ENG

Екатерина Макарова: «Концепция налогового контроля меняется»

50 Московская область

Дата публикации: 16.06.2017

Издание: Журнал «Бизнес-Диалог Медиа»
Тема: общество
Источник:  http://www.b-d-m.ru/files/business-dialog-2017-05-24.pdf

Фраза «заплати налоги и спи спокойно» уже прочно вошла в нашу жизнь и стала правилом для большинства. Сегодня любой успешный бизнес строится на честном взаимодействии с налоговыми органами. А на смену тотальным проверкам со стороны последних пришел индивидуальный подход. Как выстраиваются современные отношения между предпринимательством и налоговой службой нам рассказывает Макарова Екатерина Викторовна – руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Московской области.

– В последние годы налоговые органы Подмосковья стабильно обеспечивают рост налоговых поступлений. Екатерина Викторовна, в условиях «ухода» от тотального налогового контроля, чем, по вашему мнению, обусловлена эта тенденция?

– Действительно, несмотря на непростую ситуацию в экономике страны в Подмосковье сохраняется тенденция роста налоговых поступлений. В первом квартале 2017 года от налогоплательщиков области в консолидированный бюджет Российской Федерации мобилизовано более 192 млрд рублей, что на 15,7% выше аналогичного периода 2016 года. В доход консолидированного бюджета Московской области поступило почти 111 миллиардов также с ростом к уровню прошлого года почти на 17%.

При этом могу отметить, что обеспечить рост поступлений без увеличения налоговой нагрузки и административного давления на бизнес стало возможным благодаря не только эффективному налоговому администрированию, но и за счет позитивных тенденций в экономике региона, которая благодаря мерам, принимаемым правительством области, смогла адаптироваться к непростым современным условиям. Результаты работы налоговых органов обеспечиваются не только контрольной составляющей, тем более выездными проверками, наиболее ощутимыми для налогоплательщиков. На первый план выходит задача по развитию аналитических инструментов выявления налоговых правонарушений, стимулирования налогоплательщиков к добровольному исполнению налоговых обязательств и создания для этого оптимальных условий.

– Смена приоритета тотальных проверок на индивидуальный подход к каждому налогоплательщику был оправдан?

– Конечно. Прошло время, когда ориентиром был охват проверками как можно большего числа налогоплательщиков. Изменение концепции налогового контроля обусловлено бурным ростом информационных потоков, новыми технологиями. Доступность «больших данных» в режиме реального времени расширяет возможности для нашей аналитической работы по оценке налоговых обязательств, а также для анализа налоговой базы по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам.

К примеру, с 2015 года налоговые органы используют новый программный комплекс АСК НДС-2. Благодаря централизации процессов контроля удалось максимально автоматизировать и оптимизировать администрирование НДС. Создано Федеральное хранилище данных, где хранится налоговая и бухгалтерская отчетность, информация о начисленных и уплаченных суммах налогов, задолженности, данные из государственных реестров, информация из внешних источников.

Этот комплекс позволяет нам определить всех контрагентов по цепочке – от заявителя налогового вычета по приобретению товара до его производителя. Выявляются разрывы в цепочке хозяйственных операций и, таким образом, пресекаются незаконные схемы уклонения от налогообложения. Если такие налогоплательщики заявляют НДС к возмещению, мы отказываем как в вычетах, так и в возмещении налога.

Более того, обнаружив при сопоставлении сведений о покупках и продажах расхождения в декларациях, мы предлагаем налогоплательщикам самостоятельно уточнить налоговые обязательства. В 2016 году уточненные декларации, уменьшающие ранее исчисленный к возмещению НДС, были представлены более чем на 4 миллиарда.

Так как контролируемые системой вычеты по НДС практически соответствуют расходам по налогу на прибыль, то при корректировке обязательств по НДС увеличиваются и обязательства по налогу на прибыль.

В результате тотальный контроль при камеральных проверках деклараций по НДС имеет место, но ощущают его только недобросовестные компании.

– Все же, Екатерина Викторовна, последствия выездных проверок, которые проводит налоговая служба, – это и крупные штрафы, и уголовные дела. Не мешает ли такой контроль развитию бизнеса, не ухудшается ли при этом деловой климат в регионе?

– Могу сказать, что наши контрольные мероприятия за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства способствуют созданию условий для ведения бизнеса в здоровых конкурентных условиях. А это – один из факторов, определяющих благоприятную деловую среду.

Используя весь спектр аналитических инструментов для выявления рисков неуплаты налогов, мы выходим на проверки к предпринимателям, минимизирующим налоговые обязательства путем применения незаконных схем, кто таким образом нечестно получает конкурентное преимущество по сравнению с законопослушным бизнесом.

Сегодня каждой нашей проверке предшествует глубокий и всесторонний анализ, на основании которого мы делаем вывод о том, насколько велика вероятность нарушения налогоплательщиком налогового законодательства. В результате риск-ориентированного подхода к контрольной работе количество выездных налоговых проверок ежегодно снижается. Так, с 2007 года (когда налоговая служба опубликовала концепцию риск-ориентированного налогового контроля, согласно которой планирование выездных налоговых проверок – открытый процесс, построенный на отборе по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения) число выездных налоговых проверок сократилось в 4 раза – с 6,5 тысяч до 1,5 тысяч в 2016 году. Сегодня охват выездными проверками организаций, от числа представляющих отчетность, составляет менее одного процента. При этом все выездные проверки результативны. Их эффективность в 2016 году составила почти 9 миллионов рублей.

Екатерина Викторовна, насколько эффективен при защите прав предпринимательского сообщества институт досудебного урегулирования налоговых споров, не стал ли он формальной процедурой, лишь затягивающей итоги судебных разбирательств?

– Институт досудебного урегулирования налоговых споров функционирует с 2009 года. Он стал частью реализации государственной политики, направленной на снижение количества споров с участием государственных органов в арбитражных судах.

Возможно, на начальном этапе внедрения досудебного разбирательства кто-то и считал, что создается формальный механизм, что налоговики не будут самостоятельно отменять неправильные решения своих коллег, и в любом случае итогом спора будет суд. Но уже на первом этапе, когда обжаловались только решения по результатам проверок, мы добились качественного и объективного рассмотрения жалоб. Отменялось до 40% принятых решений. Причем, отменяя решения, мы анализировали причины отмены, что, в свою очередь, способствовало усилению ответственности сотрудников налоговых органов за соблюдением законности в налоговых правоотношениях. Был начат активный процесс формирования единой позиции налоговой службы при рассмотрении возражений налогоплательщиков с учетом сложившейся судебной практики.

– Как проходит процедура урегулирования споров в досудебном порядке?

– С 2014 года досудебный порядок стал обязательным не только при рассмотрении результатов налоговых проверок, но и при обжаловании регистрационных действий, иных актов ненормативного характера, а также действий или бездействия должностных лиц налоговых органов. Расширение сферы досудебного рассмотрения споров вызвало рост жалоб. Но если говорить о динамике последних лет, сокращается и количество судебных споров, и суммовые претензии налогоплательщиков к нам.

Процедуру обжалования можно разделить на два этапа. Получив акт проверки, еще до вынесения решения по нему, налогоплательщик может направить возражения по отмеченным в акте нарушениям. Уже на этом этапе к рассмотрению возражений подключаются подразделения досудебного урегулирования налоговых споров и, при необходимости, юристы. Затем, получив решение, принятое инспекцией по результатам проверки, налогоплательщик может подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган.

– От чего в наибольшей степени зависят результаты рассмотрения жалоб и обращений налогоплательщиков?

– Конечно, во многом – от доводов, приведенных в жалобе, полноты доказательств, обосновывающих позицию заявителя. Этому корреспондирует обязанность налоговых органов рассмотреть жалобу объективно, в рамках закона и сложившейся судебной практики.

Тем не менее, при отрицательном результате урегулирования спора налогоплательщик вправе воспользоваться судебной защитой своих интересов. Могу отметить, что ежегодно количество направленных в судебные органы претензий со стороны предпринимательского сообщества на налоговые органы Московской области сокращается. Начиная с 2011 года, снижение составило 60 процентов.

– А от кого поступает больше жалоб?

– Более половины – жалобы юридических лиц, зачастую они касаются результатов проверок. Треть – жалобы граждан, это, в основном, жалобы на действия или бездействия должностных лиц. Жалобы индивидуальных предпринимателей составляют менее 10 процентов.

– В чем основные преимущества внесудебной процедуры урегулирования споров, кто больше выигрывает, налоговики или налогоплательщики?

– Выигрывают и те, и другие. Досудебное разбирательство позволяет с минимальными затратами и в кратчайшие сроки восстановить нарушенные права налогоплательщика. Срок рассмотрения жалоб составляет от 15 дней до 1 месяца, что значительно короче, чем при рассмотрении спора в суде. Жалобы к нам подаются без уплаты пошлины. Так как процедура обращения с жалобой в налоговые органы значительно проще, чем в судебные органы, компания экономит на штате юристов. От необоснованных споров разгружаются арбитражные суды, куда стали обращаться гораздо реже. Освобожденные от большого числа длительных судебных разбирательств налоговики могут более качественно готовиться к защите интересов государства по принципиальным налоговым спорам. В целом, могу сказать, что выигрывает бизнес, выигрывает государство.

– Что еще, с вашей точки зрения, может способствовать формированию здорового бизнес-климата в регионе?

– Развитие электронных способов взаимодействия бизнеса и государства – важная составляющая в решении этой задачи. Относительно темы нашего разговора – это интернет-сервис «Узнать о жалобе», размещенный на сайте Федеральной налоговой службы. Этот ресурс позволяет в режиме онлайн получать информацию о ходе и результатах рассмотрения поданной в налоговые органы жалобы. Сервис «Решения по жалобам» создан в целях информирования о практике рассмотрения жалоб налогоплательщиков, он позволяет оценить перспективы обжалования решения налогового органа. Всего на сайте налоговой службы представлено 49 электронных сервисов, благодаря которым реализуется принцип экстерриториальности обслуживания. Налогоплательщик, находясь в любой точке мира, может получить широкий спектр услуг – от регистрации бизнеса до уплаты налогов. Линейка личных кабинетов позволяет вести диалог с налоговыми органами практически по всем вопросам.

Екатерина Викторовна, в мае предпринимательское сообщество отмечает день российского предпринимателя, что бы вы пожелали нашим читателям?

– Быть предпринимателем – особый труд. Он требует и определенной смелости в принимаемых решениях, и трезвого расчета. Хотелось бы пожелать всем представителям подмосковного бизнеса удачных проектов, здоровой конкуренции, честных партнеров, семейного благополучия и радостных событий!