ENG

Арбитражная практика: Если работы (услуги), оказываемые российской организацией в российском порту в отношении перемещаемых через границу Российской Федерации товаров, не относятся к работам (услугам), предусмотренным пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ, то операции по реализации таких работ (услуг) подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18% на основании п. 3 ст. 164 НК РФ.

Дата публикации: 26.07.2016 16:00 (архив)

Из положений Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту следует, что взвешивание не входит в понятие перевалки, а является иной отдельной услугой.

В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что в проверяемом периоде Общество оказывало услуги на основании договора перевалки экспортного груза (чугун).

По данным договорам Общество (Оператор) по заданию Заказчика принимает на себя обязательства по перегрузке экспортного груза с наземных видов транспорта на суда (включая погрузку, выгрузку, маркировку, сортировку, упаковку, перемещение в границах морского порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарирование), хранению грузов, документальному оформлению грузов и выполнению иных, связанных с перегрузкой и хранением, работ и услуг в соответствии с условиями договора.

К иным услугам отнесена услуга проверки массы груза с предоставлением ж.д. весов «Оператора» для взвешивания груженных/порожних ж.д. вагонов.

По мнению налогового органа, Общество в проверяемом периоде оказывало услуги по перевалке грузов, а также выполняло (оказывало) иные работы (услуги) в соответствии с условиями заключенных Обществом договоров. Помимо услуг по перевалке грузов Общество оказывало дополнительные услуги по проверке массы груза путем взвешивания железнодорожных вагонов. О дополнительном характере услуг по проверке массы груза свидетельствует, в частности, то обстоятельство, что данные услуги оплачивались отдельно от услуг перевалки, по заранее оговоренному сторонами тарифу (ставке). В отношении данных услуг Общество необоснованно применяло налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость в размере 0 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в силу пункта 1 статьи 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.

До 01.01.2011 в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ содержалось положение о применении ставки 0% в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории России или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.

С 01.01.2011 подпункт 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ  утратил силу, и вместо него установлен перечень работ (услуг), связанных с экспортом, облагаемым налогом на добавленную стоимость по ставке 0%, разделенный на несколько подгрупп, для каждой из которых предусмотрен подробный перечень документов, обосновывающих право на применение ставки 0%.

Согласно подпункту 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ ставка налога на добавленную стоимость 0% применяется в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах, по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации.

Данный подпункт не содержит понятия «перевалки», поэтому необходимо руководствоваться по аналогии иными нормами налогового законодательства, регулирующего однородные правоотношения - абзацем 4 подпункта 2.2 пункта 1 названной статьи. Для целей применения ставки 0% под перевалкой понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта, технологическое накопление грузов, приведение грузов в транспортабельное состояние, их крепление и сепарация.

Соответственно, если иные работы (услуги), оказываемые российской организацией в российском порту в отношении перемещаемых через границу Российской Федерации товаров, не относятся к работам (услугам), предусмотренным пп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ , то операции по реализации таких работ (услуг) подлежат налогообложению НДС по ставке в размере 18% на основании п. 3 ст. 164 НК РФ.

Таким образом, оказанные Заявителем услуги по проверке массы груза путем взвешивания, не предусмотрены подпунктом 2.5 пункта 1 статьи 164 НК РФ1 статьи, не включены в перечень, установленный подпунктом 2.2 пункта 1 статьи 164 НК РФ , который является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. Данные услуги не относятся к услугам по перевалке и не являются их составной частью, не оказываются по договорам, поименованным в пункте 1 статьи 164 НК . Операции по реализации таких работ (услуг) подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18%.

В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что проверка массы груза путем взвешивания является составной частью технологического процесса «погрузки», «выгрузки», что закреплено во Временной технологической инструкции перегрузки чугуна в чушках навалом.

Данный довод является несостоятельным в связи с тем, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена зависимость применения налоговых ставок при реализации товаров, работ, услуг от выполнения внутренних технологических инструкций налогоплательщиков.

При рассмотрении спора апелляционная инстанция принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 5 статьи 21 Закона о морских портах, в случае, если договором перевалки груза на оператора морского терминала возложена обязанность принять груз от перевозчика и (или) сдать груз перевозчику для продолжения перевозки груза, перевозчик при наличии договора перевозки груза обеспечивает сдачу груза оператору морского терминала и (или) прием груза от оператора морского терминала с проверкой его состояния посредством внешнего осмотра, а также с проверкой массы груза и количества его мест.

Данная норма устанавливает, что обязанность проверки массы груза при его сдаче Оператору морского терминала, в роли которого в данном случае выступает Общество, возлагается именно на перевозчика груза, а не на Оператора морского терминала.

Также в соответствии с пунктами 13, 14, 15 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, утвержденных Приказом Минтранса России от 09.07.2014 N 182, по договору перевалки груза оператором морского терминала может осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах морского порта, технологическое накопление грузов. Договором перевалки груза может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ. В рамках договора перевалки груза оператор морского терминала оказывает следующие услуги: маркировку, сортировку, упаковку груза; приведение груза в транспортабельное состояние (при отсутствии повреждений); крепление и сепарацию грузов. По дополнительным заявкам заказчика оператор морского терминала может оказывать на возмездной основе иные услуги, не входящие в договор перевалки груза, в том числе взвешивание.

Из вышеуказанных положений Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту следует, что взвешивание не входит в понятие перевалки, а является иной отдельной услугой.

Заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что проверка массы груза путем взвешивания, является, кроме того, составной частью технологического процесса «технологическое накопление грузов».

Данный довод отклоняется апелляционным судом.

Под технологическим накоплением в Федеральном законе от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о морских портах) понимается формирование партий грузов в ожидании подачи транспортных средств, осуществляемое при перевалке грузов (пункт 10 статьи 4 Закона).

В соответствии с условиями договоров перевалки груза Оператор принимает/передает навалочные грузы «Заказчика» по весу, указанному в товаротранспортном документе. Из текста заявок «Заказчика» видно, какой груз и в каком количестве подлежит приему и дальнейшей перевалке на судно. Помимо того, что вес груза указан «Грузоотправителем» в товаротранспортных документах, он также задекларирован собственником груза в грузовой таможенной декларации и не подлежит изменению.

При таких обстоятельствах взвешивание железнодорожных вагонов при приеме Обществом груза от перевозчика не может рассматриваться как составная часть процесса технологического накопления грузов.

Довод Заявителя о необходимости проверки массы груза в связи с требованиями безопасности при перевалке и накоплении груза отклоняются апелляционным судом, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о том, что соответствующие услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0%.

(Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2016 по делу №А56- 69019/2015)