ENG

18 ноября на телеканале ГТРК " Липецк" в передаче «Вести. Экономика» прошло интервью руководителя УФНС России по Липецкой области Е.В. Макаровой

Дата публикации: 20.11.2012 08:03 (архив)

Эффективность и успешность работы налоговых органов оценивается, прежде всего, по количественным показателям. Екатерина Викторовна, с какими результатами налоговики подошли к своему профессиональному празднику. Уже можно подвести итоги работы налоговых органов Липецкой области за 10 месяцев 2012 г.?

Важнейшая задача налоговой службы - обеспечить уровень доходов, предусмотренных законом о федеральном бюджете и законами о консолидированных бюджетах регионов.

Наша область продолжает демонстрировать устойчивые темпы экономического развития. Так, за 9 месяцев 2012 года индекс промышленного производства составил в регионе 113,6%, оборот розничной торговли – 107,5%, реальные располагаемые денежные доходы возросли на 110,2 процента. Стабильная экономическая ситуация способствует сохранению положительной тенденции роста налоговых поступлений.

Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации по Липецкой области, по администрируемым налогоплательщикам, составили за 10 месяцев текущего года 25,5 млрд. рублей, что на 15,9% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года.

В федеральный бюджет мобилизовано 5 млрд. рублей, с темпом роста 141% к 2011 году. Поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Липецкой области, от администрируемых налогоплательщиков, составили 20,5 млрд. рублей, и возросли к прошлому году на 2 млрд. рублей или на 111 процентов.

Всего в бюджет Липецкой области, с учетом крупнейших налогоплательщиков ОАО НЛМК, ЗАО «ИНДЕЗИТ ИНТЕРНЭШНЛ», филиалов и обособленных подразделений, администрируемых Межрегиональными инспекциями ФНС России на федеральном уровне или налоговыми органами других регионов, поступления составили 25,8 млрд. рублей, или 103,2% к уровню 2011 года.

Наибольшее снижение поступлений в территориальный бюджет на 17% допущено ОАО НЛМК, которое с 1 января 2012 года является ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, куда вошли еще 5 организаций Липецкой области.

Основными источниками формирования доходов территориального бюджета остаются налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Удельный вес этих налогов в общем объёме поступлений составляет соответственно 37 и 30 процентов.

НДФЛ поступило за 10 месяцев 2011 года в сумме 9,6 млрд. руб., рост к соответствующему периоду прошлого года составил 111 процентов.

Поступления налога на прибыль в территориальный бюджет за 10 месяцев 2012 года составили 7,9 млрд. руб., что на 2 млрд. руб., или на 20 % меньше, чем за 10 месяцев 2011 года. ОАО НЛМК уменьшило поступления по налогу на прибыль организаций на 40%, объясняя это снижением прибыли от продаж, а также отсутствием сделок, аналогичных осуществленной в 2011 году по продаже ООО «Независимая транспортная компания».

Совокупная задолженность по сравнению с началом года уменьшилась более чем на 100 млн.рублей или на 5 процентов.

В области сохраняется тренд на увеличение сумм требований по спорам, рассмотренных судами в пользу налоговых органов. Удельный вес сумм требований, рассмотренных в пользу налоговиков, составил за 9 месяцев текущего года 85 процентов.

1 ноября истек срок уплаты имущественных налогов для физических лиц за прошлый год. Какие подготовительные мероприятия проведены налоговой службой, чтобы налогоплательщики смогли выполнить свою конституционную обязанность?

У налоговых органов появились новые инструменты, позволяющие упростить администрирование, обеспечить более комфортные условия для налогоплательщиков и повысить устойчивость доходов бюджетной системы РФ. Соответствующая инициатива Федеральной налоговой службы была поддержана и на основании изменений, внесенных в Налоговый кодекс, с 2011 года отменены авансовые платежи по имущественным налогам для физических лиц. Кроме того, были объединены сроки уплаты по трем налогам - на имущество физических лиц, земельному и транспортному налогам. Теперь граждане их будут уплачивать один раз в год - за 2011 год не позднее 1 ноября 2012 года, то есть не авансом, как было раньше, а по факту пользования имуществом.

В результате у налоговых органов появилась возможность с помощью единого налогового уведомления единовременно информировать каждого налогоплательщика обо всех его обязательствах перед бюджетом.

Налоговое уведомление по новой форме налогоплательщики получили в текущем году по обязательствам за 2011 год одновременно с платежными документами по каждому налогу, так как транспортный налог зачисляется в региональный бюджет, а земельный налог и налог на имущество физлиц - в местные бюджеты.

Если в едином уведомлении будут содержаться недостоверные данные, налогоплательщики смогут сообщить об этом, направив в инспекцию заявление или по почте или в электронном виде через Интернет. Форма такого заявления прилагается к отрывному корешку к единому налоговому уведомлению. После получения заявления инспекторы самостоятельно сделают запрос в ГИБДД или Росреестр для сверки данных и выяснят причину ошибки.

- Руководитель вашей Службы М.В. Мишустин не раз заявлял о важности сокращения личных контактов между налогоплательщиком и инспектором, о развитии электронного взаимодействия. Эта инициатива активно обсуждалась в СМИ и получила положительные отклики экспертов. Что сейчас делается в этом направлении?

Данная задача решается за счет реализации интерактивных услуг и одновременно повышения качества очного обслуживания. Хочется отметить, что уже сейчас для получения целого ряда услуг налогоплательщику не приходится тратить время и лично обращаться в инспекцию- достаточно воспользоваться сайтом ФНС России. На сайте налоговой службы регулярно обновляются интерактивные сервисы. На данный момент для налогоплательщиков уже доступны 32 онлайн-сервиса.

Наибольшей популярностью у налогоплательщиков пользуются сервисы «Узнай свой ИНН», «Адрес вашей инспекции», «Проверь себя и контрагента», Например, с помощью сервиса «Узнай свою задолженность», гражданами Липецкой области за 10 месяцев 2012 года сформировано 23476 платежных документов по оплате задолженности на сумму 31,5 млн. рублей, а с использованием «СбербанкОнл@йн» в текущем году оплачено 1909 платёжных документов на сумму 1,2 млн. рублей.

В этом году Служба запустила целый ряд новых сервисов: «Часто задаваемые вопросы», «Имущественные налоги: ставки и льготы», «Сроки направления налоговых уведомлений». С мая текущего года запущен масштабный пилотный проект по созданию электронного сервиса «Онлайн-запись на прием в инспекцию», в котором сегодня участвуют налоговые инспекции 5 регионов, в том числе и Липецкая область. Данный сервис позволяет налогоплательщику спланировать заранее свой визит в налоговую службу. Так, за период работы, с 5 мая 2012 года, на прием к налоговым инспекторам Липецкой области через Интернет уже записалось более двух тысяч налогоплательщиков, в том числе 1135 физических лиц. За 6 месяцев работы этого сервиса уже 1941 налогоплательщик посетил налоговые инспекции по предварительной записи.

Важным этапом в развитии электронных услуг стал запуск в промышленную эксплуатацию на всей территории страны сервиса «Подача электронных документов на государственную регистрацию». С его помощью юридические лица и индивидуальные предприниматели могут пройти процедуру регистрации с подготовкой документов в электронном виде и с использованием электронной цифровой подписи, не посещая налоговую инспекцию.

- Екатерина Викторовна, сервис "Личный кабинет налогоплательщика физических лиц" стал в определенной степени знаковым проектом Федеральной налоговой службы. Как этим сервисом смогут воспользоваться налогоплательщики, и какие услуги они смогут получить с его помощью?

В целях расширения спектра и повышения качества государственных услуг ФНС России с декабря 2009 г. начала предоставлять государственную услугу по информированию налогоплательщиков - физических лиц о суммах задолженности с использованием Интернета централизованно в масштабах России. Был введен в действие сервис "Личный кабинет налогоплательщика" (его I этап - "Узнай свою задолженность"). Данный сервис позволял налогоплательщикам - физическим лицам получить информацию о наличии или отсутствии задолженности перед бюджетом по имущественным налогам и НДФЛ, а также автоматически сформировать платежный документ, и осуществить платеж в кассе кредитного учреждения или через Интернет с помощью «Онлайн сервиса».

С 1 октября 2012 года на территории всей России заработала обновленная версия электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц». Данный интернет-сервис позволяет гражданам реализовать возможность просмотра актуальной информации о суммах начисленных и уплаченных налогов, об объектах движимого и недвижимого имущества, позволяет контролировать состояние расчетов с бюджетом, самостоятельно формировать и распечатывать налоговые уведомления и квитанции на уплату налоговых платежей, получать данные по расчету суммы задолженности, а также обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию.

В связи с тем, что информация, полученная с использованием интернет-сервиса, составляет в соответствии с п. 1 ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну и не подлежит разглашению третьим лицам, налоговыми органами предусмотрен порядок регистрации для получения доступа к сервису, исключающий возможность обращения к данным налогоплательщика третьих лиц. Поэтому, в целях безопасности в дальнейшем, для регистрации на указанном интернет-сервисе, необходимо обратиться лично в налоговую инспекцию для получения логина и пароля.

- В начале июня этого года на улицах Липецка появились рекламные баннеры, по телевидению крутился рекламный ролик ««Серая» зарплата- отсутствие социальных гарантий», напоминающий о проблемах выплаты серых зарплат. Расскажите поподробнее, чем было вызвано проведение такой акции?

Проблема выплаты заработной платы в «конвертах», действительно, сегодня приобретает глобальные масштабы. "Теневой", или "серой", заработной платой налоговые органы называют выплаты работникам, не учитываемые при налогообложении, - это неофициальная заработная плата, выдаваемая "в конвертах", страховые премии и аннуитеты, выплачиваемые через страховые компании, и ряд других форм скрытой заработной платы. Такие схемы позволяют организациям уйти от уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Уклоняясь от уплаты налогов и взносов, организации не только обманывают государство, но и ухудшают социальное обеспечение своих сотрудников. Ведь от размера официальной заработной платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, оплата больничных листов, в том числе по беременности и родам, сумма налоговых вычетов при приобретении сотрудником квартиры или затратах на обучение его детей.

- Каким должен быть уровень зарплаты, чтобы не попасть под внимание налоговых органов?

Функцией налоговых органов является не повышение заработной платы сотрудникам организаций (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), а вывод из тени скрытых форм оплаты труда. И если в организации фактическая заработная плата учитывается полностью при обложении налогом на доходы физических лиц, претензий к такой организации у налоговых органов не будет. Под пристальное внимание налоговых органов подпадают организации и индивидуальные предприниматели с официальной заработной платой сотрудников ниже среднеотраслевого уровня, где, как правило, к такой заработной плате дополнительно выплачиваются не учтенные в налоговой базе, то есть сокрытые от налогообложения, денежные средства.

- Какие методы используют налоговики в работе с недобросовестными работодателями?

Налоговые инспекции области совместно с органами власти, а также другими контролирующими службами, на протяжении ряда лет проводят кампанию по легализации “теневой” заработной платы. Основным инструментом в данной работе является мониторинг всех организаций по выплаченной заработной плате и заслушивание на заседаниях межведомственных комиссий руководителей организаций, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня. Большинство работодателей предпочитают не вступать в спор с участниками комиссий, и сразу после заседания самостоятельно уточняют в сторону увеличения уровень оплаты труда своих работников.

В текущем году на заседаниях межведомственных комиссий заслушано 3034 работодателя, из которых 2329 увеличили заработную плату до среднеотраслевого уровня, что позволило обеспечить дополнительные поступления НДФЛ в размере около 20 млн. рублей. Не все руководители предприятий и индивидуальные предприниматели реагируют на предложения комиссии по увеличению зарплаты и полному перечислению налоговых платежей в бюджет. Такие работодатели – первые кандидаты для проведения выездных налоговых проверок. Налоговые проверки назначаются и по обращениям граждан по выдаче заработной платы "в конвертах". Списки работодателей, не прореагировавших на требования налоговых органов, направляются в инспекцию по труду и в прокуратуру.

- Екатерина Викторовна, что нужно знать и как должен поступить работник, которому работодатель предлагает зарплату «в конверте»?

Во-первых, он должен знать, что не получит в полном объеме отпускные, расчет при увольнении, оплату больничного, исходя из «белой» части заработной платы. Почти полностью лишится социальных гарантий, связанных с сокращением, обучением, рождением ребенка и прочими ситуациями, не получит необходимый кредит в банке, получит минимальную пенсию по старости или инвалидности.

Во-вторых, нужно искать новую работу у добросовестного работодателя. Ведь если работодатель станет испытывать финансовые затруднения, то может просто захотеть расстаться с работником, и работнику практически невозможно будет доказать, что он получал 50 000 рублей, а вовсе не 5 000 рублей, как написано в  трудовом договоре.

И, в-третьих, налоговики советуют работникам, получившим доходы, с которых не был удержан работодателем налог на доходы физических лиц, задекларировать такой доход и самостоятельно произвести уплату налога в срок, установленный НК РФ. При этом напоминаю, что статьей 198 УК РФ установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физических лиц.

- Екатерина Викторовна, каковы последствия выплаты «серой» заработной платы для работодателей?

Я уже отметила, что в отношении работодателей, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня по виду экономической деятельности, может быть назначена выездная налоговая проверка, в ходе которой будут начислены не только налоги, а также пени и штрафы. Руководителю организации и главному бухгалтеру, оформлявшим первичные документы бухучета с нарушениями, может быть предъявлена ст.199 УК РФ - уклонение от уплаты налогов и сборов с организации.

Решение же проблемы выплаты «серых» зарплат видится не в поиске виновных и их наказании, а в осознании социальной значимости данного вопроса.

- Екатерина Викторовна, а как в дальнейшем будет меняться налоговая политика?

В последнее время изменения, вносимые в налоговое законодательство, в основном ориентированы на налогоплательщика, направлены на защиту его интересов, на создание для него более комфортных условий. Одновременно по многим позициям были ограничены права налоговых органов. Это касается количества и сроков проведения выездных налоговых проверок, истребования документов и др.

Можно сказать, что сегодня российское налоговое законодательство является одним из самых либеральных в мире. Поэтому сейчас нам приходится искать пути, думать, как работать в новых условиях, не снижая результативности. И конечно, такие внешние изменения условий работы требуют проведения некоторых внутренних изменений.

Реалии сегодняшнего дня требуют совершенствования технологий, процедур и условий налогового администрирования. Этому мешает, во-первых, значительное количество операций, которые выполняются вручную. Во-вторых, устаревшая архитектура системы электронной обработки данных (ЭОД), что не позволяет оперативно обрабатывать сведения, поступающие в налоговые органы, и обеспечивать качественную работу инспекций на местах. А в-третьих, значительный объем обрабатываемых документов на бумажном носителе.

Для сокращения издержек на налоговое администрирование, повышения его качества и исключения основы для коррупционной составляющей работы налоговиков нужно развивать автоматизированные процессы администрирования и бесконтактные способы взаимодействия с налогоплательщиками.

Что касается новых тенденций в налоговом администрировании, то здесь налогоплательщики видят перспективу в сближении правил бухгалтерского и налогового учета, снижении затрат на подготовку налоговой отчетности. 

Особое внимание - консолидированным группам налогоплательщиков. На текущий момент в России зарегистрировано 11 таких групп, в том числе и ОАО НЛМК. Это в основном крупнейшие налогоплательщики нефтегазовой и металлургической отраслей. Для них разработана и утверждена новая налоговая декларация по налогу на прибыль, разъяснен порядок регистрации договоров о создании группы, проведены совещания со специалистами курирующих их налоговых инспекций и центрального аппарата, создана специальная подрубрика на сайте Службы (www. nalog.ru).

Приоритетным направлением для ФНС России по-прежнему остается создание наиболее благоприятной среды для исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств. И это мировой тренд. Основной принцип таков: интенсивность мероприятий налогового контроля обратно пропорциональна готовности и способности налогоплательщика добровольно соблюдать требования налогового законодательства. Для участников таких программ последующий налоговый контроль заменяется системой предварительного урегулирования спорных вопросов в рамках доверительного и профессионального общения с представителями налогового органа на этапе подготовки налоговой отчетности.

По мнению нашего руководителя М.В. Мишустина, Федеральная налоговая служба еще никогда не была так открыта к диалогу с налогоплательщиками, как сейчас, и потому он призывает активно использовать все возможности для конструктивного общения, включая возможность прямого обращения с официального сайта ведомства.

- Екатерина Викторовна, спасибо за интересную беседу. Еще раз поздравляем вас и всех ваших коллег с наступающим праздником и желаем всего самого хорошего и удачи во всем!

- Спасибо. Присоединяюсь к поздравлениям и хочу поблагодарить коллег за то, что они с честью выполняют свой профессиональный долг и достойно защищают экономические интересы государства.