ENG

ОЭСР пересмотрела рекомендации по трансфертному ценообразованию

Дата публикации: 09.10.2015 15:35 (архив)

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в рамках проекта по реформированию международной системы налогообложения, также известного как План противодействия размыванию налогооблагаемой базы и переводу прибылей (Base Erosion and Profit Shifting – BEPS), завершила работу по пересмотру рекомендаций по трансфертному ценообразованию.

В ходе интернет-трансляции пресс-конференции Паскаль Сен-Аман (Pascal Saint-Amans), директор Центра налоговой политики и администрирования при ОЭСР, представил Доклад «Согласование результатов трансфертного ценообразования с созданием стоимости» («Aligning Transfer Pricing Outcomes with Value Creation, Actions 8-10 – 2015, Final Reports»).

Доклад предусматривает внесение изменений в Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций (OECD Transfer Pricing Guidelines for MNEs and tax administrations), суть которых заключается в смещении акцентов при проведении анализа трансфертного ценообразования к доктрине «приоритета существа над формой» (substance over form).

Цель изменений следует из названия Доклада и отражает руководящий принцип, заданный главами государств и правительств «Группы двадцати» на саммите в Санкт-Петербурге 05-06.09.2013: прибыль должна облагаться там, где создается стоимость.

Изменения, предусмотренные в Докладе, касаются следующих трех пунктов Плана BEPS.

Пункт 8 – распределение прибыли по сделкам, связанным с нематериальными активами.

Изменения направлены на противодействие распределению прибыли от нематериальных активов непропорционально вкладу сторон в создание стоимости нематериальных активов. В частности, в Докладе отмечается:

  • юридический титул собственника сам по себе не является основанием для получения всего дохода (например, роялти) от эксплуатации нематериального актива, но является отправной точкой для анализа;
  • взаимозависимые лица, выполняющие важные для создания стоимости нематериального актива функции (разработка, поддержание, развитие, защита и эксплуатация нематериального актива), должны получать соответствующее вознаграждение, а не только компенсацию расходов, понесенных на продвижение, например, торговой марки на новых рынках, которые, как правило, перекладываются формальным собственником – лицензиаром на лицензиата;
  • вознаграждение взаимозависимым лицам должно включать в себя элемент распределения прибыли (profit sharing element), то есть не только надбавку (mark-up) к расходам, связанным с выполнением указанных функций;
  • взаимозависимые лица, выполняющие функцию финансирования проекта по нематериальным активам и принимающие соответствующие финансовые риски, но не выполняющие других функций, связанных с созданием стоимости нематериального актива, вправе рассчитывать не более чем вознаграждение только в виде премии за риск невозврата (risk-adjusted return on its funding);
  • расширение перечня методов оценки стоимости нематериальных активов (доходов от нематериальных активов), соответствующей принципу «вытянутой руки», за счет техник, применяемых в оценочной деятельности (valuation techniques); допускается применение доходных методов, например, метод дисконтированного денежного потока (Discount Cash Flow - DCF).

Пункт 9 – Распределение прибыли в зависимости от принимаемых сторонами сделки рисков.

Условия договоров не всегда соответствуют фактическим рискам и действиям, осуществляемым сторонами сделки, что необходимо учитывать при анализе трансфертного ценообразования. Кроме того, для целей трансфертного ценообразования налоговые органы вправе игнорировать сделки (действия) при наличии обстоятельств, свидетельствующих о коммерческой иррациональности (commercial irrationality apply).

По мнению ОЭСР, риск считается принятым взаимозависимым лицом, если такое лицо контролирует этот риск. Под контролем риска подразумевается:

  • наличие полномочий и компетенций принимать решения, связанные с управлением риском;
  • наличие финансовых возможностей нести риск (financial capacity).

Например, если лицо, выполняющее функцию внутригруппового финансирования, не контролирует финансовый риск (т.е. cash-boxes companies), то его вознаграждение не может превышать безрисковую ставку доходности.

Пункт 10 – Иные высоко-рисковые сделки.

В рамках указанного пункта ОЭСР сфокусировала работу на разных высоко-рисковых сферах трансфертного ценообразования, в том числе вопросах переквалификации сделок, которые могут быть коммерчески нецелесообразны между независимыми лицами, отдельных типах сделок между взаимозависимыми лицами, направленных на «размывание налогооблагаемой базы» (например, управленческие услуги), а также применении методов.

По инициативе ряда стран, занижение цен по внешнеэкономическим сделкам, предметом которых являются сырьевые товары, было признано одним из основных типов «выплат, направленных на размывание налогооблагаемой базы».

В результате ОЭСР указывает, что для определения цены в соответствии с принципом «вытянутой руки» в сделках с сырьевыми товарами, наиболее применимым является метод сопоставимых рыночных цен. При этом могут использоваться котировки информационно-ценовых агентств.

Для обеспечения сопоставимости анализируемых сделок и котировок требуется проведение обоснованных корректировок, которые бы учитывали предмет сделки, коммерческие условия (количество, период отгрузки, условия доставки, транспортировка, страхование, и т.д.), а также отдельные экономические условия деятельности (например, наличие премии за прямую и немедленную поставку в отношении отдельных видов продукции). Используемая котировка может выбираться на дату заключения сделки (для начала анализа), если это соответствует поведению независимых лиц в сделках и сложившейся деловой практике, или дату исполнения сделки (дату перехода права собственности на товар).

Следует отметить, что не все вопросы, которые требуют пересмотра в Руководстве ОЭСР по трансфертному ценообразованию, нашли отражение в Докладе. По многим другим направлениям работа будет продолжена в 2016 году.

Итоговая редакция пакета BEPS будет представлена на встрече министров финансов стран G20 в г. Лима, Перу.