РУС ENG

В Санкт-Петербурге подвели итоги Международной ассамблеи налоговых консультантов

Дата публикации: 20.09.2013 16:56 (архив)

18-20 сентября в Санкт-Петербурге прошла Международная ассамблея налоговых консультантов – МАНК 2013, которая была проведена Палатой налоговых консультантов Российской Федерации (член Европейской конфедерации налоговых консультантов).

В работе ассамблеи приняли участие около 700 участников, в том числе налоговые консультанты государств-членов Европейской конфедерации налоговых консультантов (CFE), Азиатско-тихоокеанской ассоциации налоговых консультантов (AOTCA), члены Палаты налоговых консультантов Российской Федерации, представители государственных органов власти, в том числе из ФНС России и бизнес-сообщества.

В течение трех дней состоялись заседания профессионального и налогового комитетов Европейской конфедерации налоговых консультантов, Международный налоговый форум, круглые столы и семинары, авторские мастер-классы, налоговая выставка МАНК- 2013, а также другие мероприятия.

Следует отметить, что в работе Ассамблеи приняли участие признанные специалисты в области международного налогообложения, в том числе: заместитель Руководителя Федеральной налоговой службы Алексей Оверчук; председатель Налогового комитета Европейской конфедерации налоговых консультантов, Италия Пьерджорджио Валенте; член Президентского совета Палаты налоговых консультантов, руководитель группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин, член Азиатско-тихоокеанской ассоциации налоговых консультантов Дэвид Рассел, доктор Клеменс Новотный (институт LeitnerLeitner, Линц/Будапешт); доктор, руководитель международной налоговой практики, Linde Group Вольфганг Зальцберг; доктор Вольфганг Кесслер (университет Фрайбурга, Германия).

Кроме того, в работе Ассамблеи приняли участие представители ведущих российских и международных юридических и консалтинговых компаний.

В ходе проведения Ассамблеи участники обсудили все актуальные проблемы налоговой политики и администрирования, в частности последние инициативы по борьбе с налоговыми злоупотреблениями разработанные ОЭСР и поддержанные лидерами стран G20, а также их возможное влияние на деятельность бизнеса.

Среди тем, вызвавших наибольший интерес, следует выделить следующие:

  • Общие нормы противодействия налоговым злоупотреблениям (General Anti-Avoidance Rules): работают ли они в действительности или только отталкивают иностранных инвесторов;
  • Размывание налоговой базы и перемещение прибыли (Base Erosion and Profit Shifting);
  • Фактическое право собственности на доходы (Beneficiary ownership) – современные тенденции в ОЭСР;
  • Обновленные предложения ОЭСР по интерпретации и применению понятия «постоянное представительство»;
  • Трансфертное ценообразование: вопросы практики.

Много вопросов среди участников было по трансфертному ценообразованию. В международном контексте - в связи с инициативами ОЭСР по внесению изменений в Руководство ОЭСР по трансфертному ценообразованию для транснациональных компаний и налоговых администраций, в российском контексте – в связи с вступлением в силу с 2012 года раздела V.1 НК РФ.

Во время круглого стола по трансфертному ценообразованию заместитель Руководителя ФНС России А.Л. Оверчук и начальник Управления трансфертного ценообразования и международного сотрудничества Д.В. Вольвач отметили, что в целом новые правила в России соответствуют международно-признанным стандартам, что подтверждает одобрение профильным налоговым комитетом ОЭСР соответствующего отчета еще в январе текущего года.

Запущенная с прошлого года Федеральной налоговой службой российская программа заключения соглашений о ценообразовании для целей налогообложения состоялась. И при этом качество работы находится на самом высоком международном уровне. Средний срок, в течение которого заключается соглашение о ценообразовании в России, составляет около 11 месяцев (от формальной подачи заявления о заключении соглашения до его подписания). В то же время в Канаде этот срок составляет 47,3 месяца, в Китае – 42,5, в США – 38,9, в Великобритании – 16,9. При этом нужно понимать, что в России правовые нормы, позволяющие заключать соглашения о ценообразовании, появились в 2012 году, тогда как в перечисленных странах в начале и середине 90-х г.г. прошлого века.

Уже сейчас ФНС России заключила шесть соглашений о ценообразовании с крупнейшими налогоплательщиками. Продолжается работа над более чем 20 поданными заявлениями о заключении соглашений о ценообразовании. В отношении трех проектов соглашений представленных налогоплательщикам вынесено решение об отказе.

Кроме того, важно отметить, что в короткие сроки созданная инфраструктура формирования, направления, принятия, обработки и анализа контролируемых сделок работает уже в штатном режиме. Сегодня в налоговые органы поступило около 200 уведомлений, в которых содержится уже около 210 тыс. сделок. При этом абсолютное большинство из них, а именно 99,8% представлены в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

С конца года, после завершения отчетного периода сдачи уведомлений о контролируемых сделках и анализа соответствующей информации о сделках, начнется этап проведения контрольных мероприятий.

Таким образом, последовательно реализуется план по созданию в Российской Федерации системы контроля за трансфертным ценообразованием, изначально базирующейся с учетом передовых международных тенденций в этой сфере.

Следует отметить, что проведение Ассамблеи вызвало положительные отзывы участников, а также способствовало повышению профессионализма специалистов в области налогообложения и формированию налоговой культуры в обществе.