ENG

Не доводите дело до… суда

50 Московская область

Дата публикации: 29.11.2018

Издание: сайт "Russian Business Guide"
Тема: Налоги
Источник:  http://www.rbgmedia.ru/post.php?id=5071

Во всем цивилизованном мире поиск решения в судебных инстанциях считается уже днем вчерашним, и все чаще стороны прибегают к механизмам медиации, позволяющим урегулировать возникший конфликт в досудебном порядке.

В налоговых правоотношениях процедура медиации представлена институтом досудебного урегулирования налоговых споров, закрепленным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Как развивается институт досудебного урегулирования у нас, в России, и, в частности, в Московской области, мы поговорили с начальником отдела досудебного урегулирования налоговых споров Управления Федеральной налоговой службы по Московской области Верой Владимировной Соловьевой.

- Вера Владимировна, для начала расскажите, что это за инструмент – досудебное урегулирование?

- Действующее в настоящее время в России правовое регулирование не позволяет налогоплательщикам обращаться в арбитражный суд или суд общей юрисдикции, минуя досудебный порядок обжалования. Законодателем таким образом была реализована концепция последовательного урегулирования налоговых споров: в досудебном и далее - в судебном порядке.

С практической точки зрения институт досудебного урегулирования налоговых споров – это, прежде всего, инструмент защиты прав и интересов налогоплательщиков, как представителей бизнеса, так и граждан.

Досудебное урегулирование споров наряду с иными системами медиации (примирения сторон в судебном либо во внесудебном порядке с привлечением профессиональных медиаторов) успешно используется с шестидесятых годов XX века в странах с романо-германской правовой системой.

В систему работы налоговых органов России процедура досудебного урегулирования налоговых споров как часть реализации государственной политики, направленной на снижение споров с участием государственных органов в судах, введена с 2009 года. Изначально она охватывала только оспаривание решений по камеральным и выездным налоговым проверкам, с начала 2014 года распространилась на все споры, включая жалобы на действия и бездействие налоговых органов, а с июля 2014 – и на вопросы регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Получив акт проверки, еще до вынесения решения по нему, налогоплательщик может направить возражения по отмеченным в акте нарушениям, они учитываются при вынесении решения по результатам проверки. После получения решения налогоплательщик может подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган.

Введение обязательного досудебного урегулирования споров по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей позволило бизнесу экономить время и средства при разрешении конфликтов и в этой сфере. Так, если заявитель не согласен с решением регистрирующего органа, он может обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой, срок рассмотрения которой составляет 15 рабочих дней, что значительно короче судебного разбирательства.

Должна отметить, что рассмотрение приведенных в жалобе доводов и доказательств, обосновывающих позицию налогоплательщика, происходит с учетом сложившейся судебной практики и практики рассмотрения аналогичных жалоб на территории всей страны. Так, в результате единого подхода унифицируется правоприменительная практика, контролируется качество решений, принимаемых инспекциями.

При отрицательном результате урегулирования спора налогоплательщик вправе воспользоваться судебной защитой своих интересов. Могу отметить, что ежегодно количество направленных в судебные органы претензий со стороны предпринимательского сообщества на налоговые органы Московской области сокращается.

Оценить перспективу обжалования конкретного решения налогового органа налогоплательщик может, обратившись к сервису ФНС России «Решения по жалобам», где размещены решения, принятые налоговыми органами при рассмотрении жалоб по важным и спорным вопросам.

- В чем преимущества досудебного урегулирования налоговых споров?

- Досудебное разбирательство позволяет с минимальными затратами и в кратчайшие сроки восстановить нарушенные права налогоплательщика, разгрузить арбитражные суды от необоснованных споров, а налоговые органы освободить от длительных судебных разбирательств.

Жалобы к нам подаются без уплаты пошлины, компания экономит на штате юристов, т.к. процесс обращения с жалобой в налоговые органы значительно проще, чем в суд.

Сроки рассмотрения жалоб установлены законом и составляют от 15 дней до 1 месяца, что значительно короче, чем при рассмотрении спора в суде.

Предусмотрена возможность восстановления нарушенных прав налогоплательщика еще в рамках процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Также важным положительным аспектом является возможность приостановления действий по исполнению вступивших в силу обжалуемых решений по результатам налоговых проверок. Другими словами, доначисленные суммы налогов по результатам налоговых проверок не взыскиваются до вынесения решения вышестоящим налоговым органом.

- А что послужило импульсом для столь активного развития именно этого направления?

- Основные задачи досудебного урегулирования - объективная проверка обоснованности жалоб налогоплательщиков, урегулирование споров до суда с целью создания комфортных условий для бизнеса.

Нормы Налогового кодекса в данной части четко сформулированы и понятны каждому налогоплательщику. Процедура досудебного урегулирования споров формализована, в кодекс введены две новые главы – 19 и 20, в которых прописан механизм обращения с жалобой и возможные итоги ее рассмотрения.

И именно простота применения данных норм кодекса, а также сжатые сроки рассмотрения жалоб послужили (и до сих пор служат) импульсом для развития этого направления деятельности налоговых органов.

Свою эффективность показало и создание в системе налоговых органов подразделений, в компетенцию которых входят обязанности по рассмотрению жалоб (обращений) налогоплательщиков. Ежегодно количество споров с участием налоговых органов сокращается на 15-20 процентов, в том числе – и в арбитражных судах, рассматривающих споры с налогоплательщиками по Московской области.

В целях внедрения и дальнейшего развития института досудебного урегулирования налоговых споров Федеральной налоговой службой утверждена Концепция развития досудебного урегулирования в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013-2018 годы. Ее цель - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе перехода на преимущественно внесудебный порядок разрешения налоговых споров.

- О каких результатах мы можем говорить сегодня?

- Досудебный порядок рассмотрения споров, закрепленный Налоговым кодексом, создает гарантии обеспечения прав налогоплательщика путем дополнительной проверки законности вынесенных решений нижестоящими налоговыми органами.

Тем самым досудебный аудит выступает своего рода фильтром, позволяя оставлять в силе только решения, имеющие судебную перспективу, а также восстанавливать нарушенное право налогоплательщиков на подачу возражений, ознакомление с документами, полученными в ходе камеральной или выездной налоговой проверки.

Подтверждением неформального подхода к рассмотрению споров во внесудебном порядке служат цифры. Так, за первое полугодие текущего года управлением удовлетворено полностью или частично 32,2% жалоб по налоговым спорам и 50% - по государственной регистрации. В связи с урегулированием возникших конфликтов и отзывом заявителями жалоб оставлено без рассмотрения 38,2% жалоб. Сумма удовлетворенных требований составила около 470 млн рублей.

Об объективности рассмотрения нами жалоб свидетельствует и тот факт, что около 80% судебных решений по спорам, прошедшим досудебное урегулирование, вынесено полностью в пользу налоговых органов.

Существенное снижение нагрузки позволяет судам, в свою очередь, формировать единообразную позицию по спорным вопросам налогового права в рамках судебной системы Российской Федерации.

Постоянно ведет работу по изучению и систематизации правовых позиций по налоговым вопросам и Федеральная налоговая служба, результатом чего стало создание информационных баз с основными правовыми позициями, изложенными в решениях по жалобам, а также сводными аналитическими материалами, в том числе по результатам оперативного анализа судебной практики. Упомянутый мною сервис «Решения по жалобам» делает их доступными и для налогоплательщиков.

Важным инновационным моментом внедрения практики досудебного урегулирования стало создание интернет-сервиса "Узнать о жалобе", размещенного на сайте налоговой службы. Данный ресурс позволяет налогоплательщикам оперативно в режиме online получать информацию о ходе и результатах рассмотрения жалобы, направленной в налоговые органы.

Успешная реализация процедур досудебного урегулирования налоговых споров позволила, в том числе, ввести в Налоговый кодекс институт налогового мониторинга, в нем в настоящее время участвует ряд крупнейших налогоплательщиков Российской Федерации. Все это свидетельствует о становлении партнерских отношений между исполнительной властью в лице налоговых органов и бизнес-сообществом.