ENG

Из истории Вятской налоговой службы

Дата публикации: 16.01.2023 16:38

Вятская земля имеет богатую историю. Впервые Вятка упоминается в летописях под 1374 годом, тогда она входила в состав Нижегородского княжества.
 
До 1660-х годов Вятка была вполне благополучным краем. Несмотря на то, что за 1620-1663 г.г. население Вятки увеличилось более чем вдвое, крестьяне обеспечивали хлебом не только себя, но и в больших объемах вывозили зерно на Север.

Основным органом финансового и налогового управления в Вятской губернии с 1780 по 1918 годы являлась Вятская губернская казенная палата. Она была образована 22 декабря 1780 года на основании «Убеждения для управления губерний Российской империи» от 7 ноября 1775 года.
 
Казенная палата ведала учетом государственных доходов и расходов, контролировала раскладку и поступление всех видов налогов, состояние и количество облагаемых единиц (податное население, земля, торговые и промышленные заведения), выполнение рекрутских повинностей. В 1780 году для приема, хранения и расходования государственных доходов, специальных средств и депозитов правительственных учреждений были образованы и уездные казначейства.

Первым управляющим палатой был назначен поручик правителя Вятского наместничества (вице-губернатор) Яков Хибгольт. После его смерти вице-губернатором и управляющим казенной палатой стал Иван Лубочаников. Но фактически руководство всей деятельностью палаты было возложено на экономии директора князя Николая Шаховского. В штат палаты входили: советник Василий Померанцев, губернский казначей секунд-майор Никита Самгин, асессоры Дементий Проклев и Петр Кемарский, а также секретари, присяжные и канцелярские служители. Всего по штату в 1781г. числилось 37 чиновников. 

Как велики были доходы Вятского наместничества за первый год его существования, видно из отчета казенной палаты за 1781г. Всего доходов за этот год поступило на сумму 424646 рублей 29 1/2 копейки, в том числе с винных откупов -170925 рублей, оброк с государственных крестьян составил 88844 рубля, прибавочный доход - 152788 рублей, с купеческих капиталов - 1172 рубля 45 копеек.

Также поступали доходы с заводов, рыбной ловли, мельниц, сборы за выдачу паспортов и гербовой бумаги, за повышение в чинах, за отсутствие на исповеди, прибыль от продажи соли.
 
Расходы по наместничеству за 1781г. составили: на содержание гражданского управления - 130725 рублей 22 1/2 копейки, на духовные места - 9568 рублей 88 3/4 копейки. Кроме того, на содержание мостов и перевозов, на следование колодников, на постройку административных зданий - 20701 рубль 29 копеек. 283538 рублей 25 1/2 копейки было отправлено в Санкт-Петербургское и Московское казначейства.
 
В период 1868 – 1895 г.г. в среднем за год поступало от 4987 до 5789 тыс. рублей казенных окладных податей. В последующие годы структура вятской казенной палаты подвергалась различным изменениям, а часть ее функций была передана другим учреждениям.

В первые годы советской власти контроль за финансовой стороной предприятия осуществляли органы Рабочего контроля через свои выборные учреждения, а «наблюдение за взиманием» налогов - местные Советы Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов.Конституцией РСФСР, принятой на заседании V Всероссийского съезда Советов 10 июля 1918 года, был образован Народный комиссариат по финансовым делам, а Советы на местах получили право устанавливать обложение налогами и сборами исключительно на нужды местного хозяйства.
 
Справка о местных самочинных налогах, подготовленная в начале 20-х годов для наркома финансов Г.Я.Сокольникова, содержит информацию о введении местными органами власти такого налога, как сбор за право въезда в город Вятка.
В округах и уездах взимание налогов возлагалось на финансовые отделы.
 
В 60-х годах произошло реформирование налоговой системы: Положением о фиксированных платежах в бюджет (постановление Совмина СССР от 11.11.1966 № 870) на финансовые органы возлагается ведение учета налогоплательщиков и платежей в бюджет, проверка своевременности и правильности составления предприятиями установленной отчетности, контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты платежей в бюджет.
 
Одним из основных направлений стабилизации народного хозяйства России и перехода к рыночной экономике для обеспечения надежного контроля за бюджетными поступлениями стало формирование налоговых инспекций.Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 года в системе Министерства финансов СССР была создана Государственная налоговая служба. Второй пункт постановления обязал Минфин обеспечить до 1 июля 1990 года создание государственных налоговых инспекций.
 
Комплектование госналогинспекций области производилось за счет перехода работников отделов госдоходов облфинуправления и райгорфинотделов, квалифицированных бухгалтеров и юристов, имеющих опыт экономической и контрольной работы в народном хозяйстве.
Первым документом в истории современной налоговой службы Кировской области стал приказ Госналогинспекции по Кировской области от 04.04.1990 № 1 о ее создании и назначении первого начальника инспекции Колесникова Александра Семеновича, ранее работавшего начальником облфинуправления.По состоянию на 01.01.1991г. в структуре областной госналогинспекции было создано 10 отделов с численностью 71 человек, из них 29 человек перешли в инспекцию из облфинуправления.
 
Руководствуясь приказом Минфина РСФСР от 25.04.90 г. № 03/177 финансовым управлением Кировского облисполкома совместно с Госналогинспекцией по Кировской области был издан приказ от 08.05.90г. № 69 «О функциях Государственных налоговых инспекций, их примерной структуре и об изменении структуры облфинуправления».
 
На основании этих документов на 01.01.1991 г. в Кировской области было образовано 48 райгорналогинспекций с общей численностью 707 человек, включая областную.
 
В соответствии с Указом Президента РФ от 21.11.1991 № 218 «О создании Государственной налоговой службы России» налоговые инспекции приобрели статус юридического лица с самостоятельной сметой расходов, текущими счетами в банках и гербовой печатью и подчиненностью Государственной налоговой службе РФ.
 
В связи с расширением задач и функций, возложенных на налоговые органы, самое значительное увеличение численности налоговиков было в течение 1991-1993 г.г. За 3 года штат налоговой службы Кировской области вырос более чем в 3 раза и на 01.01.1994 г. составил 2242 человека. В частности, в октябре–ноябре 1992 года при госналогинспекции по Кировской области было создано Управление налоговых расследований, приказом от 26.11.1992 г. № 95 начальником Управления был назначен Ермошин Савелий Петрович, возглавивший впоследствии Управление налоговой полиции по Кировской области.
 
Для решения вопросов информатизации налоговой службы области, внедрения автоматизированной информационной системы налогообложения (АИС «Налог») и автоматизированного ведения госреестра предприятий в 1994г. в райгорналогинспекциях были введены должности специалистов по информатизации.
 
Активизируется процесс законодательного, кадрового, информационного и материально-технического обеспечения службы. Одновременно повышается и уровень спроса и ответственность работников государственной службы. В 1994 году 40% сотрудников имели высшее образование, 54% - среднее специальное, а 168 человек получали высшее и среднее специальное образование заочно, 83% работающих составляли женщины.
 
Структура налоговых инспекций постоянно совершенствовалась. Приказом ГНС РФ от 02.11.98 г. № ГБ-2б-20/230 были реорганизованы 13 инспекций, на базе которых были созданы 4 районные инспекции и инспекция по городу Кирову. Образованная инспекция ФНС России по г. Кирову и сегодня является одной из самых крупных в России с численностью около 600 человек.  В результате в 1998 году общее количество налоговых инспекций в области сократилось до 40.
 
В 2002 году началось создание межрайонных инспекций и приказом МНС России от 30.05.2002 г. № БГ-3-15/273 в Кировской области было создано, кроме Управления, 17 инспекций, из них 12 – межрайонные, со штатной численностью 2063 человек.Приказом ФНС России от 19.10.2004 г. № САЭ-3-15/3 «О преобразовании территориальных органов министерства Российской Федерации по налогам и сборам в территориальные органы Федеральной налоговой службы» Управление МНС России по Кировской области преобразовано в Управление ФНС России по Кировской области.
 
По состоянию на 27.03.2023 в Кировской области работали 13 инспекций, в том числе 12 –межрайонного уровня, и 1- городская в городе Кирове. В районах области организовано 28 территориально-обособленных рабочих мест. 

В целях повышения эффективности налогового администрирования, оптимизации системы управления и структуры территориальных налоговых органов Налоговые органы Кировской области с 27.03.2023 перешли на двухуровневую систему управления. С указанной даты Межрайонные инспекции ФНС России по Кировской области, ИФНС России по городу Кирову  прекратили деятельность юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к Управлению. Модернизация проводится в соответствии с Приказом  ФНС России от 10.11.2022 № ЕД-7-12/1068@.

Штатная численность государственных служащих региона (УФНС России по Кировской области) составляет 1471.

В настоящее время прием налогоплательщиков осуществляется в обособленных подразделениях УФНС России по Кировской области, которые созданы на базе территориальных налоговых органов по экстерриториальному принципу:
  • обособленное подразделение № 1 УФНС России по Кировской области в г. Кирове (ул. Комсомольская) по адресу: 610001, Кировская область, г. Киров, ул. Комсомольская, д.1;
  • обособленное подразделение № 2 УФНС России по Кировской области в г. Кирове (ул. Профсоюзная) по адресу: 610020, Кировская область, г. Киров, ул. Профсоюзная, д.69;
  • обособленное подразделение № 3 УФНС России по Кировской области в г. Кирово-Чепецке по адресу: 613040, Кировская область, г. Кирово-Чепецк, ул. Терещенко, д.15;
  • обособленное подразделение № 4 УФНС России по Кировской области в г. Слободском по адресу: 613152, Кировская область, г. Слободской, пр. Гагарина, д.3;
  • обособленное подразделение № 5 УФНС России по Кировской области в г. Нолинске по адресу: 613440, Кировская область, г. Нолинск, ул. Коммуны, д.13;
  • обособленное подразделение № 6 УФНС России по Кировской области в г. Котельниче по адресу: 612600, Кировская область, г. Котельнич, ул. Карла Маркса, д.8;
  • обособленное подразделение № 7 УФНС России по Кировской области в г. Вятские Поляны по адресу: 612960, Кировская область, г. Вятские Поляны, ул. Ленина, д.135, к.29А;
  • обособленное подразделение № 8 УФНС России по Кировской области в г. Советске по адресу: 613340, Кировская область, г. Советск, ул. Энгельса, д.17;
  • обособленное подразделение № 9 УФНС России по Кировской области в г. Омутнинске по адресу: 612740, Кировская область, г. Омутнинск, ул. Коковихина, д.20;
  • обособленное подразделение № 10 УФНС России по Кировской области в г. Яранске по адресу: 612260, Кировская область, г. Яранск, ул. Северная, д.2;
  •  обособленное подразделение № 11 УФНС России по Кировской области в г. Уржуме по адресу: 613530, Кировская область, г. Уржум, ул. Елкина, д.68;
  •  обособленное подразделение № 12 УФНС России по Кировской области в г. Белая Холуница по адресу: 613200, Кировская область, г. Белая Холуница, ул. Глазырина, д.4;
  • обособленное подразделение № 13 УФНС России по Кировской области в г. Лузе по адресу: 613980, Кировская область, г. Луза, ул. Чапаева, д.2.
По состоянию на 01.01.2024 на учете в УФНС России по Кировской области состоит:
  • 25900 юридических лиц
  • 30110 индивидуальных предпринимателей
  • 1395570 физических лиц