РУС ENG

Арбитражная практика по налоговым спорам: Применение Обществом ставки 18 процентов по НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказанных по договорам, заключенным с обществами при организации международной перевозки, неправомерно, поскольку такие услуги подлежат налогообложению НДС по ставке 0 процентов

Дата публикации: 14.04.2016 17:30 (архив)

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5 - 6 названной статьи установлены требования, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов.

Счета-фактуры, содержащие ненадлежащую налоговую ставку, не соответствуют требованиям подпункта 10 пункта 5 статьи 169 НК РФ. В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации услуг по международной перевозке товаров. Под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налоговая ставка 0 процентов применяется при реализации услуг по международной перевозке товаров, а также, в частности, транспортно- экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.

При толковании указанных норм судам необходимо учитывать, что оказание таких услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей) само по себе не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми участвовавшими в оказании услуг лицами.

В связи с этим налоговую ставку 0 процентов применяют также перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы первый - второй подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ), лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац пятый подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ).

При этом по смыслу положений данного подпункта его действие распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.

Суды установили, что Общество заключило с финскими покупателями контракты на поставку пиломатериалов.

По условиям контрактов в обязанности Общества входила доставка реализуемых на экспорт пиломатериалов в порт Санкт-Петербурга, транспортные расходы до порта несло Общество, аренду судов оплачивал иностранный покупатель.

В целях доставки товара в порт Санкт-Петербурга Общество заключило договоры с компаниями, по условиям которых экспедиторы обязались выполнить или организовать выполнение с привлечением третьих лиц (транспортных компаний, индивидуальных предпринимателей - перевозчиков) транспортно-экспедиционных услуг/работ, связанных с перевозкой грузов автомобильным транспортом на территории Российской Федерации.

В соответствии с условиями заключенных договоров в обязанности экспедиторов входила организация доставки пустых контейнеров с терминала в Санкт-Петербурге на территорию завода в пгт. Важины и перевозка контейнеров с территории завода в порт Санкт-Петербурга для дальнейшей погрузки на судно, порт назначения которого находится на территории иностранного государства. Таможенное оформление груза осуществлялось при погрузке контейнеров в пгт. Важины.

За оказанные услуги экспедиторы выставили Обществу счета – фактуры, в которых указали ставку НДС 18 процентов. Данные суммы предъявлены Обществом к вычету.

Суд первой инстанции, установив, что порт Санкт-Петербурга являлся промежуточным пунктом следования товаров при их международной перевозке, пункт доставки товаров расположен за пределами Российской Федерации, пришел к выводу о том, что услуги, оказанные Обществу в соответствии с подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, подлежат налогообложению НДС по ставке 0 процентов, в связи с чем счета-фактуры с налоговой ставкой, не соответствующей подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, не отвечают требованиям Налогового кодекса Российской Федерации и не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету.

Суд кассационной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае порт Санкт-Петербурга являлся промежуточным пунктом следования экспортных товаров при их международной перевозке с перегрузкой товара с одного вида транспорта на другой; пункт доставки товаров расположен за пределами Российской Федерации.

В декларациях на товары стоят штампы Санкт-Петербургской и Балтийской таможен «выпуск разрешен» и «товар вывезен», свидетельствующие о вывозе товаров за пределы Российской Федерации.

Кассационный суд приходит к выводу, что представленные в дело документы подтверждают оказание Обществу транспортно-экспедиторских услуг при международной перевозке грузов, подлежащих обложению НДС по ставке 0 процентов.  (Постановление Арбитражного суда северо-Западного округа от 14.04.2016 по делу А56-51251/2015).