ENG

Письмо от 28.06.2012 № ЕД-4-3/10308@

Письмо ФНС России от 25.06.2012 № ЕД-4-3/10308@ «О налогообложении расходов, возникающих в связи с приобретением неисключительного права пользования товарным знаком»

Номер: ЕД-4-3/10308@
Дата письма: 28.06.2012
Дата публикации: 28.06.2012
Категория (тематика) письма: Налог на прибыль организаций
Теги: Статья 264 НК РФ


Вопрос:
Может ли организация учесть в составе расходов для целей налогообложения прибыли затраты на проведение рекламных компаний с использованием товарного знака, в отношении которого организация обладает неисключительным правом.


Ответ:
Федеральная налоговая служба
письмо
25.06.2012 № ЕД-4-3/10308@

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2012 № 03-03-10/60 по вопросу налогообложения расходов, возникающих в связи с приобретением неисключительного права пользования товарным знаком.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов, а также до налогоплательщиков.


Советник государственной гражданской
службы  Российской Федерации 2 класса  
Д.В. Егоров


Министерство финансов Российской Федерации
письмо
04.06.2012 № 03-03-10/60

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения расходов, возникающих в связи с приобретением неисключительного права пользования товарным знаком, и сообщает следующее.

На основании пункта 1 статьи 1489 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на товарный знак (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования товарного знака в определенных договором пределах с указанием или без указания территории, на которой допускается использование, применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.

Пунктами 1 и 2 статьи 1484 Гражданского кодекса предусмотрено, что под использованием товарного знака следует понимать размещение товарного знака:
- на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию России:
- при выполнении работ, оказании услуг;
- на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
- в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;
- в сети Интернет, в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, а также документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, которая направлена на получение дохода.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, согласно подпункту 37 пункта 1 статьи 264 Кодекса относятся периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности).

Таким образом, расходы организации, связанные с уплатой периодических платежей за право пользования товарным знаком, могут быть учтены в составе налоговой базы по налогу на прибыль, если товарный знак используется лицензиатом в соответствии с положениями статьи 1484 Гражданского кодекса.

В  соответствии  с  пунктом  1 статьи 3 Федерального закона  от 13  марта 2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Федеральный закон № 38-ФЗ) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 Кодекса.

Пунктом 4 статьи 264 Кодекса установлено, что к расходам организации на рекламу в целях главы 25 Кодекса относятся расходы, поименованные в абзацах втором-четвертом пункта  4 статьи 264 Кодекса.

На основании положений абзаца пятого пункта 4 статьи 264 Кодекса расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором-четвертом пункта 4, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса.

Учитывая изложенное, затраты на проведение рекламных кампаний с использованием товарного знака, в отношении которого организация обладает неисключительным правом, могут быть учтены в составе расходов для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия статье 252 Кодекса, а также при соблюдении условий, установленных Федеральным законом № 38-ФЗ.



Директор Департамента
И.В. Трунин