Налоговые органы при реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) ориентируются на применение риск-ориентированного подхода, который в условиях действующей нормативной базы позволил с 2011 по 2015 год снизить количество проверок с 278 до 173 тысяч или на 38% и одновременно повысить их результативность с 54 до 86 процентов.
Вместе с тем, современный уровень развития технологий позволяет существенно упростить действующий порядок и одновременно повысить его эффективность, причем как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов, о чем свидетельствует мировой опыт.
В целях совершенствования действующего порядка – затратного, трудоемкого и административно неудобного – была предложена идея его реформирования на основе применения современных автоматизированных систем.
Новый закон
^К началу страницы
С 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Закон предусматривает следующие основные положения:
- Передача информации о расчетах через операторов фискальных данных в ФНС России.
- Возможность осуществления всех регистрационных действий с ККТ и иного юридически значимого документооборота по вопросам применения ККТ через личный кабинет на сайте ФНС России.
- Изготовление кассовых чеков и бланков строгой отчетности исключительно кассовыми аппаратами с возможностью их направления в электронной форме на абонентский номер или электронную почту покупателя. Бланк строгой отчетности приравнен к кассовому чеку.
- Применение кассовых аппаратов при оказании услуг, а также плательщиками единого налога на вмененный доход и патента.
- Применение фискального накопителя (аналог электронной контрольной ленты защищенной) с возможностью его самостоятельной замены 1 раз в 3 года плательщиками ЕНВД и патента, а также сферы услуг. Предельные сроки применения фискального накопителя законом не ограничены.
- Техническое обслуживание не обязательно для регистрации кассового аппарата в ФНС России.
- Экспертиза произведенных кассовых аппаратов и технических средств операторов фискальных данных.
- Поэкземплярный учет ФНС России произведенных кассовых аппаратов и фискальных накопителей в форме реестров.
- Возможность применения ККТ в автономном режиме при определенных условиях.
- Новые формы контрольных мероприятий, возможность запроса в банках информации по счетам в ходе оперативных проверок.
- Плавный и поэтапный переход к новому порядку применения ККТ. Так, с 15 июля 2016 года предусмотрена возможность добровольного перехода на новый порядок, с 1 февраля 2017 года регистрация ККТ будет осуществляться только по новому порядку, а с 1 июля 2017 года старый порядок прекратит свое действие. При этом у предприятий сферы услуг, владельцев торговых автоматов, а также лиц, применяющих патент и ЕНВД, то есть для малого бизнеса, который не был обязан применять ККТ, будет еще целый год для перехода на новый порядок, для них он становится обязательным с 1 июля 2018 года.
Основные положения
^К началу страницы
Основные положения предлагаемой системы – это:
- Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных.
- Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ.
- Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок.
- Вовлечение покупателей в гражданский контроль.
Для апробирования предлагаемой технологии был проведен эксперимент в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014 - 2015 годах эксперимента …» с применением технологии передачи информации о расчетах в адрес налоговых органов.
Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации.
Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области.
Эксперимент показал как финансовую эффективность технологии передачи информации о расчетах для организаций и индивидуальных предпринимателей при переходе на предлагаемый порядок применения ККТ, так и удобство применения такой технологии. При этом доказаны технические возможности эксплуатации технологии передачи информации о расчетах.
В эксперименте принимали участие налогоплательщики различного вида и масштаба деятельности: как крупные розничные сети, так и индивидуальные предприниматели. При этом наравне с налогоплательщиками, обязанными применять ККТ, в эксперименте приняли участие налогоплательщики, которые не обязаны применять ККТ, например работающие в сфере оказания услуг.
Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года.
На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.
Какие же преимущества дает новая технология? В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:
- снизить ежегодные расходы на ККТ;
- получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
- иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
- применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
- избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
- работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
- получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
- самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.
С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.
Часто задаваемые вопросы
^К началу страницы
Форум
^К началу страницы
Перейти
Форум по новому порядку применения контрольно-кассовой техники
Реестры
^К началу страницы
Перейти
Сервис проверки изготовленных экземпляров фискальных накопителей
Информация ниже зависит от вашего региона (43 Кировская область)
Ваш регион был определен автоматически. Вы всегда можете сменить его, воспользовавшись переключателем в верхнем левом углу страницы.
Список ответственных сотрудников налоговых инспекций Кировской области по вопросам информирования и проведения разъяснительной работы среди налогоплательщиков о новом порядке применения контрольно-кассовой техники:
№ п/п | Наименование налоговой инспекции | Ф.И.О. лица, ответственного за информирование | Наименование отдела | Номер контактного телефона |
1 | Межрайонная ИФНС России №1 по Кировской области | Рудин Дмитрий Альбертович | Отдел учета и работы с налогоплательщиками | +7(83346) 2-11-91 |
2 | Межрайонная ИФНС России №2 по Кировской области | Плясов Владимир Михайлович Кошурникова Татьяна Ильинична | Отдел учета и работы с налогоплательщиками | +7(83364) 4-12-31 +7(83364) 4-22-52 |
| Межрайонная ИФНС России №3 по Кировской области | Рощупкина Светлана Анатольевна | Отдел учета и работы с налогоплательщиками | +7(83352) 2-41-31 |
4 | Межрайонная ИФНС России №4 по Кировской области | Бахмутов Александр Васильевич | Отдел учета и работы с налогоплательщиками | +7(83334) 2-40-95 |
5 | Межрайонная ИФНС России №5 по Кировской области | Кислицына Светлана Викторовна Швецова Любовь Павловна | Отдел учета и работы с налогоплательщиками | +7(83367) 2-20-98 +7(83367) 2-20-98 |
6 | Межрайонная ИФНС России №7 по Кировской области | Широков Павел Геннадьевич Маслов Евгений Николаевич Бельтюкова Марина Викторовна | Отдел учета и работы с налогоплательщиками Отдел выездных проверок Отдел выездных проверок | +7(83361) 4-61-80 +7(83361) 4-30-37 +7(83361) 4-30-37 |
| Межрайонная ИФНС России №8 по Кировской области | Мосеев Юрий Аркадьевич | Отдел учета и работы с налогоплательщиками | +7(83342) 4-00-98 |
8 | Межрайонная ИФНС России №10 по Кировской области | Караваева Ольга Владимировна Телегина Екатерина Владимировна | Отдел учета и работы с налогоплательщиками | +7(83368) 2-14-84 +7(83368) 2-14-84 |
9 | Межрайонная ИФНС России №11 по Кировской области | Тасаев Роман Николаевич | Отдел учета и работы с налогоплательщиками | +7(83375) 2-34-61 |
10 | Межрайонная ИФНС России №12 по Кировской области | Корчёмкина Марина Германовна
| Отдел учета и работы с налогоплательщиками | +7(83363) 2-23-06
|
| Межрайонная ИФНС России №13 по Кировской области | Шуклин Дмитрий Николаевич
| Отдел учета и работы с налогоплательщиками | +7(83362) 4-52-27
|
12 | ИФНС России России по городу Кирову | Бехтерев Николай Александрович Колупаев Олег Юрьевич Мешкова Наталия Александровна
| Отдел оперативного контроля | +7(8332) 48-81-11 +7(8332) 48-89-90 +7(8332) 48-79-93
|
Перечень ЦТО ККТ, расположенных на территории Кировской области