ENG

Письмо от 23.08.2023 № СД-4-21/10771@

Об основаниях освобождения организаций, являющихся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в части объектов незавершенного строительства)

Номер: СД-4-21/10771@
Дата письма: 23.08.2023
Дата публикации: 25.08.2023
Категория (тематика) письма: Налог на имущество организаций
Теги: Статья 346.1 НК РФ


Вопрос: Об основаниях освобождения организаций, являющихся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в части объектов незавершенного строительства)

Ответ:

В связи с поступающими в ФНС России обращениями (в т.ч. письмо УФНС России по Краснодарскому краю от 26.07.2023 № 22-32/20286@) по вопросу об основаниях освобождения организаций, являющихся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в части объектов незавершенного строительства) информируем. 

Учитывая полномочия Минфина России, предусмотренные пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), по разъяснению вопросов применения законодательства о налогах, а также обязанность налоговых органов руководствоваться указанными разъяснениями (подпункт 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса), по вышеуказанному вопросу для получения разъяснений Минфина России направлена следующая позиция ФНС России.

В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество организаций (в части имущества, используемого при производстве сельскохозяйственной продукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).

Исходя из абзаца первого пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты незавершенного строительства относятся к недвижимому имуществу.

В свою очередь, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), являются объектами капитального строительства (пункт 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, далее – Градостроительный кодекс).

На основании части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса эксплуатация относящихся к объектам капитального строительства зданий и сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией.

При этом, согласно части 2 статьи 55.24 Градостроительного кодекса, эксплуатация построенного здания, сооружения допускается после получения застройщиком разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 55.24 Градостроительного кодекса), а также акта, разрешающего эксплуатацию здания, сооружения, в случаях, предусмотренных федеральными законами.

В случае, если для строительства объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, эксплуатация таких объектов допускается после окончания их строительства (часть 3 статьи 55.24 Градостроительного кодекса).

Вышеперечисленные нормы Градостроительного кодекса не допускают эксплуатацию объектов капитального строительства, строительство которых не завершено.

Указанное, по мнению ФНС России, исключает распространение условий освобождения от налогообложения налогом на имущество организаций, предусмотренных абзацем первым пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса, на объекты незавершённого строительства, использование которых (в т.ч. при производстве, переработке, реализации сельскохозяйственной продукции, оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями) до завершения их строительства не предусмотрено главой 6.2 «Эксплуатация задний, сооружений» Градостроительного кодекса.

Данная позиция поддержана Департаментом налоговой политики Минфина России (письмо от 22.08.2023 № 03-05-04-01/79581, копия прилагается).

Просим довести информацию до сотрудников налоговых органов, осуществляющих контроль за полнотой уплаты налога на имущество организаций.

Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.




Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
Д.С.Сатин