ENG

Реформы в действии

50 Московская область

Дата публикации: 20.11.2017

Издание: Журнал «Бизнес-Диалог Медиа»
Тема: Интервью
Источник:  http://store.b-d-m.ru/files/business-dialog-2017-10-30.pdf

Вторая половина текущего года отмечена целым рядом изменений во взаимоотношениях налоговых органов и бизнес-сообщества: с 1 июля для большинства организаций и индивидуальных предпринимателей, ведущих наличные расчеты с населением, стало обязательным применение онлайн касс; в августе вступили в силу нормы Налогового кодекса о запрете налоговых злоупотреблений; с 1 сентября у налоговиков появились новые основания для исключения компании из ЕГРЮЛ.

На эти темы главный редактор «Бизнес-Диалог Медиа» Мария Суворовская побеседовала с руководителем Управления Федеральной налоговой службы по Московской области Екатериной Викторовной Макаровой.

Екатерина Викторовна, каковы итоги первого этапа перехода на применение касс нового поколения в Подмосковье?
 – Для большинства предпринимателей, осуществляющих наличные расчеты с населением, технология передачи фискальных данных в налоговые органы в онлайн-режиме заработала с 1 июля. В Московской области на новый порядок применения ККТ перешли свыше 9 тысяч индивидуальных предпринимателей и 17 тысяч организаций. В основном это бизнес, занятый в сфере торговли. Зарегистрировано более 90 тысяч касс нового поколения. Это даже больше, чем планировалось к замене на первом этапе реформы, т.е. на работу с новыми кассами добровольно перешли и те предприниматели, которым закон пока позволяет работать без применения ККТ.

– Что показали первые месяцы работы новой системы? Смог ли, по вашему мнению, бизнес адаптироваться к новым условиям?

- Могу отметить, что адаптации предпринимателей к новым условиям способствовал ряд факторов. К моменту старта реформы в Подмосковье уже был опыт работы с онлайн кассами. В 2014-2015 годах в регионе проводился пилотный проект по внедрению новой контрольно-кассовой техники, тогда к оператору фискальных данных было подключено более 1200 касс, принадлежащих 220 участникам эксперимента. Уже в то время мы начали широкомасштабную информационную кампанию, при этом не только разъясняли преимущества нового порядка, но и помогали зарегистрировать и освоить новую технику. И потом, внедряя в повседневный обиход онлайн кассы, налоговые органы, правительство области стремились создать условия для спокойного хода реформы.

Учитывая, что не во всех населенных пунктах региона имеется качественное интернет-соединение, обеспечивающее технологию передачи данных, предприниматели, работающие в этих местностях, освобождены от использования кассы в режиме, предусматривающем обязательную передачу информации в электронной форме через оператора фискальных данных. Соответствующее распоряжение было принято правительством Московской области в апреле этого года. На первом этапе реформы компаниям, имеющим большой парк ККТ, была дана возможность самостоятельно разработать графики замены устаревших моделей касс.

Формированию конкурентного рынка способствовало создание на сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru реестров контрольно-кассовой техники, фискальных накопителей, операторов фискальных данных. Обратившись к ним, налогоплательщик еще до покупки получил возможность проверить, легальная ли касса и содержится ли она в реестре. Запущен сервис электронной регистрации кассы, ее можно зарегистрировать как при визите в налоговую инспекцию, так и при помощи личного кабинета налогоплательщика на сайте налоговой службы. Конструктивный подход ФНС России к проверкам бизнеса в адаптационный период позволил снять спекулятивный эффект от имевшегося дефицита техники и снизить цены на нее.

И сегодня можно сказать, что реформа запущена, каких-либо сбоев в работе системы мы не наблюдаем. И надеюсь, что бизнес уже ощутил ее позитивные стороны, такие как сокращение документооборота, возможность бесконтактного администрирования кассовой техники, использование онлайн-инструментов бизнес-аналитики, позволяющей эффективно управлять бизнесом, удаленно контролировать выручку и работу персонала.

– Второй этап реформы должен завершиться 1 июля 2018 года, когда на новую технику должны будут перейти представители сферы услуг, плательщики ЕНВД и патента. В чем сложности этого этапа?

– Пожалуй, это самый сложный этап реформы, затрагивающий малый бизнес, тех предпринимателей, которые ранее не использовали кассовую технику по закону. Мы работаем с этой многочисленной категорией бизнеса. Продолжаем разъяснять, как купить новую кассу, как сделать это недорого. Во всех налоговых инспекциях работают «открытые классы», где налоговики консультируют по вопросам, связанным с работой на новых кассовых аппаратах, рассказывают о преимуществах нового порядка, моделях ККТ, помогают зарегистрировать технику через Личный кабинет. График этих мероприятий размещен в региональном разделе сайта ФНС России. Надеюсь, в ближайшее время будет на законодательном уровне решен вопрос возможности получения налогового вычета, компенсирующего расходы на приобретение кассовой техники.

Екатерина Викторовна, расскажите, пожалуйста, о нововведениях, предоставляющих налоговым органам право исключать организации из ЕГРЮЛ по новым основаниям, в частности, в связи с наличием в реестре недостоверных сведений о компании.

– ЕГРЮЛ – важнейший инструмент, позволяющий проверить благонадежность партнеров по бизнесу, избежать заключения контрактов с фирмами-однодневками или с фиктивными компаниями. На протяжении многих лет налоговые органы, будучи уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по государственной регистрации юридических лиц, проводят работу по обеспечению достоверности реестра, используя возможности, предоставленные законодательством.

В 2013 году в Гражданском кодексе была зафиксирована норма о проверке достоверности сведений реестра, но сама процедура проверки прописана не была. В 2015 году в законодательство были внесены изменения, прописывающие процесс проверки подаваемых в реестры данных, включая возможность приостановить регистрацию, упорядочивающие ответственность за ложные сведения, позволяющие налоговым органам дополнять реестры записями о недостоверности тех или иных сведений. В результате проведенной налоговиками работы в Московской области в ЕГРЮЛ внесено более 28 тысяч записей о недостоверности сведений. При этом налоговый орган обязательно до включения в реестр отметки о недостоверности предлагает руководителю организации в тридцатидневный срок исправить данные.

Новые основания для исключения юридического лица из ЕГРЮЛ действуют с 1 сентября – даты вступления в силу изменений в статью 21.1 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Теперь компании, не исправившие в реестре сведения об адресе, директоре, учредителях или участниках в течение шести месяцев с момента внесения записи об их недостоверности, могут быть ликвидированы по решению регистрирующего органа в административном порядке, аналогичном тому, как прекращаются недействующие юридические лица. До вступления в силу нового порядка ликвидация такой компании была возможна только по решению суда. Хочу подчеркнуть, что исключить из реестра такое юридическое лицо можно только при условии урегулирования в соответствии с законодательством вопросов налоговой задолженности.

– Вступили в силу дополнения Налогового кодекса об обоснованности налоговой выгоды. Ваши комментарии к ним?

– Нормы о запрете налоговых злоупотреблений внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 18.07.2017 № 163-ФЗ, он вступил в силу 19 августа.

До этого кодекс не содержал положений, запрещающих налогоплательщикам использовать формально правомерные действия, основная цель которых – неуплата налогов или получение права на их возмещение. И так как нормы закона отсутствовали, критерии оценки недобросовестности налогоплательщиков вырабатывались судебной практикой. Налоговые органы при проведении проверок и суды при оценке доказательств получения необоснованной налоговой выгоды руководствовались Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Но в связи с тем, что Российская Федерация не является страной прецедентного права, такие положения было целесообразно закрепить в Налоговом кодексе РФ. Таким образом, устранен пробел в законодательстве, позволявший недобросовестным налогоплательщикам злоупотреблять правами в целях неуплаты налогов. Критерии сделок, которые будут считаться обоснованными для налогообложения, теперь установлены законом.