы налоговых органов Калужской области с обращениями от граждан и общественных объединений не поступало.

Справка входящей корреспонденции по тематике обращений граждан c 01.01.2023 по 31.12.2023 в соответствии с Типовым общероссийским тематическим классификатором обращений