ENG

Соблюдая дистанцию

50 Московская область

Дата публикации: 01.04.2019

Издание: Бизнес-Диалог Медиа
Тема: Налоговые проверки
Источник:  http://www.rbgmedia.ru/files/business-dialog-2019-02-45.pdf

О том, как проводятся выездные налоговые проверки и можно ли их избежать, председатель редакционной коллегии Вадим Винокуров беседует с заместителем руководителя УФНС России по Московской области Андреем Савченко.

Андрей Александрович, как уже не раз заявляла налоговая служба, в последние годы наметилась тенденция снижения количества выездных налоговых проверок. Почему это происходит, неужели налоговики отказались от своей фискальной функции?
– Ни в коем случае, фискальная функция была и будет в числе наших приоритетов. Просто в последние годы изменился подход налоговых органов к контрольной работе. Мы обладаем огромным массивом информации, поступающей к нам из самых разных источников. Более того, используя информационные технологии, мы можем оперативно анализировать не только состояние налоговой отчетности конкретной компании, мы видим все операции с ее партнерами по бизнесу, так называемыми контрагентами, можем оценивать и деятельность контрагентов, участвующих в различных схемах с целью минимизации налоговых обязательств незаконным способом. Таким образом, у налоговых органов есть реальная возможность выявлять налогоплательщиков с максимальными налоговыми рисками, и именно на них мы концентрируем свое внимание, освобождая тем самым от излишнего контроля добросовестный бизнес.

Тенденцию снижения количества проверок при росте их эффективности ФНС России продолжает уже несколько лет. Сокращается число выездных проверок и в Подмосковье. К примеру, в прошедшем году мы провели 841 выездную проверку, что почти на 40% меньше, чем в 2017 году. При этом средняя результативность одной проверки увеличилась на 6,6 млн рублей и составила почти 25 миллионов

Качественное планирование контрольных мероприятий, когда мы оцениваем не только размер доначислений, но и возможности взыскания, позволило практически в два раза увеличить поступления в бюджетную систему. В Подмосковье в 2018 году поступления по результатам проверок составили 10,5 млн рублей против 5,8 миллиона в 2017 году.

– Значит, если попался «на крючок» к налоговикам, то избежать их визита в офис не удастся?
– Даже и в этом случае избежать выездной проверки вполне возможно. Мы не скрываем от налогоплательщика обнаруженные нарушения. Более того, предлагаем ему оценить возможные риски и самостоятельно, до начала проверки, уточнить свои налоговые обязательства. Основной упор делается не на «добор» налогов проверками, а на побуждение компаний к добровольному исполнению налоговых обязательств. В одном из своих выступлений руководитель Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин подчеркнул, что результат контрольной работы должен измеряться состоянием администрируемой среды, изменением модели поведения налогоплательщиков, отказом от использования схем и, в конечном итоге, ростом уплаты налогов в бюджет, адекватным росту экономики. В Подмосковье на долю добровольных уточнений налогоплательщиками своих обязательств после проведенной налоговиками аналитики приходится более 28% от общего объема поступлений по контрольно-аналитической работе. Это 4,3 млрд рублей, что почти в 3 раза больше, чем в 2017 году.

– В итоге, можно сказать, «и волки сыты, и овцы целы»?
– Наверное, это грубовато, но в целом при таком подходе бюджет получает налоги, учитывая ошибки, продолжает работать компания, не отвлекаются на затратные контрольные мероприятия налоговые органы. Но главное – создается «чистая» бизнес-среда, формируется благоприятный деловой климат. Именно он ведет к созданию новых рабочих мест и развитию предпринимательства. Кстати, сегодня мы практически не проверяем малый бизнес. Минимального охвата проверками этой части налогоплательщиков удалось добиться, благодаря в том числе внедрению онлайн-касс.

– Но если компания не хочет платить добровольно, даже если ей было указано на ошибки?
– Такие компании включаются в план выездных проверок в приоритетном по- рядке, особенно если они используют агрессивные схемы уклонения от уплаты налогов. И если речь идет о схемах, то проверка проходит с привлечением правоохранительных органов. Это позволяет выявить и собрать полную и неопровержимую доказательную базу, свидетельствующую о неуплате налогов в крупном размере, чаще всего влекущую уголовное наказание. При этом работа идет не только с проверяемой компанией, но и с теми, кто участвует в схемах, с организаторами «фирм-однодневок». Невозможно создать «чистую» среду, устраняя лишь последствия.

В прошедшем году мы совместно с органами внутренних дел провели 266 выездных проверок. Их эффективность со- ставила 50,7 млн рублей, что в два раза выше, чем по всем выездным налоговым проверкам области. Возбуждено 95 уголовных дел. Сумма возмещенного ущерба по данным уголовным делам составила почти 900 млн рублей.

– Удается ли оспорить доначисленные в ходе проверок суммы?
– Закон позволяет обжаловать решения по итогам проверки, сначала в досудебном порядке, потом через арбитраж. Но мы тщательно готовимся к проверке, стараемся в ее процессе собрать неопровержимые доказательства нарушений, при принятии решений учитываем сложившуюся судебную практику. Огромная работа не должна быть проделана зря. И если взять итоги прошедшего года, то решениями судов и вышестоящих налоговых органов позиция проверяющих не поддержана лишь в части шести процентов оспариваемых налогоплательщиками сумм.