ENG

Как зарегистрировать бизнес, используя технологии искусственного интеллекта, рассказали на заседании Общественного совета при Управлении

Дата публикации: 05.04.2024 18:53

В УФНС России по Нижегородской области состоялось первое в 2024 году заседание Общественного совета. Главной темой встречи стала государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с применением технологий искусственного интеллекта. 

В настоящее время компании и индивидуальные предприниматели предпочитают электронное взаимодействие с налоговыми органами, в том числе при регистрации бизнеса. В 2023 году доля электронной регистрации выросла до 85% за счет развития онлайн-сервисов ФНС России. Об увеличении статистики говорят цифры. Так, в регистрирующий орган Нижегородской области на регистрацию поступило более 61 тыс. комплектов документов в электронном виде.

Подробнее о преимуществах электронной регистрации рассказала начальник отдела регистрации и учета налогоплательщиков Наталия Завьялова

Электронная регистрация имеет существенные преимущества для заявителя, поскольку она прозрачна, позволяет экономить время и получить качественную госуслугу, не выходя из дома. 

Сегодня электронная регистрация позволяет открыть бизнес от одного до трех дней. Этого удалось достичь за счет внедрения технологии искусственного интеллекта. Так, доля автоматических решений о регистрации ЮЛ и ИП в 2023 году составила 29% от общего числа решений, поступивших в электронном виде через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». К тому же, применение онлайн-регистрации позволяет снизить количество ошибок при заполнении документов, что приводит к сокращению отказов при регистрации.

Особое внимание на заседании уделено новому комплексному сервису Федеральной налоговой службы «Старт бизнеса онлайн», который позволяет онлайн и без личного обращения в госорганы и финансовые организации зарегистрировать ИП или компанию, получить электронную подпись и открыть счет в банке. Сервис будет работать в рамках эксперимента до 1 марта 2025 года.

Важное условие – заявитель должен иметь подтвержденную учетную запись на портале государственных услуг и подтвержденную биометрию в Единой биометрической системе.

«Через данный сервис можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или открыть ООО с единственным учредителем, одновременно являясь руководителем общества. При подготовке документов для регистрации бизнеса заявителю необходимо выбрать банк, в котором он откроет счет, затем дать согласие на удаленную выдачу электронной подписи и направить документы для регистрации бизнеса и открытия счета через сервис ФНС России», - заключила Наталия Завьялова.

Подробную информацию о сервисе можно узнать на промостранице.

«В современных условиях развитие и возможности интерактивных сервисов ФНС России способствуют комфортному переходу к электронному взаимодействию бизнеса с налоговой службой. Используя комплексный сервис, у налогоплательщика есть отличная возможность зарегистрировать свой бизнес, открыть расчетный счет и начать осуществлять деятельность буквально за несколько часов», - прокомментировал руководитель Управления Антон Закамский.

В ходе заседания также рассмотрены законодательные изменения применения машиночитаемой доверенности и вопросы перевыпуска квалифицированных электронных подписей Удостоверяющего центра ФНС России для руководителей организаций. 

В рамках своего выступления начальник отдела работы с налогоплательщиками Елена Опарина обратила внимание членов совета, что в соответствии с Федеральным законом от 04.08.2023 №457-ФЗ с 1 сентября 2023 года аккредитованные Удостоверяющие центры, указанные в реестре Минцифры России, выдают квалифицированные сертификаты только физическим лицам. «Теперь для представления интересов организаций и индивидуальных предпринимателей в электронном пространстве новым сотрудникам необходимо использовать машиночитаемые доверенности в связке с его личным квалифицированным сертификатом электронной подписи физического лица», - подчеркнула Елена Опарина.

Из других изменений стоит отметить то, что с 1 сентября 2024 года представлять электронную отчетность юридические лица и ИП через представителя смогут только с использованием МЧД. Кроме этого, с 1 марта уполномоченные представители отдельных категорий налогоплательщиков при представлении налоговых деклараций в налоговые органы обязаны использовать только электронные доверенности. К их числу, в частности, относятся налогоплательщики, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, а также налогоплательщики, для которых обязанность представлять налоговую отчетность в электронной форме предусмотрена частью второй Налогового кодекса РФ. 

О возможности перевыпуска квалифицированных электронных подписей в Личном кабинете налогоплательщика рассказал начальник отдела информационной безопасности Андрей Липатов, который отметил, что всего на сегодняшний день в налоговых органах Нижегородской области выпущено более 151 тыс. КЭП. 

Он напомнил, что сертификат квалифицированной электронной подписи Удостоверяющего центра ФНС России действует 15 месяцев, поэтому квалифицированную электронную подпись необходимо периодически перевыпускать.

Для удобства налогоплательщиков удобнее осуществить перевыпуск через Личный кабинет без необходимости посещения Удостоверяющего центра ФНС России, поскольку этот процесс занимает всего несколько минут. Около 40% руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, у которых подходит к окончанию срок действия сертификата КЭП, пользуются сервисом перевыпуска квалифицированных электронных подписей в Личном кабинете.

«Для этого в Личном кабинете необходимо подать заявление на перевыпуск сертификата электронной подписи, дождаться завершения автоматических проверок, затем перейти к пошаговому выпуску и записи ключа электронной подписи на носитель», - заключил Андрей Липатов.

Завершая мероприятие, Антон Закамский поблагодарил всех участников за активную и продуктивную работу и обратил внимание, что такие встречи проводятся не только для информирования об изменениях налогового законодательства, но и для получения обратной связи от членов Общественной совета.