ENG

О работе с обращениями граждан в налоговых органах Камчатского края за II квартал 2019 года

Дата публикации: 25.07.2019 09:39

1. Информация о количестве и тематике поступивших обращений граждан

В налоговые органы Камчатского края во 2 квартале 2019 года поступило на рассмотрение 2388 обращений граждан. Всего в отчетном периоде через электронные сервисы направлено 1943 обращения граждан (или 81% от общего числа обращений). Из них 281 обращение - посредством электронного сервиса «Обратиться в ФНС России» (12% от общего числа обращений), 1531 обращение поступили через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (ЛК-2) (64% от общего числа обращений), а также 6 обращений, поступили с сайта GOSUSLUGI.RU.

По сравнению с аналогичным периодом 2018 года общее количество обращений уменьшилось на 2% (во 2 квартале 2018 года поступило 2429 обращений). Количество обращений, поступивших через электронные сервисы, увеличилось на 29% (во 2 квартале 2018 года через электронные сервисы поступило 1510 обращений).

Значительный удельный вес обращений граждан, поступивших в налоговые органы Камчатского края во 2 квартале 2019 года, составили вопросы, связанные с администрированием имущественных налогов - 692 обращения (29% от общего числа). Большая часть обращений отнесена к вопросам начисления и уплаты транспортного налога - 436 обращений (18%), налога на имущество – 177 обращений (7%) и налога на землю – 79 писем (3%).

В своих обращениях граждане поднимали вопросы снятия с учета транспортных средств, уточнения характеристик транспортного средства, изменения прав собственности на объекты налогообложения, актуализации сведений об объектах налогообложения (прекращения прав на объекты недвижимого имущества, изменение кадастровой (инвентаризационной) стоимости), повторного начисления имущественных налогов в связи с изменением места жительства налогоплательщика.

Для снижения количества обращений налогоплательщиков по имущественным налогам, на постоянной основе проводится работа по актуализации баз данных налоговых органов, осуществляется взаимодействие с регистрирующими органами по вопросам представления уточненных сведений о дате возникновения собственности и снятии с учета, ведётся мониторинг интернет – сервиса «Личный кабинет – налогоплательщика физического лица».

Весомая часть поступивших в отчетном периоде обращений содержала вопрос возврата или зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, налогов, сборов, пеней, штрафов - 328 обращений (14% от общего числа обращений).

Одной из острых тем, поднимаемых в обращениях по данной тематике граждан, является своевременность принятия решений о возврате сумм социальных и имущественных налоговых вычетов. В соответствии с законодательством в адрес налогоплательщиков направляются разъяснения по порядку и срокам принятия решений о возврате сумм заявленных налоговых вычетов с подробными описаниями оснований, установленных статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Актуальным для граждан остается вопрос, относящийся к тематике «Учет налогоплательщиков. Получение и отказ от ИНН» - 305 обращений (13% от общего числа обращений). В своих обращениях заявители уведомляли об изменении места жительства, просили уточнить персональные данные, в том числе представленных ФМС, сообщали о наличии двух ИНН, а также обращались за получением разъяснений о законодательстве государственной регистрации.

В целях снижения количества данной категории обращений налоговыми органами Камчатского края проводятся следующие мероприятия:
  • размещение информационных материалов в средствах массовой информации, а также в оперативных залах Инспекций;
  • проведение семинаров по вопросам государственной регистрации, учета налогоплательщиков, предоставления сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Существенный удельный вес обращений граждан в отчетном периоде составили письма, содержащие вопросы наличия задолженности по имущественной группе налогов и возможности ее урегулирования - 231 обращение (10% от общего числа обращений). Граждан интересует правомерность направления требований, а так же поступление и отражение своевременно произведенных платежей.

При подготовке ответов на обращения граждан проводится весь комплекс мероприятий для разрешения возникшего вопроса у налогоплательщиков:
  • направляется заявка на сайт технической поддержки;
  • проводятся мероприятия по урегулированию задолженности по страховым взносам с территориальными органами ПФР и ФСС и с территориальными органами ФССП;
  • проводится сверка информации, содержащейся в базах данных налоговых органов, со сведениями регистрирующих служб;
  • формируется заключение в ФНС России о предоставлении (отказе в предоставлении) отсрочки (рассрочки).

Продолжают поступать письма, связанные с вопросами налогообложения доходов физических лиц - 217 обращений (9% от общего числа обращений). Граждан интересуют вопросы предоставления имущественных вычетов, порядка представления и срока проведения камеральной налоговой проверки деклараций по форме 3 – НДФЛ и возврата денежных средств, а также факты нарушения трудового законодательства.

В связи с расширением функций интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» увеличивается количество вопросов, касающихся оказания услуг в электронной форме и пользование информационными ресурсами – 122 обращения (5% от общего числа обращений). В них налогоплательщики обращаются за получением консультаций по вопросу получения ЭЦП, по отражению платежей в ЛК, по ошибкам авторизации через Госуслуги (ЕСИА), возникающих при переходе в ЛК, а также размещения и запроса различных видов справок через интернет-сервис.

К перечню проведённых во 2 квартале 2019 года мероприятий, направленных на устранение причин и условий, способствующих активности обращений граждан по вопросам, решение которых входит в компетенцию налоговых органов края, относится работа по повышению налоговой грамотности населения Камчатского края и проведению информационной кампании по порядку исчисления и уплаты имущественных налогов.

Проводимые в отчётном периоде информационные мероприятия включали в себя: личное информирование, проведение семинарских занятий, трансляции информации через радиоузлы, выступления на TV-каналах, а также публикации газетных статей в местных СМИ и размещение новостных событий на официальном сайте ФНС России.

К дополнительным аспектам информационных мероприятий также относится размещение на информационных экранах, расположенных в операционных залах инспекций, видеороликов по налоговой тематике и рекламы социальной направленности, разработанных ФНС России, а именно: «Личный кабинет для физических лиц»; «Личный кабинет юридического лица»; «Личный кабинет индивидуального предпринимателя»; «Социальные и имущественные налоговые вычеты»; «Заплати налоги» и другие.

Информационная работа в данном направлении оказывает положительный эффект на повышение показателя информированности граждан, ожидающих получения государственных услуг в операционных залах, в том числе в части возможности взаимодействия и оперативного решения возникающих вопросов через интерактивные сервисы ФНС России, что в итоге в существенной мере снижает количество поступающих обращений налогоплательщиков.

Наиболее важная и актуальная информация на налоговую тематику освещалась в региональных средствах массовой информации (радио, печатные издания, TV-каналы) всего за отчётный период размещено 37 информационных материалов.

Налоговыми органами Камчатского края на постоянной основе проводится мониторинг актуальности информации в региональных разделах сайта ФНС России: ставки, льготы, местные и региональные законодательные акты, реквизиты инспекций. Всего в отчётном периоде в региональном разделе сайта размещено 114 информационных сообщений. В результате чего, налогоплательщики смогли в полной мере воспользоваться возможностями электронного взаимодействия.

В отчетном периоде в приёмных руководства Управления Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю и подведомственных инспекций принято 7 граждан. Всем обратившимся заявителям уполномоченными должностными лицами устно даны подробные разъяснения по интересующим их вопросам.