ENG

Подведены текущие итоги реализации в Костромской области всероссийского проекта ФНС России по исключению недобросовестного поведения на рынках и начато проведение контрольных мероприятий на объектах массовой торговли

Дата публикации: 29.04.2021 16:46

Управление Федеральной налоговой службы по Костромской области информирует всех заинтересованных лиц и представителей предпринимательского сообщества о начавшихся со второй половины апреля текущего 2021 года контрольных мероприятиях в отношении субъектов, осуществляющих при продаже товаров (работ, услуг) на рыночных территориях массовой торговли расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

Данные мероприятия проводятся в порядке реализации в Костромской области всероссийского проекта ФНС России «Легализация деятельности рынков» (далее – Проект ФНС России), главной целью которого является увеличение выручки, фиксируемой с применением контрольно-кассовой техники, и, как следствие, повышение роста доходов бюджета за счет сокращения теневого оборота розничных рынков и создание равных, конкурентных условий ведения бизнеса.

По общеустановленному правилу контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчётов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1.2. Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации»,
далее – Федеральный закон № 54-ФЗ).

Все исключения из общеустановленного правила содержатся в статье 2 Федерального закона № 54-ФЗ, в которой среди прочих случаев, при которых законодательно установлено право не применять при расчётах контрольно-кассовую технику, с учётом специфики деятельности или местонахождения организаций и индивидуальных предпринимателей предусмотрены также и определенные случаи, связанные с расчётами, осуществляемыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на иных территориях, отведенных для осуществления торговли.

В тоже время, не во всех случаях при расчётах, осуществляемых на территориях розничных рынков, ярмарок и выставочных комплексов, а также на иных аналогичных территориях массовой торговли, Федеральным законом № 54-ФЗ допускается не применять контрольно-кассовую технику.
Так, согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ применять контрольно-кассовую технику обязаны все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими расчетов на территории розничных рынков, ярмарок и выставочных комплексов, а также на иных аналогичных территориях массовой торговли:
– в случае продажи непродовольственных товаров,
1) включённых в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ
от 14 апреля 2017 года № 698-р, с любого торгового места, в том числе не обеспечивающего показ и сохранность выставленного к продаже товара (даже с открытого прилавка или лотка, расположенных вне крытых помещений);
2) как включённых, так и не включённых в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14 апреля 2017 года № 698-р, с открытых прилавков внутри крытых помещений и с торговых мест, обеспечивающих показ и сохранность выставленного к продаже товара (магазины, павильоны, киоски, палатки, автолавки, автомагазины, автофургоны, помещения контейнерного типа, автомобильные прицепы и полуприцепы и т.п.);

– в случае продажи любых продовольственных товаров, с торговых мест, обеспечивающих показ и сохранность выставленного к продаже товара (магазины, павильоны, киоски, палатки, автолавки, автомагазины, автофургоны, помещения контейнерного типа, автомобильные прицепы и полуприцепы и т.п.).

За нарушение законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники статьей 14.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Исчерпав все предусмотренные на начальных этапах Проекта ФНС России ресурсы при осуществлении с указанными субъектами индивидуальной информационно-разъяснительной работы, конечной целью которой являлось добровольное и в согласованные сроки приведение этими субъектами деятельности в соответствие действующему законодательству Российской Федерации, с наступлением завершающих этапов Проекта ФНС России налоговые органы преступили к осуществлению проверок применения контрольно-кассовой техники исключительно в отношении только тех субъектов, кто, несмотря на проведенную с каждым из них в феврале – марте текущего 2021 года индивидуальную работу, до настоящего времени так и не изменил модель своего поведения.

Для создания предусмотренной Проектом ФНС России целевой налоговой модели рынка в Костромской области изначально были отобраны 12 площадок массовой торговли, где на арендованных торговых местах осуществляется торгово-закупочная деятельность по принципу розничных рынков, т.е. продажа товаров осуществляется на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи цен.

По итогам периодически проводимых инвентаризаций перечисленных торговых площадок на первых этапах Проекта ФНС России обследовано порядка 670 торговых мест, выявлено более 160 хозяйствующих субъектов, осуществляющих расчеты без применения контрольно-кассовой техники в установленных законодательством случаях, а также более 30 лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без соответствующей государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.
С каждым из таких организаторов торговли неоднократно проведена персональная работа по разъяснению норм действующего законодательства Российской Федерации и предусмотренной административной ответственности за их не соблюдение, а также о возможностях и преимуществах использования организациями и индивидуальными предпринимателями «онлайн-касс» для осуществления расчетов при ведении и развитии бизнеса.

Несмотря на предупредительные меры, предпринятые налоговыми органами в ходе индивидуальной информационно-разъяснительной работы с арендаторами и арендодателями торговых мест инвентаризируемых торговых площадок, по состоянию на 20.04.2021 деятельность с нарушением требований законодательства Российской Федерации на рыночных территориях массовой торговли по-прежнему осуществляют 112 субъектов (101 – без применения контрольно-кассовой техники в предусмотренных федеральным законодательством случаях и 11 – без государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Проведение в отношении указанных субъектов предусмотренных на завершающих этапах Проекта ФНС России контрольных мероприятий планируется завершить до начала 3 квартала текущего 2021 года.