ENG

«Диктатура» перекупщиков, или Чем болен лесопромышленный комплекс области

43 Кировская область

Дата публикации: 25.06.2013

Издание: Сайт газеты "Вятский край"
Тема: Налоговые проверки в лесной отрасли
Источник:  http://www.vk-smi.ru/archiv/2013/iyun/094/diktatura-perekupshhikov-ili-chem-bolen-lesopromyishlennyij-kompleks-oblasti.htm

Лес - основное природное богатство региона - стал “головной болью” государственных федеральных органов, силовых структур и органов исполнительной власти. Горько признавать, но лесопромышленный комплекс Кировской области - один из самых неконтролируемых в её экономике. Иными словами, в лесу порядка нет.

Недобросовестная конкуренция, “диктатура” перекупщиков на рынке лесного сырья приводят к тому, что доля лесной отрасли, которая является базовой в экономике региона, в формировании бюджета области остается катастрофически минимальной - менее трех процентов! Из 33 миллиардов рублей, поступивших в бюджет области в 2012 году, лесопромышленный комплекс перечислил всего 800 миллионов, причем основная часть - это налог на доходы физических лиц. А вот задолженность налогоплательщиков этого сектора перед бюджетом достигла 600 миллионов рублей.
 
Лес поделен, и это отнюдь не то деление на арендаторов и госсектор, что должно бы было способствовать контролю за добычей сырья и, соответственно, за денежными потоками при его продаже. В нашей области ведутся незаконные рубки, расчеты между “лесниками” производятся “черным налом”, деньги утекают мимо бюджета. Такое положение дел более чем устраивает “теневых” воротил лесного бизнеса. И неудивительно, что пристальное внимание любых контролирующих госструктур воспринимается подобного рода предпринимателями в штыки.
 
Пытаясь действовать на опережение, многие представители лесного сектора, в отношении которых налоговики и правоохранительные ведомства проводят проверки, пытаются оказать давление на контролирующие органы, используя, в частности, административный ресурс, средства массовой информации, обращаются они за поддержкой и в Вятскую торгово-промышленную палату. Перечень обвинений в адрес, например, сотрудников налоговых органов, стандартен: “душат” бизнес, намеренно затягивают сроки выездных проверок, многократно требуют бухгалтерскую документацию, наносят урон репутации добропорядочных предприятий лесного бизнеса... Силовиков, проводящих оперативные мероприятия, порой даже обвиняют в попытках рейдерского захвата. Цель столь бурной реакции на пристальное внимание контролирующих органов к хозяйственной деятельности отдельных “лесных” организаций также предельно ясна - создать нервозную ситуацию, взбудоражить общество. Пытаясь раздуть миф о госструктурах, “кошмарящих” бизнес, подобные организации отводят себе роль жертв чиновничьего произвола.
 
Но обратимся к цифрам. За 2012 год в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в лесной отрасли, налоговой службой области проведено 12,6 тысячи проверок налоговой отчетности и 65 выездных проверок. По результатам выявленных нарушений дополнительно начислено в бюджетную систему более 120 миллионов рублей. Кроме того, отказано в незаконном возмещении НДС по экспортным поставкам леса на 3 миллиона рублей.
 
Результаты контрольной деятельности говорят сами за себя и демонстрируют массовые факты занижения налоговой базы и нарушения налогового законодательства. А что в “рейтинге” налоговых правонарушений? На первом месте - заявление необоснованных убытков с целью минимизации налогообложения. Далее - неуплата исчисленных налогов, особенно по НДФЛ. Следом - применение “серых” зарплатных схем и просто ведение деятельности без постановки на налоговый учет - так называемый “уход в тень”.
 
К слову, о налоговой нагрузке. Многие представители кировского лесного бизнеса сетуют, что именно непомерная налоговая нагрузка не дает им возможности развивать предприятия и заставляет переходить в плоскость “теневого” бизнеса. Однако факты - вещь упрямая. При том что лес - основной налоговый потенциал региона, в обработке древесины налоговая нагрузка в нашей области ниже, чем по Российской Федерации, и является самой низкой в Приволжском округе - менее 0,3 процента.
В отношении нарушителей налоговой дисциплины контролирующие органы проводят полный комплекс мероприятий, предусмотренных действующим законодательством. В целях сбора доказательной базы идет глубокий анализ хозяйственной деятельности, направляются за­просы контрагентам проверяемых организаций, ведутся опросы должностных лиц и так далее, что зачастую воспринимается проверяемыми налогоплательщиками как “агрессивные методы” и “чиновничий произвол”. Однако проверяющие действуют строго в рамках правового поля, с четким соблюдением порядка и сроков проведения процедур. Их задача - вернуть деньги в бюджет.
Так, например, в ходе проверок налоговым инспекторам порой приходится по крупицам информации восстанавливать бухгалтерский учет и заниматься исчислением не уплаченных в бюджет налогов. Все это в конечном итоге и обуславливает продолжительность выездной налоговой проверки, необходимость опросов и экспертиз. Именно такая ситуация сложилась при проверке хозяйственной деятельности одного из крупных предприятий лесного комплекса Даровского района - “Стройлес”. Организация активно занимается производством и реализацией лесоматериалов, однако фактически не ведет первичный бухгалтерский учет по данным операциям. Предприятие, в свою очередь, пытается обвинить сотрудников инспекции в предвзятости и искусственном затягивании сроков проверок. При этом налоговая нагрузка по предприятию в 2012 году была вдвое меньше среднеотраслевой по области.
 
Руководитель УФНС России по Кировской области Александр Зудин неоднократно заявлял в прессе и на межведомственных совещаниях: налоговая служба открыта и готова к диалогу, обсуждению проблем с представителями лесной отрасли. Но - с налогоплательщиками, честно исполняющими свой конституционный долг по уплате налогов и осуществляющими свою деятельность в рамках правового поля. Что касается “черных лесников”, работающих без регистрации, или предприятий, тесно взаимодействующих с “теневиками” и фирмами-однодневками, наносящими колоссальный ущерб бюджету, то в отношении них будет продолжаться жесткая и планомерная работа, в результате которой в бюджет должен вернуться каждый не уплаченный “лесной” рубль.
 
Назрела острая необходимость навести порядок в лесной отрасли. Серьезным препятствием является полное отсутствие на сегодняшний день учета фактического объема вырубленного леса. Информации о субарендаторах леса, непосредственно занимающихся заготовкой древесины, у контролирующих органов нет. А ведь именно на этапе рубки леса на корню и появляются у “теневиков” возможности по фальсификации документов и выстраиванию схем по незаконному возмещению НДС из бюджета. Ситуацию нельзя назвать тупиковой, ведь решение проблемы буквально лежит на поверхности: необходимо организовать в области четкий контроль лесопользования в сфере субарендных отношений, разработать формы первичного учета древесины (заготовка, перемещение и реализация), а также формы документов, подтверждающих законность происхождения древесины.
 
Именно с такими предложениями налоговое ведомство обратилось в департамент лесного хозяйства, правительство области, муниципалитеты. Заинтересованность и активная позиция органов власти всех уровней позволит взять под контроль лесной сектор экономики и пресечь безнаказанное разворовывание природного богатства региона, направив финансовые потоки по прямому месту назначения - в областной бюджет, а не в карманы лесных “теневиков”. Насколько быстро будет наведен порядок в лесу, напрямую зависит от политической воли исполнительной власти региона, считают в налоговом органе. Об этом сообщает её пресс-служба.