РУС ENG

Валютный контроль

Полномочия ФНС России при осуществлении функции органа валютного контроля

^К началу страницы

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 № 300) Федеральная налоговая служба наделена функциями органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Названным постановлением ФНС России наделена полномочиями:
  • осуществлять контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (пп. 5.1.5);
  • устанавливать (утверждать) формы, форматы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов), об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и способ их представления резидентом налоговому органу;
  • устанавливать (утверждать) форму уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось (пп. 5.9.22).
Налоговый орган и его должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
  1. проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  2. проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
  3. запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;
  4. выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
  5. применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Налоговые органы при осуществлении функции по контролю за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации руководствуются Административным регламентом, утвержденным приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418@.

Основанием для назначения проверки является получение из внутренних и (или) внешних источников (в том числе в ходе проведения камеральных и выездных налоговых проверок) документов и (или) информации, свидетельствующих о фактах нарушения валютного законодательства.

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за нарушения валютного законодательства установлена ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса (УК РФ).

В соответствии с п. 80 ч. 2 ст. 28.3 и абз. 2 ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов и агентов валютного контроля помимо ст. 15.25 КоАП РФ вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.7 КоАП РФ, ст. 17.9 КоАП РФ, ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, ст. 19.6 КоАП РФ, ст. 19.7 КоАП РФ.

Кроме того, согласно п. 12 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.

Применять меры ответственности за нарушения валютного законодательства по статье 15.25 КоАП РФ имеют право только органы валютного контроля, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 5.1 и ч. 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ, дела по которым подлежат рассмотрению судьями.


УВЕДОМЛЕНИЯ О ЗАРУБЕЖНЫХ СЧЕТАХ (ВКЛАДАХ) РЕЗИДЕНТОВ

^К началу страницы

Физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 12 № 173-ФЗ от 10.12.2003).

Налоговым органом по месту учета резидента является:
  • для физического лица: налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории Российской Федерации), в случае отсутствия на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) - налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества;
  • для юридического лица: налоговый орган по месту его нахождения.
Требования к порядку открытия счетов (вкладов) в зарубежных банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не применяются к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, а также к физическим лицам - резидентам, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае признания федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, таких физических лиц не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде.

Сроки представления уведомлений

Уведомление об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, необходимо представить в налоговые органы по месту своего учета не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов).

Физические лица - резиденты, не представлявшие уведомления об открытии (закрытии, изменении реквизитов) зарубежных счетов в связи с пребыванием за пределами территории Российской Федерации более 183 дней, и срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в истекшем календарном году в совокупности составил 183 дня и менее, обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) своих зарубежных счетов в срок до 1 июня календарного года, следующего за таким истекшим календарным годом.

Порядок представления уведомлений
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика;
  • лично;
  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • через представителя (лицо, на имя которого оформлена нотариально удостоверенная доверенность на совершение соответствующих действий).
Нарушение порядка и сроков представления уведомлений

Нарушение установленного срока, а также представление в налоговый орган не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 статьи 15.25 КоАП РФ.

Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, влечет привлечение к административной ответственности по ч. 2.1 статьи 15.25 КоАП РФ.

ОТЧЕТЫ О ДВИЖЕНИИ СРЕДСТВ ПО ЗАРУБЕЖНЫМ СЧЕТАМ

^К началу страницы

Физические лица, юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют налоговым органам по месту своего учета либо постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации (ч. 7 ст. 12 № 173-ФЗ от 10.12.2003).

Физическое лицо не представляет налоговым органам отчет о движении средств по своему счету (вкладу), открытому в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, при соблюдении следующих условии:
  • банк или иная организация финансового рынка расположены на территории государства - члена ЕАЭС или на территории иностранного государства, которое осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или иным заключенным с Российской Федерацией международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией (Перечень государств (территорий), осуществляющих автоматический обмен финансовой информацией с Российской Федерацией);
  • общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (вклад) (списанных с указанного счета (вклада)) за отчетный год, не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей*, либо остаток денежных средств на указанном счете (вкладе) по состоянию на конец отчетного года не превышает 600 000 рублей или сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублей*, если в течение отчетного года зачисление денежных средств на указанный счет (вклад) не осуществлялось.

* Пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации производится по курсу Центрального банка Российской Федерации по состоянию на 31 декабря отчетного года.

Требования к порядку представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации не применяются к физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, а также к физическим лицам - резидентам, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае признания федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, таких физических лиц не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде.

ОТЧЕТЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

^К началу страницы

Правила представления физическими лицами - резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2015 № 1365 (далее – Правила).

По всем счетам (вкладам), открытым в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляется один отчет с соответствующим количеством листов № 2 и 3.

Сроки представления отчетов физическими лицами

Физическое лицо - резидент представляет в налоговый орган по месту своего учета отчет о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) ежегодно, до 1 июня года, следующего за отчетным годом.

В случае закрытия счета (вклада) в отчетном году отчет представляется за период с 1 января отчетного года (или с даты открытия счета (вклада) в отчетном году) по дату закрытия счета (вклада) включительно одновременно с уведомлением о закрытии счета (вклада) в срок, не позднее одного месяца со дня закрытия счета (вклада).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 30.05.2020 № 792) срок представления физическими лицами-резидентами отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) за отчетный 2019 год продлен до 1 декабря 2020 года.

Порядок представления отчетов
Отчет о движении средств физического лица по зарубежному счету может быть представлен следующими способами:
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика;
  • на бумажном носителе непосредственно физическим лицом;
  • на бумажном носителе представителем физического лица, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Отчет на бумажном носителе представляется (направляется) в 2 экземплярах (один экземпляр с отметкой налогового органа о принятии отчета возвращается физическому лицу - резиденту либо его представителю, второй экземпляр отчета остается в налоговом органе).

ОТЧЕТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

^К началу страницы

Правила представления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями налоговым органам отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2005 № 819.

По каждому счету (вкладу), открытому в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, представляется отдельный отчет с подтверждающими документами.

По мультивалютному счету (вкладу) количество листов № 3, 4 и 5, представляемых в составе отчета, должно соответствовать количеству валют счета (вклада).

Сроки представления отчетов

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель представляют налоговым органам по месту своего учета либо постановки на учет в качестве крупнейших налогоплательщиков отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) и документы (выписки или иные документы, выданные банком или иной организацией финансового рынка в соответствии с законодательством государства, в котором зарегистрирован банк или иная организация финансового рынка), подтверждающие сведения, указанные в отчете, ежеквартально, в течение 30 дней по окончании квартала.

Порядок представления отчетов
Отчеты о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) и подтверждающие документы представляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями следующими способами:
  • в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота;
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика;
  • на бумажном носителе непосредственно представителем юридического лица - резидента, индивидуальным предпринимателем - резидентом либо его представителем, полномочия которого подтверждены в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
До установления ФНС России формата отчета, представляемого в электронной форме, отчет и подтверждающие документы необходимо представлять на бумажном носителе.

Отчет на бумажном носителе представляется (направляется) в 2 экземплярах (один экземпляр с отметкой налогового органа о принятии отчета возвращается непосредственно представителю юридического лица - резидента, индивидуальному предпринимателю - резиденту либо его представителю, второй экземпляр отчета вместе с подтверждающими документами остается в налоговом органе).

Подтверждающие документы представляются в той форме, в которой представляется отчет (на бумажном носителе в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии либо в электронной форме). Одновременное представление отчета и подтверждающих документов в разных формах (на бумажном носителе и в электронной форме) не допускается.

Нарушение порядка и сроков представления отчетов

За нарушение установленного порядка представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) и (или) подтверждающих документов предусмотрена административная ответственность, установленная ч. 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

За нарушение сроков представления отчетов о движении средств по зарубежным счетам (вкладам) и (или) подтверждающих документов установлена дифференцированная ответственность в зависимости от количества дней просрочки представления отчета (ч. 6.1 – 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ):
  • на срок не более чем на 10 дней;
  • на срок более чем на 10 дней, но не более чем 30;
  • на срок не более чем на 30 дней.

За повторное нарушение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) подтверждающих документов административная ответственность установлена ч. 6.5 статьи 15.25 КоАП РФ.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ

^К началу страницы

К валютным относятся операции, установленные п. 9 ч. 1 ст. 1 № 173-ФЗ от 10.12.2003.

По общему правилу, расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках.

Закон допускает проведение расчетов при осуществлении валютных операций без использования счетов в уполномоченных банках в следующих случаях:
  • случаи, установленные ч. 2 и ч. 3 ст. 14 № 173-ФЗ от 10.12.2003;
  • за счет средств, зачисленных на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с валютным законодательством (абз.2 ч. 2 и ч. 4 ст. 14 № 173-ФЗ от 10.12.2003).

Случаи, когда резидент вправе переводить и зачислять средства на свои счета в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, установлены ст. 12 № 173-ФЗ от 10.12.2003.

Зачисление денежных средств на счета (во вклады) резидентов в организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и списание денежных средств с таких счетов (вкладов) осуществляются во всех случаях без ограничений (Указание Банка России от 24.12.2019 № 5371-У).

Валютные операции между резидентами

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением валютных операций, приведенных в ст. 9 № 173-ФЗ от 10.12.2003.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 № 173-ФЗ от 10.12.2003.

С 1 января 2020 года физические лица – резиденты могут без ограничений зачислять средства от нерезидентов на свои зарубежные счета при условии:
Валютные операции между нерезидентами
Нерезиденты вправе осуществлять между собой:
  • без ограничений переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации с зарубежных счетов (вкладов) на счета (вклады) в уполномоченных банках или счетов (вкладов) в уполномоченных банках на зарубежные счета (вклады) или счета (вклады) в уполномоченных банках;
  • без ограничений на территории Российской Федерации, а также с территории Российской Федерации переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации без открытия банковских счетов и получать на территории Российской Федерации переводы иностранной валюты и валюты Российской Федерации без открытия банковских счетов;
  • расчеты в наличной иностранной валюте или валюте Российской Федерации с учетом предельного размера наличных расчетов, предусмотренного законодательством Российской Федерации;
  • валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о рынке ценных бумаг.

Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (вклады) в уполномоченных банках, за исключением случаев, установленных ч. 1.1 ст. 10 № 173-ФЗ от 10.12.2003.

Ответственность за совершение валютных операций с нарушением валютного законодательства

За осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации ч. 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Административная ответственность, установленная ч. 1 статьи 15.25 КоАП РФ, за совершение административных правонарушений, связанных с осуществлением валютных операций по внешнеторговым договорам (контрактам), расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, не применяется к резиденту, осуществившему в установленные сроки зачисление денежных средств на свой зарубежный счет (вклад) и списание с указанного счета таких денежных средств с последующим их зачислением в полном объеме на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке не позднее сорока пяти дней со дня зачисления их на зарубежный счет (вклад).

УЧАСТНИКАМ ВЭД

^К началу страницы

Требование о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации

Резиденты, если иное не предусмотрено № 173-ФЗ от 10.12.2003, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, обеспечить:
  • по экспортным договорам: получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся за исполненные обязательства в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) (п. 1 ч. 1 ст. 19 № 173-ФЗ от 10.12.2003);
  • по импортным договорам: возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не исполненные обязательства по указанным договорам (контрактам) (п. 2 ч. 1 ст. 19 № 173-ФЗ от 10.12.2003);
  • по договорам предоставления займа нерезидентам: получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями договоров займа (п. 3 ч. 1 ст. 19 № 173-ФЗ от 10.12.2003).

Перечень случаев, когда резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации, причитающуюся по внешнеторговому договору (контракту) или договору займа, установлен ч.ч. 2, 4, 4.1, 4.2, 4.3, 5, 6 и 7 ст. 19 № 173-ФЗ от 10.12.2003, а также ч. 4 ст. 2 № 265-ФЗ от 02.08.2019.

С 1 января 2020 года отменено требование о репатриации денежных средств на счета резидентов в уполномоченных банках по внешнеторговым нетоварным экспортным договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации.

Для товарных экспортных договоров по отдельным кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, соответствующих указанным условиям, также предусмотрена поэтапная (до 2024 года) отмена требования о репатриации денежных средств (Закон № 265-ФЗ от 02.08.2019).


Перечень резидентов, в отношении которых иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза введены меры ограничительного характера

В соответствии с абзацем ч. 4.2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ резиденты признаются исполнившими обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, в случае, если:

  • в отношении резидента иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза введены меры ограничительного характера;
  • такой резидент включен в перечень резидентов, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, согласованный с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере валютной деятельности, и Центральным Банком Российской Федерации и размещенный на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Включение резидента в указанный перечень, согласно абзацу второму ч. 4.2 ст. 19 Закона № 173-ФЗ, осуществляется на основании его письменного заявления, представленного в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и содержащего указание на нормативный правовой акт соответственно иностранного государства, государственного объединения и (или) союза и (или) государственного (межгосударственного) учреждения иностранного государства или государственного объединения и (или) союза о введении в отношении такого резидента мер ограничительного характера.

Ответственность за нарушение требования о репатриации денежных средств

За невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за исполненные обязательства по внешнеторговому договору (контракту) либо в соответствии с условиями договора займа, ч. 4 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.

За невыполнение резидентом, включенным в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за исполненные обязательства по внешнеторговому договору (контракту), административная ответственность установлена ч. 4.2 ст. 15.25 КоАП РФ.

За невыполнение резидентом, в том числе включенным в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, на который распространяются требования валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, ч. 4.3 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не исполненные обязательства по внешнеторговому договору (контракту), влечет привлечение к административной ответственности, установленной ч. 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

За совершение действий (бездействия), предусмотренных частями 4, 4.2, 4.3 и 5 статьи 15.25 КоАП РФ, если сумма зачисленных с нарушением установленного срока либо не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта), договора займа с нерезидентом по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям, превышает сто миллионов рублей и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, административная ответственность установлена ч. 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ.

Совершение резидентом, включенным в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, административного правонарушения, выразившегося в невыполнении резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не исполненные обязательства по внешнеторговому договору (контракту), влечет привлечение к административной ответственности, установленной ч. 5.3 статьи 15.25 КоАП РФ.

Административная ответственность, установленная ч. 4 статьи 15.25 КоАП РФ, не применяется к резиденту, осуществившему в установленные сроки зачисление денежных средств на свой зарубежный счет (вклад) и списание с указанного счета таких денежных средств с последующим их зачислением в полном объеме на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке не позднее сорока пяти дней со дня зачисления их на зарубежный счет (вклад).

Административная ответственность за невыполнение установленного валютным законодательством требования о репатриации денежных средств не применяется, если не позднее 45 дней от установленного внешнеторговым договором срока резидент исполнил указанную обязанность.

За нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере (свыше 100 миллионов рублей) от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства Российской Федерации о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в установленном порядке денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию Российской Федерации (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, совершенные лицом, подвергнутым административному наказанию за деяния, предусмотренные ч. 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ, установлена уголовная ответственность ст. 193 УК РФ.

За совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, установлена уголовная ответственность ст. 193.1 УК РФ.

Требование о постановке контракта (кредитного договора) на учет в уполномоченном банке

Резидент, являющийся стороной по экспортному контракту, по импортному контракту либо по кредитному договору, должен осуществить их постановку на учет в уполномоченном банке в порядке, установленном гл. 5 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

Сумма обязательств по контрактам (кредитным договорам), на которые распространяются требования о постановке на учет в уполномоченном банке, должна быть равна или превышать эквивалент:
  • для импортных контрактов или кредитных договоров - 3 млн. рублей;
  • для экспортных контрактов - 6 млн. рублей.

Резиденты (юридические лица, физические лица (по договорам займа с нерезидентами), индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой) при осуществлении валютных операций обязаны оформлять документы, связанные с исполнением внешнеторговых договоров (контрактов), договоров займа и представлять их в уполномоченный банк в соответствии с Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И.

В случаях, установленных Инструкцией Банка России от 16.08.2017 № 181-И, резиденты представляют в уполномоченный банк установленные ч. 4 ст. 23 № 173-ФЗ от 10.12.2003 документы, связанные с проведением операций, с учетом требований к таким документам, установленных ч. 5 ст. 23 № 173-ФЗ от 10.12.2003, а также справку о подтверждающих документах.

Ответственность за непредставление документов при осуществлении валютных операций

За непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении девяноста дней после окончания установленного срока предусмотрена административная ответственность, установленная ч. 6.3-1 статьи 15.25 КоАП РФ.


Документы

Об утверждении форм, форматов уведомлений об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и способа их представления резидентом налоговому органу, формы уведомления о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось
16.06.2020

О требованиях валютного контроля в отношении внешнеторговых договоров (контрактов) в связи с принятием Федерального закона от 02.08.2019 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств»
31.12.2019

О случаях зачисления денежных средств на счета (во вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации организациях финансового рынка, и списания денежных средств с таких счетов (вкладов)
17.04.2020

Все документы по теме